Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020

Ступени к Баху

Татьяна Щеглова | 06.07.2009

Липецкий аккордеонист Евгений Кочетов в августе уезжает на гастроли в Лондон.

Солист Липецкой областной филармонии, аккордеонист Евгений Кочетов молод и обаятелен, ему 28 лет. К этому возрасту он лауреат 11 престижных всероссийских и международных конкурсов баянистов и аккордеонистов, включая государственную премию ЦФО, стипендиат Президента России и не собирается останавливаться на достигнутом. За счёт чего удалось добиться столь стремительного успеха? «Всё дело в мышлении, а не в беглости пальцев», – утверждает музыкант. И делится с читателями «Итогов недели» размышлениями о музыке и о себе.

Жизненный вектор

В роду Кочетовых музыканты всё-таки были: дедушка, уроженец села Елец-Маланино Хлевенского района, играл на рояльной гармошке, а отец самостоятельно освоил гитару. Но ни перед кем из них не стоял вопрос профессиональной музыкальной карьеры.

Именно этот факт, по убеждению Евгения Кочетова, сыграл ему на руку. «Это и к лучшему. Я искал своё. Иначе бы я оказался между двух огней: поиском себя и наставлениями родителей», – считает Евгений.

И всё же путь к высокому искусству планомерно и стремительно двигался вперёд подобно вектору: с шести лет – обычная музыкальная школа, с четырнадцати – средне-специальная музыкальная школа при Воронежском государственном институте искусств. Затем – Воронежская государственная академия искусств, аспирантура при Российской академии музыки имени Гнесиных.

Позже, повзрослев и сформулировав свои жизненные правила, Евгений скажет: «Я верю в жизненный вектор. Всё непременно должно двигаться вперёд, иначе наступает замирание». Кстати, по той же причине Евгений любит читать Достоевского. «У него события и герои предельно взаимосвязаны между собой и постоянно находятся в движении. Нет материала, который стоял бы на месте». На мой взгляд, достаточно самобытная мысль, особенно если учесть, что Евгений всё-таки музыкант, а не литератор.

Конечно, на первоначальном этапе пришлось немало позаниматься, чтобы добиться беглости пальцев и, что называется, «поставить технику»: в музыкальной школе – по три часа в день, а в подростковом возрасте, с 14 до 18 лет, когда учился в спецшколе при институте искусств, – по 8 часов. «Единственное, о чём теперь сожалею, в тот период мимо меня прошли футбол и езда на велике, – с мальчишеской непосредственностью улыбается Евгений. – Жалею, что не было в моей жизни профессионального спорта, это– мощная база. Физические занятия воспитывают волевой спортивный характер».

Зато к 18 годам Евгений Кочетов стал сложившимся музыкантом. И с тех пор, по его словам, больше занимается головой, а не руками. «Когда сам играешь, приходится преодолевать материю – клавишу. Это мешает. Осмысливая ноты умозрительно, головой, видишь всё произведение целиком, «сверху», как архитектурную постройку с высоты самолёта, идущего на посадку в аэропорту «Шереметьево-2», – шутя, делится своими профессиональными секретами музыкант.

Рояль в кустах?

Самое необычное, на мой взгляд, состоит в том, что аккордеонист Евгений Кочетов совершенствует своё мастерство во владении инструментом… слушая записи прославленного пианиста Святослава Рихтера. И на это у моего собеседника тоже есть своё оригинальное объяснение: «Истории баяна и аккордеона всего 70 лет, а пианизм развивается уже 300 лет. Обожаю учиться у фортепиано и симфонического оркестра».

В репертуаре Евгения Кочетова десятки произведений русских и зарубежных классиков. Часть аранжировок выполнены им и его учителями: профессором Воронежской государственной академии искусств Ю.В. Брусенцевым и профессором Российской академии музыки имени Гнесиных В.А. Семёновым. Более того, молодой аккордеонист уже настолько известен в России и за рубежом, что композиторы разных стран посвящают ему свои новые произведения. С Евгением Кочетовым сотрудничают: Нур Даутов (Уфа), Михаил Цайгер (Нью-Йорк, США), Чао Си (Китай).

В прошлом году вышел в свет нотный сборник «Из репертуара Евгения Кочетова». В нём представлены транскрипции произведений Н. Даутова, С. Рахманинова и А. Пьяццоллы для баяна и аккордеона, выполненные Е. Кочетовым и В. Семёновым. Также сборник содержит «Каприс №2» («S.O.S.») В.Семёнова с импровизацией Е. Кочетова и композиции для аккордеона Э. Хога и Ф. Марокко, написанные в стиле варьете и джаза.

И всё же «главной любовью» пока остаются произведения русских композиторов – «они самобытны, ни на что не похожи, – говорит Евгений. – Очень люблю Второй и Третий концерты Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром!»

Особая любовь к творчеству Дмитрия Шостаковича. «Он умеет передать боль всего русского народа в связке двух нот. У него немыслимо пронизывающая энергетика интервала».

И, конечно, в отдельном ряду стоит музыка И.С. Баха. «Я поднимаюсь к нему будто бы по ступеням, – рассказывает Евгений. – Идеальное соотношение чувств и разума. Его «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги» не адресованы какому-либо конкретному инструменту… музыка в чистом виде».

Между Лондоном и Хлевным

Евгений гастролирует с 13 лет. Он побывал с сольными программами и в качестве конкурсанта не только в десятках городов России, но и в Латвии, Украине, Белоруссии, Хорватии, Сербии, Франции, Германии, Италии, Китае. На август намечены гастроли в Лондоне.

В то же время Евгений Кочетов – солист Липецкой филармонии. Он выступает с сольными концертами не только в Липецке, но и во всех филиалах филармонии, раскинутых по городам и райцентрам области.

«Для меня нет разницы, где играть, – говорит музыкант. – На концертной сцене в Лондоне или, допустим, в музыкальной школе Хлевного. Я выхожу на публику и стараюсь как следует делать своё дело. Меньше думаю о месте, больше – о музыке». Кстати, к Хлевному у молодого виртуоза особая любовь: ведь его предки вышли оттуда, и полрайона до сих пор носят фамилию Кочетовых.

«Евгений – виртуоз высшей марки, – рассказывает художественный руководитель Липецкой филармонии Наталия Мекаева. – Он может сыграть абсолютно всё. Великолепен и в миниатюре, и в крупной форме. Часто выступает с симфоническими оркестрами».

Куда двигаться дальше, по словам Евгения, определяют три составляющие: слушатели, которые тонко реагируют на его выступления, друзья-музыканты и он сам. Евгений это называет «три в одном». Его сверхзадача – доставить эмоциональное и интеллектуальное удовольствие публике. «Если когда-нибудь этого не произойдёт, буду искать причину в себе. Не получится двигаться дальше – оставлю сцену». Но до этого ещё далеко.

Евгений мечтает о путешествиях – ведь, несмотря на то, что музыкант посетил немало зарубежных стран, по его словам, он даже не рассмотрел тамошних достопримечательностей: просто не было времени. И его желание непременно сбудется. Потому что Евгений – музыкант нового поколения, человек, который успевает многое. Он увлекается йогой и реализует свои юношеские мечты о футболе и катаниях на велосипеде. Он читает Ричарда Баха и собирает старинные монеты. Он заразительно смеётся и даже не разучился краснеть. А ещё – размышляет о жизни в пеших прогулках и перелётах между Лондоном и Хлевным.

Он – «вектор», он не может остановиться.

Фото из архива Липецкой областной филармонии.

Фото из архива Липецкой областной филармонии.

Евгений Кочетов: "Для меня нет разницы, где играть. На концертной сцене в Лондоне или, допустим,  в музыкальной школе Хлевного. Я выхожу на публику и стараюсь как следует делать своё дело. Меньше думаю о месте, больше – о музыке".

Евгений Кочетов: "Для меня нет разницы, где играть. На концертной сцене в Лондоне или, допустим, в музыкальной школе Хлевного. Я выхожу на публику и стараюсь как следует делать своё дело. Меньше думаю о месте, больше – о музыке".

Мстислав Ростропович с молодыми музыкантами

Мстислав Ростропович с молодыми музыкантами

Китайский композитор Чао Си пишет для Жени Кочетова новые музыкальные произведения.

Китайский композитор Чао Си пишет для Жени Кочетова новые музыкальные произведения.

Фото из архива Липецкой областной филармонии. Евгений Кочетов: "Для меня нет разницы, где играть. На концертной сцене в Лондоне или, допустим,  в музыкальной школе Хлевного. Я выхожу на публику и стараюсь как следует делать своё дело. Меньше думаю о месте, больше – о музыке". Мстислав Ростропович с молодыми музыкантами Китайский композитор Чао Си пишет для Жени Кочетова новые музыкальные произведения.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных