Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020

Певец Томский из рода Кочуровых

Галина ШЕБАНОВА | 16.12.2019 07:05:03
Певец Томский из рода Кочуровых

Партия Грязного («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова). 1909 год. В действующей армии в годы Русско-японской войны. 1904-1905 годы

Владимир Кочуров-Томский блестяще совместил две карьеры – оперного певца и врача

У священника Александра Васильевича Кочурова, настоятеля Богоявленской церкви села Бигильдино Рязанской губернии Данковского уезда, и его супруги Анны Николаевны было пятнадцать детей. Семь умерли в младенчестве и отрочестве.

Через судьбу семьи Кочуровых, как через высоковольтную линию, про­шли все высокие токи истории нашей страны. Дочь сельского батюшки София Кочурова – первая женщина в России, ставшая земским врачом. Она возглавила больницу в Сушигорицах Весьегонского уезда Тверской губернии. В то время дамам позволяли заниматься лишь определёнными областями медицины – женскими и детскими болезнями. Так что назначение Софии Кочуровой, много общавшейся с Мечниковым, было своего рода прорывом в медицине. И на этом посту она продемонстрировала высочайший уровень профессионального мастерства и человечности. О Софье Александровне помнят до сих пор. Недавно на второй родине ей поставили памятник – свидетельство глубочайшего уважения к персоне.

Иоанн Царскосельский, сын Кочуровых, был зверски убит революционерами в Царском Селе, как священномученик канонизирован в 1994 году. Отца Иоанна крестили в Богоявленском храме, начальное образование он получил в приходской школе, где учительствовал его отец. Окончив духовную семинарию, Иоанн женился на дочери священника Александре Васильевне Чернышовой. Вместе они отправились к месту миссионерского служения молодого батюшки – в Америку, в Чикаго. В Россию вернулись через двенадцать лет с пятью детьми (потом у них родились ещё двое ребятишек). Иоанн Кочуров служил в Екатерининском соборе Царского Села.

31 октября 1917 года большевики на глазах у сына-юнкера зверски расправились с батюшкой за контрреволюционный в их представлении поступок. Отец Иоанн с двумя священниками провёл крестный ход по городу с молениями о прекращении братоубийственной брани. Его закололи штыками, чтобы не тратить пули.

«Заболел» оперой

Судьба ещё одного сына бигильдинского священника – Владимира – сложилась совершенно неожиданным образом. Он блестяще совместил две карьеры – оперного певца и врача. Найти его историю в бескрайнем информационном поле России было очень трудно, но помогли архивы Томской жандармерии, сохранившие дела арестованных участников всероссийской студенческой забастовки 1899 года.

Владимир Кочуров родился 25 июля 1874 года. К этому времени у Кочуровых уже росли Мария, Софья, Николай, Василий, Иван и Любовь. Все мальчики в этой бигильдинской семье шли по стопам своего отца, получая образование в Данковском духовном училище, затем в Рязанской духовной семинарии и довершали образование в Санкт-Петербургской духовной академии. Девочки же, получив начальное образование, уезжали в Санкт-Петербург к бабушке для поступления в гимназию. Все дочери сельского священника одними из первых женщин в России получили высшее образование.

Стезя Владимира тоже была предопределена, если бы не зимние каникулы в Санкт-Петербурге в 1891 году… Старший брат Василий купил Ивану и Владимиру – рязанским семинаристам – билеты на «Князя Игоря». Видимо, именно тогда Владимир навсегда «заболел» оперой. Поэтому после окончания духовной семинарии в 1894 году он отправляет документы не в духовную академию, как старшие братья, а в Императорский Томский университет на медицинский факультет. Томск был третьим в России городом, куда разрешалось поступать выпускникам духовных семинарий, они составляли 63 процента студентов.

Обучение Владимира было платным, а жизнь в общежитии студентов университета очень и очень скромной. Каждый семестр обходился родителям от 15 до 40 рублей. Тянуть эту лямку Кочуровым было не под силу, они оказались в сложной материальной ситуации. Благочинный 2-го Данковского округа Рязанской епархии вынужден был написать письмо (11 ноября 1896 года) ректору Императорского Томского университета с просьбой о сторонней помощи студенту 3-го семестра Владимиру Кочурову:

«Отец его сильно стеснен в средствах, что видно из следующего: священнику Кочурову 60 лет. Прослужил он на должности своей 39 лет и в том счету занимал должность Законоучителя и учителя 33 года, за что между прочим получил в награду орден Св. Анны 3 степени. Такая продолжительная и многотрудная деятельность поневоле отра­зилась на его здоровье, и теперь он имеет крайнюю нужду во врачебной помощи, требующей немалых расходов. Кроме сего материальное состояние его расстроено 3-мя пожарами, истребившими кроме прочего и убранные хлеба».

Студент, подающий надежды

Сильных людей трудности закаляют, чтобы были ещё крепче. Владимир успешно совмещает учёбу в университете и выступления с оперными ариями сначала на вечерах, в концертах, а затем и в театре. Всё шло благополучно, пока в его судьбу на четвёртом курсе не вмешалась политика. Он стал деятельным участником первой Всероссийской студенческой забастовки 1899 года, которая прокатилась от Санкт-Петербурга по тридцати высшим учебным заведениям страны. Владимир Кочуров был арестован и препровождён в Томскую тюрьму, где находился под стражей с 17 марта по 3 апреля 1899 года, затем освобождён и административным порядком выслан на родину в Рязань.

В марте того же года его уволили из университета со справкой о зачтении семи полугодий медицинского факультета. Этот поворот судьбы навсегда разделил Владимира с отцом. К тому же старший Кочуров узнал, что его сын хочет учиться вокалу. Александр Васильевич отказал Владимиру в финансовой поддержке. Но это не остановило упорного юношу и в ноябре 1899 года Владимир Кочуров с блеском держит экзамен в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества по классу пения.

Директор училища Семён Николаевич Кругликов посчитал, что Кочуров «выказал отличный голос и все данные выработаться в выдающегося певца». Следующей весной Владимир снова успешно сдал экзамен и перевёлся на старший курс к профессору Поляковой-Хвостовой. Анна Александровна не могла нарадоваться на своего лучшего студента. Уже в училище Владимир поёт главную партию в спектакле «Ганс Гейлинг» (опера немецкого композитора Генриха Маршнера).

На экзаменационном спектакле присутствовала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, которой очень понравились исполнение и голос Владимира Александровича.

На два фронта

Расписание филармонического училища позволяло заниматься одновременно и в университете. Владимир Александрович обратился в правление Московского филармонического общества выхлопотать ему право поступить на 4-й курс медицинского факультета Императорского Московского университета с 1900 года. Такое разрешение дали. А в октябре 1901 года, после женитьбы на своей сокурснице Нелли Львовне Ган, он стал ещё и артистом Частной русской оперы С.И. Зимина.

Но бережёного Бог бережёт. Поэтому Кочуров решил скрыть свою «певческую» фамилию от университетского начальства и принял псевдоним Томский. Сдав экзамен на доктора в 1903 году, он сразу получил приглашение в Харьковский оперный театр. Владимир Александрович обладал абсолютным слухом и чудесной красоты баритоном, при этом диапазон его был настолько велик, что он мог исполнять партии как лирического, так и драматического характера. Нелли Львовна Ган-Кочурова исполняла на первых партиях меццо-сопрано и служила вместе с мужем в оперных театрах разных городов.

В 1903 году был ангажемент в Кисловодск, где уже дипломированный доктор выступал на одной сцене вместе с Фёдором Шаляпиным, следом – Казань, Саратов. Кочуров проходил прослушивание в Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Его приняли. Но, как вспоминает его дочь Мария, отец «отказался от приглашения, так как в то время ставки в провинциальных театрах были выше, а отпуска более продолжительными».

Владимир Александрович очень любил свою семью. Чтобы её достойно содержать, ему приходилось выбирать более выгодные ангажементы, гастролируя по всей России. Певческий голос сочетался у него с ярким сценическим талантом и подлинным артистизмом. В репертуаре Владимира Кочурова-Томского были партии Евгения Онегина, Руслана, Бориса Годунова, князя Игоря, Демона, Тореадора, Мизгиря, Мефистофеля, Венецианского гостя, Скарпиа, купца Калашникова, Валентина… Так что недостатка в контрактах не было.

На Русско-японскую войну Кочурова призвали как врача и назначили в Ново-Александрию около Варшавы. После окончания войны он получает выгодное приглашение в Киев. Сезон 1906-1907 года с огромным успехом поёт во Владивостоке. Там он ставит бенефис не только по своему голосу – ария Онегина, но и Германа из «Пиковой дамы» и басовое – «На земле весь род людской». Современники отмечали «красивый голос и беспредельный верхний регистр» Владимира Алек­сандровича Кочурова-Томского.

После Владивостока в 1907 году – успешные выступления в Москве, Казани, Саратове. В 1908-1909 годах – ангажемент в Тифлис-Баку, зимой он пел в Иркутске, весной – в Астрахани, следующий сезон – в Риге. После Риги Кочуров отдыхал на рижском побережье вместе с женой, дочерью Марией и сыном Юрием, которые выбрались к нему из Саратова. С громким успехом проходит очередной сезон 1911-1912 года в Киеве.

Последний тайм

Карьеру востребованного оперного певца прервала Первая мировая война 1914 года. Владимира Александровича Кочурова вновь призывают в армию и прикомандировывают к Санитарному управлению Юго-Западного фронта в Житомире. За усердную службу он был награждён орденами Святого Станислава III степени с бантом и Святой Анны III степени.

Но жажда творчества не оставляет его даже на войне и, помимо исполнения основных обязанностей, Владимир Александрович организовывает из мобилизованных в армию и местных артистов ряд оперных спектаклей. Сам он выступает не только в роли солиста, но и как режиссёр и хормейстер.

Революция требует от Владимира Александровича знаний и опыта врача, а не музыканта. Он возглавляет в Саратове один из госпиталей. К любимому делу певец вернётся только в 1918 году, поступив на службу в Саратовский театр, построенный купцом Николаем Григорьевичем Очкиным. Там он поёт до 1920 года и преподаёт вокал в частной музыкальной школе, которую открыла его жена Нелли Львовна Ган-Кочурова.

Из воспоминаний внучки Владимира Александровича Кочурова Л.А. Савельевой: «Дома у них три рояля стояло, дом просторный, двухэтажный. После революции, когда началась эта заваруха с выселением, к ним пришли с солдатами и сказали: у вас очень большая площадь, убирайтесь отсюда и выносите ваши инструменты, нам они не нужны. А дедушка (В.А. Кочуров) им ответил: вам надо, вы и выносите. Бабушка решила, что за эти слова его сразу же арестуют. Но во всяком случае солдаты стали выносить сами, видимо потому, что дедушка всё-таки не такой богатый человек и не вызвал у них враждебности. Жили они потом во флигеле».

До середины 20-х годов Владимир Александрович выступает в Саратове и других городах, даёт частные уроки вокала, руководит оперными кружками. Затем следуют несколько лет забвения – он становится персоной нон-грата из-за непролетарского происхождения. И только в 1929 году Кочуров получает приглашение преподавать в Саратовском музыкальном техникуме (ныне Саратовская консерватория) сольное пение. В 1932 году он тяжело заболел и скончался в Пятигорске.

В семейном архиве Кочуровых сохранилась автобиографическая таблица, составленная Владимиром Алек­сандровичем, с указанием мест выступлений и опер – около 80 (!) баритоновых партий и шесть ведущих басовых. Творческий путь с 1901 по 1925 год.

Его сын – Юрий Владимирович Кочуров – стал известным ленинградским композитором.

Храм в Бигильдино, в котором служил Александр Васильевич Кочуров

Храм в Бигильдино, в котором служил Александр Васильевич Кочуров

Иван Королевич в «Кощее Бессмертном» Н.А. Римского-Корсакова, 1903 год

Иван Королевич в «Кощее Бессмертном» Н.А. Римского-Корсакова, 1903 год

В опере Чайковского «Евгений Онегин» Кочуров-Томский пел главную партию

В опере Чайковского «Евгений Онегин» Кочуров-Томский пел главную партию

Владимир Кочуров, студент Томского университета, 1890-е годы

Владимир Кочуров, студент Томского университета, 1890-е годы

Сельский батюшка в окружении детей

Сельский батюшка в окружении детей

Храм в Бигильдино, в котором служил Александр Васильевич Кочуров Иван Королевич в «Кощее Бессмертном» Н.А. Римского-Корсакова, 1903 год В опере Чайковского «Евгений Онегин» Кочуров-Томский пел главную партию Владимир Кочуров, студент Томского университета, 1890-е годы Сельский батюшка в окружении детей
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных