Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020

Прогноз для инфляции – благоприятный

Ирина Кобзева | 18.11.2019 07:10:00
Прогноз для инфляции – благоприятный

Прогнозы Банка России по инфляции на 2019 год благоприятные – она продолжает замедляться. До конца года риски ускорения и замедления инфляции сбалансированы

В Липецком отделении Банка России прошла коммуникационная сессия, на которой обсуждали актуальные вопросы денежно-кредитной политики и развития финансового рынка с учётом регионального аспекта.

Рабочую встречу с представителями органов исполнительной власти, финансовых организаций и бизнеса провела Ирина Тимоничева, заместитель начальника Главного управления Банка России по ЦФО.

В интервью «Итогам недели» Ирина Николаевна рассказала об уровне инфляции в Липецкой области, о том, почему она возникает и как формирует наше финансовое поведение.

– Ирина Николаевна, давайте начнём с инфляции и, если можно, остановимся на примере Липецкой области?

– Инфляция – это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги. И когда специалисты говорят о ней, то обычно имеют в виду индекс потребительских цен, который отражает изменение во времени стоимости набора из более пятисот продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством. То есть речь идёт о потребительской корзине. Она формируется на основании оценки совокупного оборота розничной торговли по стране. В этих расходах определяются доли различных товаров и услуг в структуре потребления, затем основные из них выбирают в корзину (на основе расходов на их покупку).

Чем больше мы тратим на определённый товар, тем больше его «вес» в корзине. Например, цены на молоко «весят» больше, чем цены на газеты и журналы. В корзину входят товары и услуги как повседневного спроса, так и длительного пользования. Например, там есть мясо, молоко, хлеб, овощи и фрукты, а также зубная щётка, автомобиль и его мойка, бытовая техника и её ремонт, курсы иностранного языка, экскурсионные поездки. Не каждый россиянин покупает все эти товары или оплачивает услуги каждый месяц или даже год. Но этот список включает фактические расходы в целом всех наших жителей.

Состав потребительской корзины каждого региона учитывает особенности потребления. Например, доля расходов на воздушный транспорт в Липецкой области заметно меньше (0,1 процент), чем в среднем по России (0,5 процента) – у жителей регионов, более удалённых от центра и курортных зон, расходы на полёты значительно больше (в Мурманске – 0,8 процента, в Новосибирске – 0,5 процента).

Ну а теперь давайте посмотрим на инфляцию в Липецкой области. В октябре 2019 года она замедлилась до 3,9 процента в годовом выражении после 4,0 процентов в сентябре и 4,7 процентов в августе. Какие-то товары и услуги стали дороже, какие-то дешевле. За год на фоне ожиданий снижения урожая отдельных видов зерновых подорожали крупы и бобовые. Выросла стоимость услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами из-за введения новой системы вывоза и утилизации мусора. Вместе с тем, подешевел сахар в условиях хорошего урожая сахарной свёклы. В годовом выражении снизилась стоимость свинины и яиц в связи с расширением их производства. По сравнению с прошлым годом подешевели смартфоны и металлочерепица, поскольку спрос на них снизился.

– Почему возникает инфляция?

– Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором – о её снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Давайте рассмотрим их на примере ускорения роста цен.

Во-первых, инфляция может расти при увеличении потребительского спроса. Например, когда мобильные телефоны стали доступны широкому кругу россиян, желающих пользоваться сотовой связью стало значительно больше. Сотовые операторы не успевали сразу подстроиться под высокий спрос: не хватало вышек и свободных частот. Поэтому цены на мобильную связь были достаточно высокими. Но когда у операторов появились дополнительные мощности, цены на услуги связи стали снижаться.

Иногда причиной опережающего роста спроса могут стать более доступные кредиты или ускоренный рост доходов экономических субъектов.

Во-вторых, может сложиться ситуация, когда инфляция растёт в результате недостаточного предложения. Например, из-за неурожая, введения ограничений на ввоз иностранных товаров, действий монополиста на каком-то рынке. Так, в 2015 году ограничения на ввоз помидоров из Турции обусловили рост цен на них в связи со снижением предложения. Однако это послужило стимулом для развития импортозамещения. В результате в настоящее время предложение по томатам почти полностью сформировано отечественными производителями, что оказывает сдерживающее влияние на рост цен на этот вид товара.

В-третьих, динамика курса национальной валюты к инфляции приводит и к росту цен на импортируемые товары, который может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и снижением курса национальной валюты.

Особый фактор влияния на инфляцию – это инфляционные ожидания – предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые бизнесом и населением. Ожидаемый уровень инфляции учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объёмов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их намерения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую – на потребление. Решения экономических субъектов воздействуют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счёте, на инфляцию.

– Что человеку, не знающему ничего об инфляции, нужно знать о ней в первую очередь?

– Инфляция – это естественный процесс в рыночной экономике. Банк России, реализуя денежно-кредитную политику, стремится к обеспечению ценовой устойчивости и поддержанию стабильно низкой инфляции – вблизи 4 процентов постоянно. Это позволяет сбалансировать спрос со стороны покупателей и производителей товаров и услуг. Как мы уже говорили, при увеличении потребительского спроса цена на товар растёт, и это является сигналом производителю о том, что данного товара не хватает, надо обратить внимание на этот сегмент рынка, вложить инвестиции и увеличить его производство. И наоборот, если товар мало востребован, цена на него снижается, то это тоже сигнал производителю о необходимости уменьшить производство данного товара или изменить его потребительские характеристики.

Важно отметить, что высокая и непредсказуемая инфляция опасна как для граждан и предприятий, так и для экономики в целом. Снижается покупательная способность доходов, обесцениваются сбережения, усиливается социальное неравенство. Что касается предприятий, то в этом случае неопределённость и высокие инфляционные риски мешают строить долгосрочные производственные планы, инвестировать на длительный срок.

Но в то же время и обратный процесс – дефляция – вовсе не благо. Дефляция – это снижение общего уровня цен на товары и услуги. При дефляции люди откладывают покупки в ожидании снижения цен. Происходит перенасыщение рынка товарами и услугами. Предприятиям становится невыгодно производить товары и услуги в прежних объёмах, хранить и реализовывать уже выпущенные товары приходится в убыток.

Представьте, что вы решили, например, открыть своё производство мебели. Закупили оборудование, материалы, изготовили столы и стулья и хотите их продать. А в стране дефляция, цены на всё падают. Вашу мебель никто не покупает: все ждут, когда она станет ещё дешевле. В связи с этим у вас нет денег, чтобы заплатить работникам, пополнить запасы материалов и фурнитуры. В итоге вы разоряетесь и закрываете бизнес, а ваши работники остаются без работы.

Получается, для граждан и экономики в целом опасны и высокая инфляция, и дефляция. Лучший сценарий для бизнеса и любого человека – стабильно низкая, предсказуемая инфляция, при которой покупательная способность денег сохраняется. Она позволит планировать бюджеты на длительный срок, копить, инвестировать, запускать новые бизнес-проекты, имея чёткие ориентиры. Ведь возможность строить долгосрочные планы – залог развития экономики.

– Как инфляция формирует наше финансовое поведение?

– На поведение людей и бизнеса влияет, прежде всего, не сложившийся, а ожидаемый уровень инфляции – повышение цен, которое мы ожидаем в будущем. Это связанные величины, так как обычно жители страны и бизнес строят свои ожидания, исходя из значений инфляции в прошлом и настоящем, но ожидания могут быть выше текущего уровня инфляции.

Если мы с вами ожидаем в будущем высокую инфляцию, то стремимся не откладывать покупки на потом, а приобретать сейчас. Это происходит из-за нашей неуверенности в завтрашнем дне, когда товар станет дороже, наши доходы вырастут пропорционально росту его цены. Вот эти опасения увеличивают количество приобретаемых товаров в настоящем, и они растут в цене. Если мы ожидаем понижение цены на какой-либо товар, то мы, скорее всего, отложим его покупку на будущее, тем самым снижая приобретаемое количество этого товара в настоящее время. В результате цена на него либо снижается, либо растёт более медленными темпами по сравнению с остальными товарами.

При низкой устойчивой инфляции будущая динамика цен предсказуема, соответственно, можно более эффективно принимать решения о сбережении или потреблении и таким образом лучше планировать свой бюджет.

Горизонт финансового планирования в бизнес-среде зачастую дольше, чем у населения. Для подсчёта отдачи от инвестиционных проектов, оценки будущих доходов предприятиям очень важно иметь представление о динамике цен. Опять же, если инфляция сильно колеблется, это создаёт высокую неопределённость относительно будущего и порождает желание у производителей устанавливать более высокие цены, чтобы себя защитить.

– Верно ли представление об инфляции как об обесценивании денег?

– Правильнее сказать, что инфляция – это снижение покупательной способности денег. Например, если в сентябре 2018 года стоимость семестра обучения в колледжах Липецкой области составляла 22 630 рублей, а в сентябре нынешнего года за семестр необходимо заплатить 23 538 рублей, то инфляция составит 23 538-22 630=908 рублей за год, или 4 процента.

– Банк России устанавливает цель по инфляции? Наверняка есть и прогнозы, какой она будет по итогам этого года и в 2020 году?

– Цель по инфляции в России, которую Центральный банк стремится поддерживать, – вблизи 4 процентов постоянно.

Прогнозы Банка России по инфляции на нынешний год благоприятные – она продолжает замедляться. До конца года риски ускорения и замедления инфляции сбалансированы.

В октябре Банк России понизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года до 3,2-3,7 процента с 4,0-4,5 процента. С учётом проводимой денежно-кредитной политики годовая общероссийская инфляция составит 3,5-4,0 процента по итогам 2020 года и останется вблизи 4 процентов в дальнейшем.

– Спасибо за интервью.


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Ирина Николаевна Тимоничева в 1992 году окончила Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова по специальности «математика», в 1997 году – Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «финансы и кредит». В Банке России работает более 25 лет. В 2014 году назначена заместителем начальника ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.

Имеет государственные награды.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных