Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020

Трезвый день или трезвая жизнь

Ирина Кобзева | 17.09.2019 07:36:53
Трезвый день или трезвая жизнь

Автор открыток «Пьяная серия» – художник-карикатурист Владимир Кадулин. Взлёт его популярности пришёлся на начало XX века

Почему в 1913 году по настоянию Православной церкви в России установили День трезвости – 11 сентября?

Первый ответ, который приходит на ум: допились! Но через столетие станет ясно – в то время наш народ был великим трезвенником. Есть такая шутка: для России не так страшны катаклизмы, измеряемые в тротиловом эквиваленте, как в этиловом. Этиловый «взрыв» случился в жуткие девяностые-нулевые годы, когда рухнуло всё: страна, экономика, справедливость, равенство и братство. Народ спивался массово, от безверья, нищеты, ужаса, безысходности. 

В 1913-м на душу населения в России приходилось 4,7 литра спирта в год. А в страшных 1990-2000 среднедушевой показатель рванул за 20 литров. Сейчас мы стабильно снижаем градус пьянства и пьём не больше, чем в Молдове, Чехии, Литве наконец. Правда, пьём по-прежнему крепковато и мрачновато, со скандальными разборками, суицидами, убийствами и частичной потерей памяти: «Расскажи мне, что я вчера делал?».

Падение уровня потребления спиртосодержащих напитков, по данным Минздрава, обозначилось в 2015 году – с 13,6 литра мы «снизили градус» до 11,7 литра. Есть и неофициальные данные. 

Живая вода или мёртвая?

Славяне, наши древние предки, состояли с алкоголем в почтительных отношениях: пили медовуху, брагу, хмельной квас – не крепче 1,6 градуса. Употребляли исключительно по праздникам, а их тогда было немного, в основном – великие победы.

Вино, проникшее на Русь разными тропами: из Византии, от латинян, естественно, было по карману исключительно богатым людям – князьям, купцам. В чистом виде его не пили, разбавляли водой, как до сих пор делают в Греции, Аргентине, Португалии, Франции. Мы не разбавляем.

В 1386 году генуэзцы привезли в Россию виноградный спирт «аквавит», в переводе с латинского – живая вода. В то время никто и подумать не мог, что она превратится в мёртвую, во всяком случае для русских. «Аквавит» передали в дар великому князю Дмитрию Донскому, и больше об этом напитке не вспоминали. 

Но в 1429 году виноградный спирт снова появился на Русской земле, причём в больших количествах. В этой экспансии участвовали не только латиняне, но и русские купцы в содружестве с греческими монахами. Заморский напиток валил людей с ног. Не удержусь от сравнения: как спирт «Рояль» в девяностые годы. Правда, последствия разные – от «Рояля» умирали. А экологически чистый «аквавит» всё же признали вредным и запретили ввозить в Московское государство. Однако ящик Пандоры уже был открыт. 

В 1448-1474 годы русские люди сами освоили технологию выгона спирта, который изготовляли в богатых домах и называли «хлебным вином». Церковь уже тогда заняла принципиальную позицию относительно пьянства и запретила простолюдинам прикладываться к рюмке. Но зелёный змий вылетел из бутылки.

При Иване Грозном в Москве открыли первый «царёв кабак» для опричников, это случилось сразу после победы над Казанью. Дальше винный ком покатился по всей Руси-матушке. Во времена Михаила Фёдоровича (первый Романов) государство взяло под контроль домашнее и всякое другое виноварение. Все, кто желал изготовить спиртное дома, должны были явиться в кабак за разрешением. При этом указывалась причина, по которой требовались человеку вино или пиво, а также предполагаемое количество спиртного.

Кто, когда и сколько «укурил» вина

В Ельце сохранилась «Явочная книга» тех лет. В неё внесены данные – кто, когда и сколько «укурил» себе вина или пива. 

«Явочную книгу» учредили не случайно. Всё продумано. Занесённые в неё сведения о людях, получивших разрешение на варку вина, позволяли следить за корчейниками, занимающимися продажей «безъявочного» пития – палёного в переводе на современный язык. 

Елецкий кружечный голова Несмеянов 10 сентября 1615 года в «Явочной книге» записал и одобрил 615 заявок – горожане получили право в течение 10 месяцев варить вино на домашние нужды.

Чаще других с просьбой «укурить винца» обращались казаки, потому что пили они усердно, но… зимой, поскольку к весне выступали на порубежную и полевую службу, где нужно было соблюдать трезвость. 

Елецкие стрельцы «приказа» головы Филиппа Тюнина пили меньше. За 10 месяцев разрешение на виноварение попросили 70 человек, а казаков – 392. В «Явочной книге» зафиксировано, что вино варили не только на поминки, свадьбы, рождение детей, крестины, именины и новоселья, но и для «государевой службы». «Явочная книга» – наглядное свидетельство того, что государство отслеживало и регулировало изготовление вин в России. А чуть позже оно стало применять жёсткие меры к тем, кто пытался торговать спиртным нелегально.

В 1749 году императрица Елизавета выпустила Указ «Об исполнении указов о курении вин и продаже». В нём говорилось, что, если станут вином, пивом, мёдом и пьяными брагами шинковать, если и впервые, чинить тем людям жестокое наказание, «бив кнутом, ссылать одних на вечное жильё в Оренбург». Если соседи не сообщали о недозволенной продаже винных напитков, то с них брали штраф по 1 рублю с десяти дворов, и сверх того тем, «в котором десятке таковое воровство явится, учинить тому десятку и его десятнику жестокое наказание батожьем, чтобы друг за другом накрепко смотрели».

При Петре I вино по России полилось рекой. Государство окончательно определилось в своём отношении к кабакам как к источнику прибыли, их контролировали царские чиновники.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

К концу XIX века народ устал от пьянства, о чём свидетельствуют бунты трезвости. Крестьяне Шовской волости Лебедянского уезда решением схода запретили односельчанам посещать питейные заведения. Ситуация была критической в том смысле, что пьющие люди края не знали, и если уж набирали соответствующий градус эмоций, то дело доходило и до убийства. Газета «Тамбовские ведомости» описывает трагический случай: 8 мая 1882 года в одном из кабаков села Шовское три крестьянина заспорили из-за десяти копеек. Словесная перебранка закончилась дракой – один из участников от удара по голове скончался. 

Трезвые, разумные люди боролись со спаиванием как могли. В январе 1883 года крестьянский сход постановил закрыть все шесть кабаков, находившихся на территории волости. Однако землевладельцы из городских за хорошую плату готовы были приютить кабаки на своих землях. 

В 1894 году в России началось реформирование винно-водочной сферы – государство вводило монополию на производство водки. Многие тогда считали, что таким образом формируется «пьяный» бюджет страны. Но историки утверждают: акцизная система приносила в казну бо́льшую прибыль, нежели водочная монополия. И если сравнить долю питейного дохода в госбюджетах конца XIX века, то в Великобритании она составляла 27 процентов, у нас – 24.

Исследователь истории водки в России Вильям Похлебкин писал: «Россия вовсе не была каким-то «пьющим исключением», где водка играла значительную роль в государственном бюджете и экономике: достаточно сравнить роль виски в Великобритании, считавшейся когда-то самой культурной страной в мире. Водка и крепкие напитки давали доход в бюджет не только потому, что в России не было иных источников финансирования в то время. Даже в промышленно развитой Англии виски играло не меньшую роль, а во Франции – конь­як. Дело в том, что все эти напитки для каждой из указанных стран всегда были и остаются продуктами массового потребления, а потому приносят стойкий доход». 

Реформа давала зелёный свет созданию попечительств о народной трезвости – общественных организаций, частично финансируемых из казны. С санкции властей они создавались в каждой губернии примерно за полгода до введения в ней винной монополии.

К началу 1911 года в России было более 1800 «трезвых» объединений. В них входило около полумиллиона человек, и почти 95 процентов обществ создавались священниками при церквях.

Лебедянские трезвенники

В Лебедяни при Ново-Казанском соборе общество трезвости появилось в 1891 году. Противники пьянства и люди, желающие избавиться от этого недуга, каждый воскресный день собирались на службы, чтобы помолиться Спасителю и Божией Матери об избавлении земляков и родственников от тяжкого недуга. На такие богослужения приходило около 400 человек. Имена членов общества заносили в специальный список, и священник молился об их здравии и воздержании от пьянства.

В ноябре 1891 года общество трезвости появилось в селе Тёплое Лебедянского уезда, и организовал его местный священник. В нём состояли 20 мужчин и три женщины. 

В те годы общественники и священники вели книги трезвости, куда заносили имена людей, которые поклялись не употреблять алкоголь в течение года или отказывались от него навсегда. 

Грамотные активисты раздавали брошюры о вреде пьянства, которые покупали на средства церковно-приходского попечитель­ства. Их читали вслух в своих семьях, родственникам и знакомым. 

Однако государству, церкви и общественности так и не удалось переломить отношение народа к потреблению алкоголя. В том числе в Лебедянском уезде, несмотря на предпринимаемые уездным комитетом попечительства о народной трезвости меры, в ряде сёл пьянство было почти обыденным явлением.

На Аргамаче жили трезво

В 1894 году елецкий священник Николай Брянцев создал общество трезвости при церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Аргамаче. Это общество так и вошло в историю под названием Аргамаченское. Оно было достаточно мощным, занималось просвещением и оказывало социальную помощь семьям, столкнувшимся с проблемами пьянства. 

Священник Николай Брянцев прекрасно понимал, что одними словами пьющих людей к нормальной жизни не вернешь. У Аргамаченского общества трезвости была даже своя богадельня, в которой кормили бесплатными обедами, и мастерские для обучения ремёслам. Для более проникновенного, человеческого общения члены общества собирались за регулярными чаепитиями в своей чайной. Кроме того, кредитное общество помогало аргамаченцам ссудами на строительство жилья.

Вот маленький отрывок из воспоминаний ельчанки Анастасии Поваляевой: «На Аргамаче жили добропорядочные жители. Они работали, растили детей, служили в армии, воевали и жили трезво. Центром культуры на Аргамаче были храм Рождества Пресвятой Богородицы, школа и клуб-чайная. Напротив храма с восточной стороны была и гостиница для священников и известных людей. В клубе и расположилось «Общество трезвости», организованное о. Николаем Брянцевым. Жители Аргамача поддерживали о. Николая в деле трезвости».

И хотя в 1917 году Советское правительство продлило сухой закон, принятый накануне Первой мировой войны, оно не было последовательным в борьбе с пьянством, потому что одновременно с запретом на водку разогнали все общества трезвости в России. А отец Николай Брянцев, как и многие его сотоварищи, был расстрелян в Ельце в мае 1918 года. 

За трезвую жизнь!

В царской России поздно, но всё-таки поняли, что бороться с пьянством нужно всеми доступными способами. Иначе народу конец. Поэтому Священный Синод в 1913 году принимает решение учредить День трезвости плюс ко всем остальным нововведениям реформы 1894–1902 годов. А их было несколько – вывод производства и торговли водкой из частных рук, ликвидация подпольного самогоноварения и самого пьянства как социального зла, обеспечение качественного стандарта водки, формирование культуры потребления алкогольных напитков.

Перед началом Первой мировой войны в России объявили сухой закон. Крепкие алкогольные напитки продавали исключительно в ресторанах. Конечно, из-под полы торговали и втихаря гнали, но благодаря жёсткому запрету, среднее потреб­ление алкоголя на одного человека снизилось более чем в десять раз. И только в 1960-х годах достигло уровня 1913 года.

Так что 11 сентября нам было что вспомнить и о чём подумать. За трезвую жизнь, господа! .

В ТЕМУ

Антиалкогольные бунты

Сейчас об этом говорят мало, но русский народ активно сопротивлялся спаиванию. В 1858-1859 годы по стране прокатилась волна антиалкогольных бунтов – восстали 23 губернии, включая две тысячи сёл и деревень.

Люди рушили питейные заведения, пивоваренные и винные фабрики и заводы. Граждане требовали от власти закрыть кабаки. Царское правительство самыми жестокими способами подавляло эти бунты. Только в заключение было отправлено более 11 000 человек. Убитых и сосланных на каторгу в Сибирь насчитывалось свыше 800 крестьян.

Крестьяне отказывались покупать водку и на общественных сходах принимали коллективные решения всем обществом не употреблять алкоголь.

Такие решения принимали исходя больше из экономических, чем нравственных или иных соображений. Дело в том, что новые алкогольные правила позволяли откупщикам зарабатывать на крестьянах.

Ужас положения в том, что откупщики не только получали деньги за проданный алкоголь, но и взимали мзду с непьющих. По тем временам каждый взрослый крестьянин был прикреплён к одному из кабаков по месту, так сказать, прописки. Вы только вдумайтесь: от него требовалось потребить определённое количество алкоголя. Если норма не выбиралась, то недополученную прибыль владелец кабака распределял, то есть взыскивал со всех приписанных крестьян. Отказ платить или пить наказывался кнутом. 

Крестьяне восстали. Виноторговцы были вынуждены снижать цены на алкоголь и даже наливали водку бесплатно, однако большинство крестьян не пошло на поводу у кабатчиков и отказывалось пить.

Поскольку доходы виноторговцев существенно уменьшились, они пожаловались царским чиновникам. И царская власть отличилась. Согласно новым указам, принятым весной 1858 года, местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости.

Губернским и уездным властям было предписано запрещать общественные формы проявления отказа от пития
и ликвидировать все ранее имеющиеся.

Вот тогда Россию и охватила волна трезвеннических бунтов. 

Очень скоро власть исправила свою ошибку – общества трезвости стали создавать повсеместно. Но отношение к ним в народе было неоднозначным.

Сухой закон

В декабре 1917 года Советское правительство продлило запрет на торговлю водкой. 19 декабря 1919 года СНК РСФСР принял постановление за подписью В.И. Ленина «О воспрещении на территории страны изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ», предусматривающее строгие меры: не менее 5 лет тюремного заключения с конфискацией имущества.

Первые послабления в отношении алкоголя произошли в самом начале января 1920 году. Было внесено изменение в постановление от 19 декабря 1919 года и разрешено производить и продавать вино виноградное крепостью до 12 градусов. 

Далее процесс пошёл с ускорением. 9 августа 1921 года разрешили продавать виноградное вино крепостью до 14 градусов, 8 декабря того же года – крепостью до 20 градусов. 3 февраля 1922 года «откупорили» продажу пива, 20 апреля 1922 года разрешили торговать вином на всей территории СССР. 

28 августа 1925 года ЦИК СССР и СНК СССР издали постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР.

Во время действия антиалкогольного постановления (1985–1987 годы) рождалось в год по 5,5 миллиона детей, на 500 тысяч в год больше, чем каждый год за предыдущие 20–30 лет, причём ослабленных родилось на 8 процентов меньше.

1910. Годовое потребление спиртных напитков в разных государствах  (число штофов на 1 человека). 1 штоф – 1,23 литра

1910. Годовое потребление спиртных напитков в разных государствах (число штофов на 1 человека). 1 штоф – 1,23 литра

Антиалкогольную работу отца Николая Брянцева отметил сам Иоанн Кронштадтский. Он был в Ельце на закладке полкового храма драгунского Нежинского полка и встречался с аргамаченским священником

Антиалкогольную работу отца Николая Брянцева отметил сам Иоанн Кронштадтский. Он был в Ельце на закладке полкового храма драгунского Нежинского полка и встречался с аргамаченским священником

1910. Годовое потребление спиртных напитков в разных государствах  (число штофов на 1 человека). 1 штоф – 1,23 литра Антиалкогольную работу отца Николая Брянцева отметил сам Иоанн Кронштадтский. Он был в Ельце на закладке полкового храма драгунского Нежинского полка и встречался с аргамаченским священником
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных