Пн, 23 Мая, 2022
Липецк: +14° $ 66.82 70.07
Пн, 23 Мая, 2022
Липецк: +14° $ 66.82 70.07
Пн, 23 Мая, 2022
18+

Восемь залов – в честь 60-летия! (фоторепортаж)

Роман Хомутский | 16.12.2013

Близится 60-летний юбилей Липецкой области. Не будет преувеличением сказать, что к событию готовятся без исключения все творческие и профессиональные коллективы региона. Одними из первых липецкую землю чествуют художники

В прошедшую пятницу открылась XI Межрегиональная выставка «Художники центральных областей России». Такой масштабный подарок Липецк запомнит надолго.


ФОТОРЕПОРТАЖ


Восемь на две тысячи

Экспозиция развернула свою работу сразу на восьми площадках: в пяти основных залах и галереях областного центра, а также в Чаплыгине, Лебедяни и Ельце. Из пяти тысяч предоставленных работ для экспозиции отобраны почти две тысячи. От Липецкой области – полторы сотни произведений. Всего в рамках выставки будут показаны работы двадцати девяти творческих союзов художников, выполненные за последнее пятилетие: живопись, графика, скульптура, иконопись, эмаль, а также изделия из керамики, текстиля, металла. Секретариат Союза художников России инициировал провести итоговую зональную выставку именно в Липецке и приурочить её к юбилею области. Таким образом липчанам преподнесли роскошный подарок, поистине юбилейный. Кроме того, выставка выполнит и ещё одну чрезвычайно важную функцию. Из всех работ, экспонирующихся сейчас в городских и районных галереях, будут отобраны лучшие. Они и отправятся 21 января в Москву для участия во Всероссийской выставке «Россия».

Подробностями проекта с «Итогами недели» делится председатель липецкой организации Союза художников России народный художник Александр Евгеньевич Вагнер.

– Ровно десять лет назад – 3 декабря 2003 года – в Липецке тоже открывалась подобная выставка, – рассказывает скульптор. – Уникальное, я считаю совпадение, день в день, только через десять лет она вернулась к нам снова. Отличие в том, что теперь и работ на выставке больше, и сама она лучше, представительнее: живопись, графика, скульптура, иконопись.

– Работ действительно много, и они разные. И сразу бросается в глаза изобилие скульптуры.

– Да, такое разнообразие нечасто увидишь у нас. Дело в том, что в Липецке хватает замечательных мастеров, однако в экспозиции участвуют художники из других областей, представляющие в общей сложности двадцать девять организаций. Поэтому мы можем соотносить, сравнивать, делиться, делать выводы. Кстати, по общему количеству принятых к экспонированию работ липецкое отделение Союза художников на втором месте. Но по сравнению с Владимиром, Смоленском мы показываем маловато графики. Живописи хватает. Скульптуры тоже. Правда, в иконописном жанре липчане пока сильно уступают в количестве и качестве – с Сергиевым Посадом нам не сравниться.

– Считаю, что весьма удачная идея – выделить икону в отдельную выставку в Доме Мастера. Оба этажа музея заполнены великолепными образцами современного храмового искусства. На мой взгляд, такой подход способствует целостности восприятия.

– Совершенно верно. Произведения народного искусства отправились в Музей народного и декоративно-прикладного искусства: рушники, тканые изделия, игрушки. В Центре изобразительных искусств преобладает графика. Хотя всё вместить даже в восьми залах не удалось. Часть пришлось оставить в хранилище – не хватило места. В Чаплыгин, Лебедянь и Елец отправились в основном живопись и графика. Знаете, что самое главное? С творчеством такого числа художников познакомиться единовременно – дорогого стоит в провинциальных городках. Польза от выставок будет. И… значительная!

За идеи Союза

В гости к липчанам на открытие выставки съехалось множество художников из других городов. Но некоторые прибыли значительно раньше, чтобы отобрать и развесить работы. В преддверии торжества «Итоги недели» встретились с двумя членами выставкома – председателем смоленского отделения Союза художников РФ Михаилом Михайловичем Машковым и председателем костромского отделения Союза художников РФ заслуженным художником России Михаилом Алексеевичем Салмовым.

«ИН»: – Будет ли выставка по-настоящему отражать своеобразие региональных художественных школ? Ведь работ очень много, неподготовленный зритель рискует сразу и не разобраться в таком многообразном буйстве красок.

Михаил Салмов: – Выставком максимально строго отбирал работы для экспозиций – площади не позволяют показать всё. Что-то останется «за кулисами», лучшие же произведения будут радовать взоры липчан. Да, представителей каких-то отделений Союза оказалось больше после составления финального списка, но ничего страшного, никакого перекоса я в подобной ситуации не наблюдаю.

Михаил Машков: – Говорить о приоритете каких-то конкретных школ практически бессмысленно. В России всё это очень размыто. Большие мастера, представители старшего поколения, уходят. А время сейчас базарное… Раньше художники стремились вкладывать какой-то высший смысл в работы, а теперь в девяноста процентах случаев внятная концепция отсутствует.

М.С: – Знаете, чем хороши были зональные выставки в Советском Союзе? Отличившиеся мастера получали крупные заказы, которые обеспечивали их средствами на безбедное существование. Картина ведь тоже кушать хочет, выражаясь метафорическим языком. Просто так она не родится. Нужен и материал, и время на полноценное воплощение творческого замысла. А сейчас возможностей меньше, зональные выставки – лишь статусное событие. Думаю, в силу этого мы не видим и тематического, осмысленного, крупного подхода к своим произведениям со стороны творцов. Преобладающая часть всей композиции – пейзажи. Портрет – и вовсе редкая птица в наши дни. На заказ – да. Но творческих портретов – единицы. Практически полное отсутствие жанровой живописи и графики. Убеждён, художников, как и вообще всех творческих людей, необходимо стимулировать. Ведь без крепкого культурного базиса слабеют остальные узлы социального механизма, в том числе и экономика.

– Выставка разделена на несколько сегментов. Как, по-вашему, это влияет на восприятие? Какие задачи стояли при отборе и распределении экспонатов по залам?

М.С: – В выставочном зале сосредоточились в основном вещи декоративного плана, выполненные преимущественно в реалистическом ключе. Тенденций в современном искусстве много, но они неплохо уживаются в едином пространстве. Надо понимать: настоящая экспозиция – своего рода творческий смотр, и свою функцию в данном случае она выполняет на «отлично». Результат пятилетнего труда творцов разных направлений из разных мест – вероятно, всё так и должно происходить, именно в этой форме. В конце концов, из нескольких тысяч предъявленных на выставком произведений отобрано порядка двух тысяч, но на стендах работ будет ещё меньше. То есть публика увидит самые-самые сливки. К тому же известное многообразие позволит соотнести на контрасте, казалось бы, противоположные концепции, взгляды, подходы. Каждый найдёт что-то для себя. Близкое и созвучное.

– Вы упомянули о том, что в качестве организационной структуры Союз художников несколько утратил свой вес и привилегии. Пока ещё на местном уровне отделения работают, но, если смотреть шире, – как сегодня консолидироваться художественному цеху?

М.М: – Проблема в том, что государство дистанцировалось от искусства и культуры на два десятилетия. Закона о культуре всё ещё нет. И так продолжаться, поверьте, дальше не может. Отсутствие регламентирующей законодательной базы вредит всем: театру, кино, музыке. А сильнее остальных страдают именно художники. Им рассчитывать вообще не на кого. Членам Союза приходится искать подработки, заниматься преподавательской деятельностью, что отнимает возможность целиком посвятить себя любимому делу. Как следствие – внутреннее разобщение художественного сообщества, дробление на мелкие группы, стирание традиций великой школы русского классического изобразительного искусства. Нельзя недооценивать значимость происходящего сейчас в Липецке события: выставка даёт реальный срез современных творческих процессов, тенденций, перспектив. И в то же время выставка консолидирует нашу профессиональную среду. Ведь сюда съедутся люди из Твери, Воронежа, Тамбова, Орла, Брянска, Курска и других российских городов. Надежда на то, что государство всё-таки обратит на нас свой взор, сохраняется.

Икона напротив храма

Одним из самых запоминающихся сюрпризов выставки стала отдельная экспозиция храмового зодчества, развёрнутая в Доме Мастера. Мы встретились с куратором этого направления, который специально приехал руководить развеской. Наш собеседник – живописец, иконописец, заслуженный художник Александр Николаевич Хопкин, член зонального выставкома.

– Александр Николаевич, думаю, это было очень верное решение – выделить иконописный сегмент выставки в отдельное пространство, не так ли?

– Конечно! Здесь и помещение соответствует, а это, поверьте мне, очень важно для восприятия храмового искусства. Мне кажется, Дом Мастера подошёл идеально, тем более что нам предложили выбирать из нескольких площадок, но мы предпочли именно дом Сорокина. И не ошиблись. Музей буквально излучает доброту, тепло, а напротив – Христорождественский кафедральный собор. Лучшего и желать сложно. Практически во всех двадцати девяти отделениях Союза Центральной России есть свой отдел иконописи, работают мастера. Многие представленные на выставком иконы мне уже приходилось видеть в разных экспозициях. Часть произведений знакома по секции храмового искусства подмосковного отделения Союза. Но когда сам создаёшь экспозицию, всё видится в абсолютно ином свете: в конкретно взятом интерьере работы начинают «звучать» по-новому.

– При советской власти было бы сродни научной фантастике представить, что в большой зональной выставке значительный сегмент получит храмовое искусство. Теперь, как можно предположить из данной экспозиции, такой вид творчества востребован как среди художников, так и среди зрителей.

– К сожалению, государственная политика нашей страны не позволяла храмовому искусству полнокровно развиваться. Оно жило в монастырях, в крупных обителях. Шлюзы открылись после перестройки. Поэтому у многих профессиональных художников проявился интерес к иконописи. Я вступал в Союз как живописец, звание «заслуженного» получил за ряд произведений, выполненных в станковой живописи. А последние лет пятнадцать-двадцать занимаюсь исключительно иконами. Многие из моих коллег шли по такому же пути. Замечу, что к иконе не приходят внезапно. Иконописцем становишься в силу внутренних духовных устремлений, борений, исканий. Сейчас процесс приобрёл довольно серьёзные очертания: появляется всё больше высококвалифицированных мастеров, открываются специализированные училища и факультеты, мастерские при монастырях.

– Какую манеру исповедуют современные иконописцы, представленные на выставке? Ведь иконопись обладает многовековой традицией. На Руси было множество иконописных школ и техник...

– Мне кажется, из-за значительного временного разрыва преемственность была утрачена. Ведь для иконы принципиальное значение имеют чисто технологические аспекты: как подготовить доску, сделать левкас, растереть краски… Как вид искусства иконопись практически была утрачена. Поднимать, развивать и только потом уж усовершенствовать – такие базовые задачи стоят перед сегодняшними иконописцами. За последние годы появились профессиональные мастера, которые сумели приблизиться к высоким идеалам утраченной школы – и даже чисто с точки зрения ремесла, ведь постичь и освоить его ох как непросто! И вот они-то готовы стать в самом широком смысле художниками и творцами, как Дионисий или Рублёв. Канон на первый взгляд выглядит очень строгим, жёстким. Но на самом деле там такая огромная возможность для творчества! Это может выражаться и в вариациях композиции, и в рисунке, и в изобразительной форме, и в цвете, и в перспективе. При всей строгой каноничности художник ищущий обрящет в иконе огромное пространство для самовыражения. Рамки широки.

– Скажите, а место ли иконе на художественной выставке? Всё-таки её первостепенное предназначение – быть в храме.

– Думаю, что храмовое искусство в рамках подобной экспозиции уместно в силу нескольких факторов. И основной выражается в воспитательной функции иконы, в том, что она приближает человека к духовному идеалу, к церкви. Потом – это и чисто эстетическое воспитание. Ведь в икону вложен большой труд, она несёт красоту! Поэтому выставки такого плана нужны. Они формируют благоприятную среду для духовного роста не только художников, но и зрителей.

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных