Пн, 26 Октября, 2020
Липецк: +11° $ 76.47 90.41
Пн, 26 Октября, 2020
Липецк: +11° $ 76.47 90.41
Пн, 26 Октября, 2020

Липецкий Алибаба для фермеров

Игорь Сизов | 16.12.2019 08:41:28
Липецкий Алибаба для фермеров

Фото Ольги Беляковой

В наш век новейших информационных технологий торговля натуральными продуктами всё ещё находится на уровне предыдущих столетий. Выбор у сельских жителей невелик: отдать выращенное за бесценок перекупщикам или продать на базаре. Но уже грядёт цифровая революция на этом важном сегменте рынке. Возможно, она придёт из Липецка.

«В России появится Aлибаба для фермеров», «Липецкие разработчики из команды Raketa.Design запустили маркетплейс для покупки фермерских продуктов с доставкой на дом» – подобные заголовки заполнили федеральные сайты. Справедливости ради нужно сказать, что на всероссийском и областном уровне есть электронные магазины фермерских продуктов. Но узок круг их покупателей. Достаточно назвать наиболее известные сайты нашего региона «Кооп 48» и «Ферма 48». Первый предлагает к реализации довольно крупные партии, второй – в основном молочку. Так что ситуацию в целом они не изменили.

Так где же искать этого самого сказочного Алибабу, который на глобальном уровне готов решить все проблемы фермеров со сбытом? Понятно, что речь идёт о крупнейшей китайской торговой площадке Алибаба. На встречу мы отправились в район Центрального рынка. На пороге офиса гостей встречали Юрий Гагарин и Эрнесто Че Гевара в полный рост. Конечно, два этих великих человека были первооткрывателями, но какое отношение они имеют к реализации фермерских продуктов?

– Наша команда изначально занималась разработкой сайтов, дизайном мобильных приложений и визуальными коммуникациями, – объясняет арт-директор студии Raketa.Design Дмитрий Кравченко. – При её создании мы ориентировались на липецких заказчиков. Но вскоре поняли, что в современном мире можно работать над заказами из любой страны земного шара удалённо. Поэтому за последние два года реализовали полторы сотни проектов различной сложности для клиентов из России, Европы и США. А недавно нам пришла свежая мысль – запустить новый проект, не связанный с дизайном.

Нужно пояснить, что идея пришла не сама по себе, а в ходе работы над задачей в конкурсе «Цифровой прорыв» – одного из флагманских проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Но сначала было желание прорваться на сам конкурс, который ещё называют хакатоном – от слов хакер и марафон. Суть его в том, что в одном помещении собирается множество программистов, дизайнеров и управленцев, связанных с IТ-технологиями. В течение 36 часов нужно решить поставленную задачу. После регистрации и тестирования по самым разным направлениям на сайте конкурса липчане поняли, что миссия выполнима. Но нужно было найти в команду, кроме дизайнеров, ещё и двух программистов. Так сформировался коллектив из пяти человек, которые и отправились на первый региональный хакатон в Липецке. Здесь ребята выбрали из четырёх предложенных категорий логистику. Тут и пришло решение – предложить фермерам помощь в реализации продукции.

– На первоначальном этапе это был, как мы шутим, «сферический куб в вакууме», – рассказывает менеджер Павел Скуматов. – Но работа над проектом позволила нам выйти на новый уровень. В результате мы попали на общероссийский финал в Казани. Он стал самым масштабным хакатоном в мире и вошёл в Книгу рекордов Гиннесса, собрав на одной площадке более трёх тысяч IТ-специалистов из 650 команд. Победителями стали 22 команды из разных регионов России, которые разделили между собой призовой фонд в 10 миллионов рублей. В Казани мы завоевали третье место. Вернувшись домой, продолжили разрабатывать свою тему. Нас пригласили пройти акселератор МФТИ «Физтех.Старт», где научили работать с бизнес-моделями и прогнозированием.

Проект липчан заслужил высокую оценку руководителя конкурса «Цифровой прорыв» Олега Мансурова.

– Сегодня вопросу правильного питания уделяют всё больше и больше внимания, однако фермерские продукты – далеко не самый доступный вид товаров, – сказал Олег Мансуров. – Стоимость их зачастую сильно завышена, что обусловлено, в том числе, сложностью доставки. Уверен: решение команды Raketa.Design завоюет популярность как у фермеров, так и у покупателей Липецкой области. Желаем им успехов в развитии проекта и дальнейшего масштабирования.

Став продвинутыми стартаперами, липецкие разработчики решили протестировать свои технологии на деле. Задача – открыть новые каналы тем производителям натуральной продукции, которые умеют выращивать, но не умеют продавать. Им сложно наладить отношения с супермаркетами – там нужны большие партии. А небольшие фермерские хозяйства не хотят наращивать производство в ущерб качеству.

Поиск фермеров начали с друзей и знакомых. Павел Скуматов предложил наладить реализацию продукции своему приятелю – владельцу расположенной в Липецке перепелиной фермы Руслану Гончарову. Результат продаж продуктов через маркетплейс превзошёл ожидания. Сходу Руслан реализовал 150 перепелиных яиц и 8 перепёлок. Процесс оказался вполне комфортным: на ферму приехал курьер за товаром, и уже через три дня поступили деньги согласно договору.

Разработчику проекта Илье Корчёнову искать фермера не пришлось – его брат Дмитрий живёт в посёлке Задоньевский и разводит кроликов и уток. Он выставил товары на площадку и уже через несколько дней отвёз продукцию первым клиентам. Причём Дмитрию за доставку доплатили, в итоге он заработал даже больше, чем рассчитывал.

Сотрудничеством довольна и владелица известного в области хозяйства «Сиреневая усадьба» Елена Терехова. Начиналось оно с выращивания сирени редких сортов в добровском селе Кривец. Саженцы Тереховых покупают даже в США и Японии. Потом супруги вложили около десяти миллионов руб­лей в молочную ферму в селе Большой Хомутец, где сегодня обитает пять дойных коров, два бычка и тёлочка, куры-несушки.

– Мы уже год производим молочные продукты, – рассказывает Елена. – У нас свои коровы и переработка. Открыли молочный цех, готовим масло, сметану и сыры твёрдых сортов. Сейчас начали производить медовуху. Но основной платёжеспособный потребитель находится в Липецке. Программирование продаж и производство сейчас идёт рука об руку. Без этого не будет дальнейшего развития. Нам самим разрабатывать и вести свой сайт нет ни времени, ни сил. Поэтому возлагаем большие надежды на этот новый для нашего региона проект. У нас появился дополнительный канал сбыта, так что теперь можно расширяться. Мы сами развозим товар по адресам, да ещё и за доставку нам доплачивают.

Маркетплейс под условным названием CloudFarmer будет включать личные кабинеты поставщиков продукции. Пока их пять. Ассортимент – около ста позиций.

– Логистические алгоритмы вдвое сокращают время доставки и снижают стоимость продуктов для клиента, – заверяет Дмитрий Кравченко. – При этом покупатель может приобрести в одной корзине товары от фермеров из разных населённых пунктов. Стоимость таких заказов по объёму и цене сопоставима с покупкой продуктов в супермаркетах.

Проект постоянно дорабатывается, в том числе уточняются юридические вопросы, совершенствуется контроль, сбор заказов и перевозка продуктов. На данный момент готова система учёта покупок, продуктов, фермеров и автоматического составления маршрутных листов. В планах добавить функцию заказа готовых блюд из ресторанов. Уже сейчас есть договоренность с несколькими ресторанами Липецка, где будет протестировано приготовление блюд из фермерских продуктов по специальным рецептам шеф-поваров.

– Важно понимать, что фермерские продукты выращиваются в особых условиях, с любовью и заботой, – добавляет разработчик Роман Кирин. – Наше решение предполагает, что репа ещё утром растёт на грядке, а уже вечером запекается у покупателя в духовке. Это касается мяса, молока и других продуктов. Аудитория онлайн-покупателей стремительно растёт. Но более половины опрошенных нами просто не знают, где купить фермерские продукты. Мы продвигаем самого фермера с его продукцией и оптимизируем его логистику. Ему остаётся только производить качественный продукт. Сегодня ищем партнёров среди кооперативов, фермерских и личных подсобных хозяйств. К их услугам будет предоставлен канал продаж через фермер-хаб, который появится на въезде в город и будет обслуживаться одним из фермеров. Он ответит за контроль качества и конечную доставку.

В ближайшее время команда липчан планирует привлечь фермеров из двенадцати регионов России и выйти на федеральный уровень. Недавно участники проекта обсудили его детали с начальником управления информатизации администрации Липецкой области Станиславом Корниенко. Решено представить проект на расширенном совещании с профильными ведомствами.

Команда в сборе

Команда в сборе

Команда в сборе
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных