Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020

Время отдавать

Евгения Ионова | 28.11.2016

Липецкая областная филармония начала делать презенты зрителям задолго до Нового года. Выступление молодого, но уже признанного в мире российского саксофониста Сергея Колесова и стало таким предновогодним подарком

Саксофон Колесова слышала половина России, Бельгия и Франция, Германия и Италия, Польша и Норвегия, Швеция и Япония, Китай и Бразилия. Сергей Колесов стал первым русским, кому покорился Международный конкурс саксофонистов имени Адольфа Сакса на родине создателя инструмента в бельгийском городе Динант. Это было десять лет назад, соответственно, исполнитель был совсем молод, и тем не менее Сергей взял не только Гран-при самого престижного и до того момента неприступного для российских саксофонистов состязания, но и увёз три специальных приза, оставив позади 176 музыкантов со всего мира.

В Липецк Сергей Колесов привёз не­обычную программу, можно даже сказать уникальную, состоящую из произведений, написанных специально для саксофона. Партнёром московского маэстро на сцене Областного центра культуры, народного творчества и кино был Государственный духовой оркестр Липецкой филармонии, за дирижёрский пульт которого впервые встал Никита Трубицин. Накануне выступления музыкант давал мастер-класс в областном колледже искусств имени Игумнова. Наша беседа с Сергеем состоялась за несколько часов до концерта.

– Пожалуй, победа на конкурсе имени Сакса для саксофониста сродни триумфу пианиста на конкурсе имени Чайковского. Вам она была важна как исключительно личное достижение? Или главнее было протоптать на вершину дорожку, по которой смогут пройти и другие музыканты-соотечественники?

– Как выяснилось, эта победа была нужна не только мне. Как это ни пафосно прозвучит, в ней нуждалась моя страна. В конце девяностых годов – начале двухтысячных в России сформировалась сильная школа, собранная Маргаритой Константиновной Шапошниковой. Но многие наши саксофонисты тогда себя недооценивали. Когда я впервые вошёл в тройку лучших на международном конкурсе в Париже, понял: на общем уровне мы выглядим не просто хорошо, а лучше многих. Следом прошло состязание в Бельгии, на родине «отца» саксофона. И вот там я в полной мере ощутил, что нам никого бояться не нужно – наша школа вывела нас в лидеры. После этой победы все шлюзы открылись, и сегодня признанных российских саксофонистов в мире достаточно.

– Сергей, вы позиционируете себя последователем академического направления в трактовке инструмента. То есть вы всё-таки стремитесь вывести саксофон из привычных публике джазовых рамок…

– Саксофон – инструмент молодой, его придумали в середине девятнадцатого века. Пока академические композиторы и исполнители преодолевали свои страхи перед новинкой, американские джазмены очень быстро нашли ему применение. Всё сошлось: новый жанр – джаз, новый инструмент – саксофон, они идеально подошли друг другу. Поэтому в умах и в сознании большинства людей саксофон ассоциируется именно с джазовой музыкой. И я с этим согласен. Более того, сам считаю, что саксофон далёк от академических канонов. Тем не менее на определённом этапе музыкант должен сделать выбор: джаз или классика, при этом второй путь, как мне кажется, предполагает большую вариативность, свободу. Я выбрал его. На мой взгляд, саксофону позволено немного больше, чем любому другому инструменту. Он предлагает подготовленной публике открыть хорошо знакомые произведения с другой стороны. А скучающему на концертах классической музыки слушателю мой инструмент помогает безболезненно входить в воды большого искусства. Услышав Баха на саксофоне, человек не отвернётся, а наоборот, захочет послушать музыкальное произведение в другом звучании, например, на скрипке или органе. Это моё глубокое убеждение. Тем более что мы – саксофонисты – находимся в очень выгодной позиции: один только инструмент в наших руках уже вызывает восхищённые взгляды. И тут остаётся только одно – хорошо играть, открывать людям новые миры настоящей музыки. То есть главная задача академического исполнителя – популяризировать и свой инструмент, и через него – классику.

– Музыкальную школу вы окончили по классу скрипки. Исходя из выше сказанного, мне всё-таки с трудом верится, что королеву инструментов вы сменили на юного пажа только потому, что хотели быстро понравиться публике?

– В смене инструмента – только Божья воля и учительское ясновидение. Здесь срабатывает принцип: твой инструмент или не твой. Скрипка мне дала многое. Во-первых, руки скрипача ни с чьими другими не спутаешь, они у нас особенные. Во-вторых, близость струн к уху настраивает, воспитывает слуховой аппарат по максимуму. Скрипачи и к интонации, и к чистоте звука относятся очень требовательно. А поменял я инструмент случайно, хотя мы же все знаем, что случайностей в жизни не бывает. Я до сих пор благодарен директору школы при музыкальном училище в моей родной Вологде, которая, просканировав взглядом меня, двенадцатилетнего, сказала, что видит в моих руках саксофон. Я послушался, начал учиться, потом узнал, что родился почти в один день с Адольфом Саксом. И таких параллелей в моей жизни немало. Меня трогает такое неравнодушие учителей, которые борются за учеников, ищут пути для их реализации. Таких ясновидящих педагогов, думаю, немало. Поэтому российская исполнительская школа и развивается.

– Оттого вы и сами начали преподавать? (Сергей Владимирович, помимо концертной деятельности, ещё и ограняет юные таланты в Московском областном музыкальном колледже имени Прокофьева. – Прим. авт.)

– Я всегда к этому стремился. У меня вообще есть потребность отдавать, и от этого очень сильно, бывает, страдаю… Ко мне что-нибудь приходит, казалось бы, сохрани, ан нет, мне нужно всем поделиться: радостью, идеями, информацией, музыкой. Мне нравится общаться с людьми, заводить новые знакомства. И педагогика этому способствует. А сколько у нас талантливых детей! Это же счастье! Даже не могу сказать, что мне дороже: концертные выступления или преподавательская деятельность… Наверное, пятьдесят на пятьдесят. Когда я учу, учусь и сам. И это отражается на моём исполнительстве. Я обожаю давать мастер-классы, как случилось и у вас в Липецке, когда в режиме, что называется, онлайн можно скорректировать ошибки ученика, подсказать ему что-то.

– Музыкальные критики утверждают, что ваш инструмент умеет разговаривать человеческим голосом. О чём вы говорите со зрительным залом? И меняются ли темы для беседы в зависимости от выбранной программы, авторов?

– Я уверен, саксофон поёт человеческим голосом. В звуке может быть и информация, и эмоция, и мысль, и разные оттенки, и энергия. И вот этим «языком» мой инструмент и разговаривает. А я лишь стараюсь правильно доносить заложенный в музыке смысл, чётко транслировать его в зрительный зал. Что касается композиторов, то они, конечно, вкладывают некую идею в свои произведения. Но каждый исполнитель привносит в музыку и свою личность, и свою трактовку композиции. Поэтому, если ты что-то хочешь сказать публике, важно как, а не что. Тем более мне кажется, что не все композиторы чётко понимали тот смысл, который закладывали в мелодию. Ещё не известно, как писали свои гениальные произведения Моцарт, Бетховен, Чайковский, Рахманинов, Бах. Не провидение ли водило их рукой, не сам Господь Бог через них с нами говорит? Вот и мы, исполнители, выходя на сцену, должны присоединяться ко всем информационным каналам, ловить антеннами души посланные волны, чтобы верно воплощать заложенную идею в звуке. О себе могу сказать, что я – солист, мне есть о чём поговорить с людьми, и инструмент очень мне в этом помогает. А может быть… я ему.

– Спасибо за интересную беседу, пусть и традиционную, вербальную.


Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Время молодых: на сцене – первый русский победитель конкурса Сакса Сергей Колесов, самый молодой коллектив областной филармонии – Государственный духовой оркестр, за пультом которого дебютант – дирижёр Никита Трубицин

Время молодых: на сцене – первый русский победитель конкурса Сакса Сергей Колесов, самый молодой коллектив областной филармонии – Государственный духовой оркестр, за пультом которого дебютант – дирижёр Никита Трубицин

Слова восхищения от главного дирижёра оркестра Василия Самарина

Слова восхищения от главного дирижёра оркестра Василия Самарина

Фото Николая Черкасова Время молодых: на сцене – первый русский победитель конкурса Сакса Сергей Колесов, самый молодой коллектив областной филармонии – Государственный духовой оркестр, за пультом которого дебютант – дирижёр Никита Трубицин Слова восхищения от главного дирижёра оркестра Василия Самарина
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных