Сб, 08 Августа, 2020
Липецк: +22° $ 74.16 87.23
Сб, 08 Августа, 2020
Липецк: +22° $ 74.16 87.23
Сб, 08 Августа, 2020

Ниточка к ниточке, узелок к узелку

Сергей Литаврин, фото автора | 24.12.2019 07:08:04
Ниточка к ниточке, узелок к узелку

Ольга Куличкова, директор культурно-досугового центра села Большой Самовец Грязинского района стала победителем Международного фестиваля декоративно-прикладного искусства «Руками женщины»

К акие же чудеса может сделать своими руками женщина? Ольга Куличкова на суд международного жюри представила удивительные по красоте и уникальные по технике исполнения иконы, сплетённые из тоненьких льняных или хлопчатобумажных нитей. Она единственная в стране мастерица, которая занимается этим редчайшим видом рукоделия уже около 40 лет своей жизни.

В столице фестиваль декоративно-прикладного творчества, этнографии, народных промыслов, handmade и этномоды собрал 300 лучших мастеров из 85 регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. 

– Для меня это были новые интересные знакомства с ремеслами и мастерами разных стран, возможность показать своё творчество, изучению которого я посвятила много лет, – говорит о фестивале Ольга Куличкова. – Победить на столь престижном форуме – большая честь.

Колдовство узелковых плетений

Грязинская мастерица с детства занималась всякого рода рукоделием. Учила её бабушка – Мария Зиновьевна Некрасова.

–  Зимой дед ставил ткацкий станок, на котором она ткала половики, рушники, полотно, – вспоминает Ольга Алексеевна. – Учила этому своих детей, потом внуков. Она была удивительная мастерица, могла ещё прясть на веретене, вязать, шить, плести кружева. Мне всё это очень нравилось и легко давалось. Потом, став взрослой, я перепробовала многие виды народных ремёсел: художественную роспись, вышивку крестиком и в технике «ришелье», плетение соломкой, макраме.

Именно техника макраме больше всего захватила мастерицу. Об узелковом плетении она, похоже, знает всё.

– Плести человек начал ещё в первобытное время, как только был сделан первый узелок на травинке, – рассказывает Ольга Куличкова. – Потом люди научились делать плетёные изделия из растительных материалов, веток, сухожилий животных. Узлы появились с первой необходимостью закрепления шкуры животного на теле человека, инструмента и оружия на рукоятке. Широко распространённое плетение являлось и магическим ритуалом. Значение узлов: завязать – значит, нейтрализовать, обезвредить. Навязывание на себя узлов с целью защиты и охраны было на Руси явлением постоянным. Позже появилась узелковая письменность. В качестве носителя информации были нити или шнуры, а для её кодирования – цвет нитей и узлы. Клубки с такими нитями и узлами были как книги. Огромную лепту в это ремесло внесли моряки парусного флота. В дальних походах они расплетали канаты и из нитей вязали кулоны, пояса и другие изделия в подарок своим любимым. Известно около четырёх тысяч морских узлов, некоторые из них используются в технике макраме.

Однажды в журнале «Работница» Ольга Куличкова увидела фотографии старинных икон, в которых использовалась нить. Появилось желание сделать что-то своё. Так родилась идея создавать иконы с применением узелкового плетения. 

Рукотворные шедевры 

– К тому времени у меня уже был огромный опыт в народном творчестве и, в частности, в макраме. Поэтому решила, что у меня должно получиться. За благословением обратилась к настоятелю грязинского храма Николая Чудотворца отцу Александру. Он сказал: «Сделай, а там поглядим». Когда принесла ему икону Казанской Божией Матери, он посмотрел и благословил на создание новых образов. С тех пор сделала их около тридцати.

Иконы в технике макраме отличаются своей утончённостью, мягкостью, умиротворяющим эффектом. С уверенностью можно сказать, что из всех способов изготовления икон этот является наиболее трудоёмким и долгим. Мастерица дарит свои работы людям, храмам. Она утверждает, что традиция дарения икон на Руси была очень сильной. Дарящий икону не может иметь злых намерений, поэтому преподнести её – это способ сказать о своём глубочайшем уважении, почтении или любви. 

На создание каждой иконы у автора уходит несколько месяцев. Сначала на холсте иконописцы, как и положено, пишут лик и ладони святых. Иконопись – очень строгий, сложившийся ещё в глубокой древности, жанр искусства. Поэтому мастер, перед тем, как начинать работу, внимательно изучает старинные каноны и правила расположения ликов и фигур на иконе, законы композиционного построения. Но, несмотря на каноны, стиль каждого мастера неповторим и оригинален.

– Лик и руки для каждой иконы масляными красками на холсте мне пишут иконописцы Юлия Стебенева и Александр Петров, – рассказала Ольга Куличкова. – А затем уже я приступаю к работе. Для одеяний Христа, Богородицы и святых беру льняные или хлопчатобумажные нити разных цветов и складываю их одна на другую в несколько слоев. А затем украшаю узелковым плетением. Так, ниточка к ниточке, узелок к узелку и получается рукотворная ткань. В каждой такой иконе до миллиона узелков. Причём все они делаются вручную, без применения спиц или крючков.

Вдумайтесь только: не тысяча или десятки тысяч, а миллион узлов надо связать, чтобы получилась такая красота! Иконы, кстати, тоже не маленькие – каждая размером 45 сантиметров на полметра. Из огромного количества существующих узлов мастерица использует в основном только двойной плоский, репсовый и витой узлы. Говорит, что их достаточно, чтобы сделать икону. 

Ольга показывает некоторые из своих шедевров: иконы «Господь Вседержитель», Божией Матери «Геронтисса», иконы святых – императора Юстениана и Георгия Победоносца . 

– Эта икона очень интересная. На руках Божьей Матери нет Иисуса, как на многих других иконах. Богоматерь держит руки протянутыми к молящемуся. Внизу, у ног Богородицы, изображён кувшин, переполненный елеем, который является символом милости и благодати Божией. Эта Богоматерь считается покровительницей людей пожилого возраста, перед Её ликом просят дети о здравии своих родителей, сами родители просят излечиться от телесных и духовных недугов. Облик Её не может никого оставить равнодушным, порождая у верующего чувство утешения и надежды, радости и душевного мира.

Ольга рассказывает, что, когда в руках оказывается льняная нить и она начинает работать, то совершенно не знает, какой получится результат. 

– Сажусь вязать, передо мной только лик и руки, всё остальное – мои творчество и фантазия, – говорит она. – Долго раздумываю, каким будет оклад, какой формы и цвета будет одежда. Бывает, работаю над иконой и чувствую, что-то идёт не так. Откладываю, а через некоторое время беру и делаю дальше. Поэтому у меня в работе бывает одновременно две-три иконы.

В последние годы верным помощником рукодельницы является её супруг. Он делает каркас, вяжет узлы что попроще, помогает выбрать в багетной мастерской рамку под каждую работу. И является главным критиком мастерицы. 

– Когда заканчиваю работу, мы с супругом обсуждаем, что получилось, что нет и что можно было сделать по-другому. Это очень помогает мне в создании новых образов.

Помогают мастерице и её ученицы – она ведёт кружок по макраме и узелковому плетению в культурно-досуговом центре и проводит мастер-классы для молодёжи. Ребята с большим удовольствием учатся узелковому плетению в украшении икон у такого уникального мастера рукоделия. А Ольга Куличкова уверена, что кто-то из её учеников также станет создавать прекрасные иконы. 

Господь Вседержитель. Святой император Юстиниан

Господь Вседержитель. Святой император Юстиниан

Икона Божией Матери «Геронтисса» очень интересная.

Икона Божией Матери «Геронтисса» очень интересная.

Господь Вседержитель. Святой император Юстиниан Икона Божией Матери «Геронтисса» очень интересная.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных