Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020

Явление царя Бориса

Татьяна Щеглова | 22.06.2009

В День независимости на Соборной площади давали оперу Мусоргского «Борис Годунов» в постановке театра «Новая опера имени Евгения Колобова».

Колокола в День России

По словам заместителя директора и режиссёра театра, заслуженного деятеля искусств России Валерия Раку, «Борис…» идёт на сцене театра 11-й сезон. До Липецка его показывали под кремлёвскими стенами – в Ипатьевском монастыре Костромы, Тобольске, Вологде... Но только у нас к сценическим спецэффектам – торжественному звону колоколов с колокольни кафедрального собора – природа добавила свои сюрпризы. К тому моменту, когда небесные силы присоединили свой голос к общей партитуре, площадь была полностью «укомплектована» меломанами. Заняты сидячие 1100 мест, и ещё сотни людей наблюдали за оперой через установленный рядом экран.

Сначала всё шло по сценарию: короновали царя Бориса, Пимен рассказал о тягостных летах России «Владыкой мы цареубийцу нарекли» (на этой фразе артист Андрей Фетисов указал перстом на статую вождя). Природа тем временем нагнетала свои громы и молнии, небо темнело. В итоге под залихватскую песню в корчме «Как во городе было во Казани грозный царь пировал да веселился» от души грянул гром. Зрители вздрогнули. Но расстаться со своими местами ещё не спешили. Кто-то достал зонтик, кто-то накрылся сумкой, пакетом. А сверху, вплетаясь в оркестровую ткань, всё звонил и звонил колокол. Репетиция на колокольне состоялась накануне. Настоятель Христорождественского кафедрального собора отец Василий отрядил музыкантам своего дьякона, и к завершению утренней службы в колокола звонил уже оркестрант «Новой оперы». Дьякон собора «ассистировал» музыканту и на показе спектакля. Не все из присутствующих сразу распознали, что колокольный звон в опере настоящий – звук идёт сверху, с собора, а не от оркестра. И только когда дирижёр Дмитрий Волосников, следуя партитуре, стал всё чаще разворачиваться от оркестра к крошечной фигурке музыканта, маячившей вдалеке на колокольне, зрители оценили высокопрофессиональную слаженность оркестра и бурно зааплодировали. «Дистанционное» управление одной из партий оркестра – что может быть удивительней?

Говорят музыканты

«Новая опера...» на нынешний день собрала под своими сводами лучшие голоса России. И даже, по мнению музыковедов и критиков, опережает в своих проектах знаменитый Большой театр. Солисты «Новой оперы...» молоды, не избалованы регалиями и на каждом спектакле выкладываются, как в последний раз. То же самое произошло и в Липецке. Меломаны и наши профессиональные музыканты, присутствующие на спектакле, были приятно поражены слаженностью оркестра и хора, выверенностью и лаконичностью композиционного рисунка спектакля. По словам профессиональной публики, удивило и пластическое решение: хор, который первое время казался статичным, настолько вписался в сдержанные декорации, что как бы стал их дополнением. Своими впечатлениями делится преподаватель Липецкого училища искусств по теоретическим предметам Мария Митрофанова:

– Всем нам повезло услышать на редкость профессиональные голоса, увидеть лаконичный и яркий спектакль – зрелищный, с высоким актёрским мастерством. Несколько лет назад я слушала оперу Мусоргского в постановке Большого театра. Опера демонстрировалась во второй редакции – с польским актом и сценой под Кромами. Первая версия композитора, которую нам представила «…опера Евгения Колобова», значительно короче, без пышностей, и потому внимание слушателя целиком сосредоточено на драматичном образе царя Бориса. Все пели прекрасно, от сердца... И, конечно, для меломанов настоящим подарком стали великолепный звук и акустика – трудно было предположить, что можно обеспечить эти качества на открытом пространстве... Рассказывает преподаватель Липецкого училища искусств по вокалу Анна Быковская:

– Хор и оркестр у этого театра невероятной высоты, редко где ещё такое услышишь. Особенно «запал» в душу Юродивый, – может оттого, что у него наиболее эффектная ария, знаменитая «нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит». Дмитрий Пьянов, исполнивший эту роль, создал яркий, психологически продуманный образ. У него красивый «наполненный» тенор с «опорным» звукоизвлечением... Весь спектакль прошёл с высоким эмоциональным накалом, на едином дыхании. И атмосфера действа настолько совпала с природными явлениями, что даже мурашки по коже...

Стоит добавить, что проект под открытым небом обеспечил не только отличную акустику, но и зрительскую массовость, ведь на оперу краем глаза могли взглянуть даже прохожие. Если вспомнить, ещё сто лет назад опера была достаточно демократичным жанром. Похоже, время всеобщего просветительства возвращается.

О совести царёвой и народной

В исторической опере Мусоргского прочно переплелись драма власти, религиозные искания и чаяния народа. И не случайно, наверное, на показе присутствовали священники: настоятель собора Василий Бельчук, наместник Свято-Успенского Липецкого мужского епархиального монастыря игумен Митрофан (Шкурин). Кстати, образ Юродивого в опере игумен Митрофан прокомментировал так: «Это форма оппозиционной святости, которая изучается на втором курсе семинарии».

...Гром гремел над головой, ветер рвал ноты музыкантов и сдувал их с пюпитров. Наконец, дождь ливанул в полную силу, и спектакль решили прервать. Артисты покинули сцену.

Но дождь прошёл так же неожиданно, как и начался. Минут через пятнадцать объявили продолжение действа, и публика поспешила занять облюбованные места. Артисты и декорации были великолепны. Аплодировали в разных местах постановки: массовым сценам, Пимену (артист Андрей Фетисов), Борису (лауреат международных конкурсов Владимир Кудашев), Григорию (Александр Скварко), Юродивому (призёр вокального конкурса Дмитрий Пьянов) и, конечно, великолепной Маргарите Некрасовой, заслуженной артистке России, в роли хозяйки корчмы. Классика хороша тем, что она не устаревает. Не буду пересказывать оперу – её надо смотреть и слушать. Об этом шедевре Мусоргского можно говорить в разных аспектах – религиозном, психологическом («а поле битвы – сердце человека»), в экономическом – ведь во времена Смуты был свой кризис. За 140 лет, прошедших со времени написания оперы, история совершила много новых витков. Но необходимость единения народа и власти с тем, чтобы преодолеть трудности, актуальна и сейчас. Приятно, что областная администрация, поддержавшая проект Липецкой филармонии с показом «Бориса Годунова», это осознаёт и приветствует.

Фото Анатолия Евстропова

Фото Анатолия Евстропова

Фото Анатолия Евстропова

Фото Анатолия Евстропова

Фото Анатолия Евстропова

Фото Анатолия Евстропова

Фото Анатолия Евстропова Фото Анатолия Евстропова Фото Анатолия Евстропова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных