Чт, 09 Декабря, 2021

Навстречу приключениям

Марина ПОЛЯКОВА | 26.10.2019 13:05:00

Фото: Николай ЧЕРКАСОВ

Каждые выходные активные и любознательные липчане из группы «#ОТКРЫВАТЕЛИ» собираются вместе и отправляются в увлекательные походы по родному краю. «Итоги недели» присоединились к путешественникам

Дорога зовёт

Липецкому сообществу путешественников «#ОТКРЫВАТЕЛИ» недавно исполнился год. Его организаторами и вдохновителями стали липчане Иван Климов и Илья Крылосов. Каждые выходные они собирают вместе активных и любознательных – тех, кого объединяет любовь к приключениям и открытиям, и вместе с группой активистов отправляются в увлекательные походы по родному краю. Впрочем, география маршрутов потихоньку расширяется, теперь «открыватели» заглядывают и в соседние области. Путешествуют пешком или на машинах, на автобусах или велосипедах, на катерах или байдарках. Объединяет энтузиастов желание увидеть новые места, возможность оторваться от повседневной суеты и открыть что-то новое в окружающем мире и самих себе, жажда общения с природой и друг другом.

Больших расходов такие путешествия не требуют: участники скидываются на бензин или оплачивают билеты в автобусах, берут с собой еду для перекусов. Ещё потратиться приходится на недорогие билеты в музеи и продукты для пикников. Кроме того, «открыватели» регулярно участвуют в экологических акциях, убирают мусор в заповедных и особо охраняемых территориях области. Присоединиться к активистам могут все желающие!

«Всё идёт из семьи»

По профессии Иван Климов – ведущий эколог территориального центра мониторинга геологической среды и водных объектов Липецкой области. А ещё он фотограф, краевед, преподаватель ЛГПУ и орнитолог «Союза охраны птиц России».

– Всё идёт из семьи. В детстве мой отец, Сергей Михайлович Климов, профессор Липецкого педуниверситета, часто брал меня в свои полевые выезды и на практику со студентами, в походы на байдарках. Он и привил мне любовь к природе и краеведению, – рассказал Иван.

– Потом я уже и сам стал писать кандидатскую диссертацию, связанную с изучением водных и околоводных птиц. Необходимо было собирать полевой материал в пределах русел рек. Я брал надувную байдарку, палатку, провиант и уходил в одиночные походы. Таким образом проплыл все липецкие реки. Конечно, это наложило определённый отпечаток на мой характер и дальнейший образ жизни.

Уже по работе экологу часто приходится выезжать на различные объекты. Его ведомство является подрядчиком областного управления экологии, и сотрудники выполняют различные природоохранные работы, к примеру, по исследованию Матырского водохранилища, различных полигонов, проверяют качество подземных и поверхностных вод.

– Когда выезжаю на объект, начинаю интересоваться этим местом. Уже для саморазвития изучать историю этих мест, достопримечательности, – пояснил Иван.

О том чтобы поделиться своими знаниями с людьми, эколог начал задумываться давно. Четыре года назад в Липецке существовал творческий кластер «Хурма», который организовал энтузиаст Станислав Сажаев.

– Вместе с моим другом Эдуардом Анохиным мы проводили курс нескучных лекций по краеведению, который назывался «Места, где ты не был». Участников собиралось много! Там же мы и познакомились с Ильёй Крылосовым, с которым спустя несколько лет у нас и появился общий проект. На краеведческие лекции приглашали гостей – интересных людей, которые также рассказывали о своих путешествиях. Говорили о природе и истории нашего края. Я видел, что люди интересуются. Встал вопрос, а не перенести ли кабинетный формат общения в практический. Тем более, что я давно мечтал о таком сообществе единомышленников. Мои студенческие друзья организовали некоммерческие туристические поездки ещё в конце нулевых, я нередко присоеди­нялся к ним. Но лекции в «Хурме» как-то не пошли дальше кабинетных встреч, народ не собрался в походы, возможно, не хватило смелости. Прошло несколько лет, а желание не пропало, хотелось и путешествовать, и делиться своими знаниями! – пояснил Иван Климов.

– А в прошлом году я очень захотел полюбоваться осенним Ворголом в Елецком районе, пофотографировать его. Идею поддержали мои друзья Эдуард Анохин и Илья Крылосов, а в результате к нам присоединилась большая компания – человек двадцать пять, и мы отправились в двухдневную поездку. Разработали маршрут с наблюдением звёздного неба, провели эколого-краеведческую экскурсию по Воргольским скалам. Палатки, костёр – классно погуляли! С этой поездки и начались наши «Открыватели». За год мы не пропустили ни одних выходных, осмотрели практически всю область. Каждый раз с нами собирается от двадцати до шестидесяти человек. Образовался постоянный актив, который участвует во всех поездках, и уже сам предлагает маршруты, – рассказал Иван.

Кроме туристических поездок, «открыватели» вместе ходят в музеи, на концерты, посещают фестивали. Для байдарочных походов активисты объединяются с туристическим клубом «48 вёрст», а для велосипедных завели собственных двухколёсных друзей. Иван уверяет, что все маршруты вполне пригодны для новичков и для семейного досуга, никакого спортивного уклона они не носят.

– Время от времени я беру с собой детей, хотя не всегда получается объединить мои интересы с семьёй – у каждого свои увлечения и обязанности. У жены и детей тоже достаточно насыщенная жизнь. Но когда мы за новогодним столом обсуждали прошедший год, сын Сашка признался, что лучшим воспоминанием и ярким впечатлением прошлого года для него стала наша ночёвка в юрте в лагере «Аргамач», – поделился счастливый отец.

Будучи членом регионального «Союза охраны птиц России», Иван также занимается подсчётом птиц, изучает их численность и места обитания в нашей области, привлекая к этому энтузиастов. А ещё они вместе с Ильёй разработали экомаршруты путешествий по липецким рекам на моторных лодках, где проводят для участников экскурсии и рассказывают об окружающих красотах.

От путешествий устать невозможно

В свою очередь Илья Крылосов рассказал о том, как сложился такой замечательный организаторский дуэт.

– По образованию я математик-аналитик, но любовь к живой природе, любопытство к окружающему миру для меня первичны. Я вырос в городе, у нас не было домика в деревне, но меня тянуло туда. Когда друзья приезжали с каникул, проведённых в деревне, и рассказывали что-то, мне многое казалось непонятным, например, как это – взять мопед и поехать на нём куда-то кататься. Повзрослев, я сам купил себе мотоцикл, чтобы совершать вылазки, но не меньше люблю и велосипед. Со временем у нас появилась дача в Ярлуково, где я регулярно объезжаю все окрестности. Мне нравится изучение не заезженных туристами мест, а диких, куда можно проникнуть самым необычным способом. Вот, например, недавно я самым неожиданным образом оказался на Кураповских скалах, по­ехав с женой по делам. Мы завернули в сторону и заехали туда на машине через Монастырский лес. Конечно, я бывал в этих живописных местах, но ни разу не пробирался туда именно таким путём. И такие эмоциональные поступки со мной происходят регулярно! Жена полностью разделяет мои интересы и не возражает против спонтанных поездок.

– Я не могу себя назвать профессиональным краеведом, в этом плане большой опыт у Ивана. У него академический, научный подход к краеведению и путешествиям, продуманный, а у меня более эмоциональный, можно сказать, «рок-н-ролльный». Возможно, именно поэтому мы так хорошо сошлись в нашем увлечении, что дополняем друг друга. Я в своё время тоже пытался самостоятельно запустить подобный проект, но у меня не получалось. А как объединили наши интересы к познанию родного края, так всё и сложилось, – пояснил Илья Крылосов.

Илья считает, что организованные путешествия по заграничным курортам – это тоже замечательно, если позволяют средства. Но плохо, когда человек изучил все достопримечательности, к примеру, Турции или Европы, и совершенно не знает своего родного края.

– Мы и сейчас регулярно проводим увлекательные лекции в разных культурных пространствах, рассказываем о замечательных местах, где побывали и куда планируем направиться. Приглашаем присоединяться к нам всех желающих!

Илья уверяет, что устать от путешествий невозможно. Чем больше открываешь для себя мир, тем больше энергии и драйва получаешь.

– И это замечательно, что всё больше людей к нам присоединяется! Такая поддержка ещё больше заряжает и даёт повод для расширения географии поездок, – рассказал Илья.

«Митрохин угол» и сокольские круги

Признаюсь, я давно наблюдала в соцсетях за путешествиями «открывателей», но присоединиться что-то мешало. А в этот раз организаторы пообещали увлекательную осеннюю прогулку от Сокола до леса за Матырским водохранилищем, через территорию Липецкого зоологического заказника, памятника природы «Митрохин угол» и пойм рек Воронеж и Матыра. Пропустить её я просто не могла! Наш фотограф, большой ценитель красот природы, идею сразу поддержал.

Почему в качестве первого пешего похода, который в целом составил 17 километров пути, привлёк именно этот маршрут? Поясню, что для большинства коренных жителей Сокола, коим я являюсь, места за «Чугунком» – просто магически притягательны. «Чугунком» сокольцы ласково называют железнодорожный мост через реку Воронеж станции «Чугун-1». Здесь красивейшие луга, почти не тронутые цивилизацией. Пойдёшь направо – минут за двадцать дойдёшь до Силикатных озёр, налево – потихоньку доберёшься и до Матырского водохранилища. До конца девяностых здесь существовали пастбища с коровниками, а сейчас сюда нечасто заглядывают любители «дикого» отдыха, рыбаки или грибники. На лугах много земляники. Поскольку отдыхающих единицы, то и мусора практически нет.

Совсем недавно по поводу этих мест в соцсетях разгорелся нешуточный спор. Интернет-пользователи обнаружили на спутниковых картах загадочные сокольские круги. Предположения высказывали разные, фигурировали даже такие версии, как следы древних кратеров или инопланетных кораблей.

В эти места мы и отправились вместе с «открывателями». Погода в тот день не подвела, была тёплой и солнечной. В поход собрались 55 человек самого разного возраста, с собой взяли и ребятишек. Как пояснили организаторы, это рекордное количество людей для пешего похода! А владельцы собак захватили и своих любимцев, которым было настоящее раздолье. С рюкзаками вдоль железной дороги, а далее по узкой луговой тропе мы отправились исследовать Липецкий зоологический заказник и памятник природы «Митрохин угол». По дороге останавливались, чтобы послушать увлекательный рассказ Ивана и Ильи или сделать привал.

Кто такой Митроха – история умалчивает. Но это место от плотины Матырского водохранилища до станции
«Чугун-1» на территории природного заказника как раз образует геометрический угол, потому и называется в краеведении «Митрохин угол». Участники похода увидели место слияния двух рек – Воронежа и Матыры и узнали историю города-крепости Сокольска, который более 400 лет назад располагался в местах, где сейчас находится улица Демьяна Бедного. Крепость была частью Белгородской засечной черты. Если брать за отсчёт год образования Сокольска – 1647, то и возраст Липецка, в который входит Сокол, гораздо старше, чем принято считать. Сокольск знаменит тем, что при Петре Первом на его верфи строили струги – основания кораблей. Именно поэтому наш город причастен к созданию флота для второго Азовского похода Петра Первого. А ещё интересная деталь, что одним из последних воевод крепости был прадед поэта Александра Пушкина – капитан Алексей Фёдорович Пушкин (1717–1777 годы). В 1774 году город Сокольск упразднили в связи с утратой военного значения. На его месте осталось село Сокольское, которое в 1959 году вошло в состав Липецка.

По дороге мы сделали много мини-открытий – увидели полуразрушенное гнездо сороки, нашли остатки обеда бобров – обглоданные брёвна. И, конечно, те самые загадочные «сокольские кольца», которые отчётливо видны не только на спутниковых картах, но и невооружённым глазом. Их диаметр от восьми до двенадцати метров. Как считают краеведы, это места для хранения стогов сена. Такой сельскохозяйственный приём уходит ещё в середину семнадцатого века и сохранился вплоть до начала двадцатого. Сено нужно было сберечь от грызунов, которых здесь водится множество. Поэтому крестьяне рыли вокруг стогов кольцевую канаву, заполняли её водой, чтобы мыши не могли добраться до лакомства. Заготавливали сено летом и ждали, когда река покроется льдом, а затем его перевозили во дворы. И никаких вам инопланетян!

По пути путешественники любовались луговыми растениями, в частности встретили перекати-поле, которое ещё не отцвело. Кроме того, заядлые любители «тихой охоты» собрали в лугах целый урожай грибов.

На берегу Липецкого моря

Интересная экскурсия продолжилась и у Матырского водохранилища – в народе Липецкого моря. Строилось оно для нужд Новолипецкого металлургического комбината. До шестидесятых годов на его месте были колхозы, сов­хозы и населённые пункты. Для того чтобы залить акваторию водой, потребовалось вырубить все насаждения и расселить жителей. Для этой цели тогда был создан целый посёлок Матырский.

Сейчас Липецкое море – это 120 миллионов кубометров воды, которые удерживает десятикилометровая бетонная дамба. В водохранилище водится множество рыбы, на его дне и по берегам располагаются археологические памятники. А вокруг этих живописнейших мест – базы отдыха и лагеря. Промышленная надобность в водохранилище отпала ещё в начале девяностых годов, но, посовещавшись, экологи решили, что его уничтожение грозит нашему региону экологической катастрофой. Правда, проблемы есть и сейчас – в жаркие летние дни вода начинает цвести, из-за чего массово гибнет рыба.

Лесные красоты

А от Матырского водохранилища мы отправились любоваться лесными красотами. Осенние краски к концу октября уже немного поблекли, но лес по-прежнему завораживает. Пока шли, знакомились, общались. Так, одна из участниц похода, Нина Болдырева, рассказала, что присоединилась к «открывателям» во второй раз. Неделей раньше ездила с активистами на базу отдыха «Голубой огонёк» в Задонский район.

– Там живописнейшие места – очень интересный природный ландшафт и природная тропа. Мы приехали в Задонск на машинах, встретились, прошли пешком от женского монастыря до базы. Свежий воздух, замечательная прогулка! Полюбовались животными, которые живут в вольере, — кабан, олени. Очень понравилась поездка, и сегодняшняя прогулка тоже чудесная! Теперь по возможности буду часто присоединяться к «открывателям», я сторонник активного образа жизни, – рассказала Нина Болдырева.

Так потихоньку по протоптанным тропинкам мы добрались до живописного лесного озера как будто с картины Виктора Васнецова «Алёнушка», где сделали второй привал. Обратно добирались уже автобусом.

Впечатления от похода – непередаваемые, участники продолжают делиться ими и фотками уже в соцсетях, обдумывают новые поездки.

Романтики-мечтатели

Одна из «открывательниц» Виктория Сапронова посвятила своим друзьям и попутчикам замечательные стихи, в которых есть такие строки:

«Романтики, мечтатели,

Побольше вам нехоженых

Тропинок протоптать».

«Итоги недели» тоже желают
#ОТКРЫВАТЕЛЯМ новых дорог, приятных открытий и приключений, незабываемых впечатлений. .

По узкой луговой тропе – в «Митрохин угол»

С рюкзаками вдоль железной дороги. А владельцы собак захватили и своих любимцев

Липецкое море – 120 000 000 кубометров воды.

Слияние двух рек – Воронежа и Матыры

В водохранилище водится множество рыбы, на его дне – археологические памятники

Любители «тихой охоты» собрали в лугах целый урожай грибов

Лесное озеро как будто с картины Виктора Васнецова «Алёнушка»

«Открыватели» на привале

Нина БОЛДЫРЕВА

Объединяет энтузиастов возможность оторваться от повседневной суеты и открыть что-то новое в окружающем мире и самих себе Из увлекательного рассказа Ивана Климова путешественники узнали историю города-крепости Сокольска, который более 400 лет назад располагался в местах, где сейчас находится улица Демьяна Бедного По узкой луговой тропе – в «Митрохин угол» «Чугунком» сокольцы ласково называют железнодорожный мост через реку Воронеж станции «Чугун-1» С рюкзаками вдоль железной дороги. А владельцы собак захватили и своих любимцев Липецкое море – 120 000 000 кубометров воды. Слияние двух рек – Воронежа и Матыры В водохранилище водится множество рыбы, на его дне – археологические памятники Любители «тихой охоты» собрали в лугах целый урожай грибов Лесное озеро как будто с картины Виктора Васнецова «Алёнушка» «Открыватели» на привале Нина БОЛДЫРЕВА