Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020

Полёты по «Ночным улицам» во сне и наяву

Роман Хомутский | 25.05.2009

В мире академической музыки «выход за рамки» жанра, смелое препарирование традиционной формы всегда воспринималось как нечто из ряда вон выходящее.

Классические музыканты редко позволяют себе вылазки на территорию чистого экспериментаторства, где смешиваются стили и приёмы, манера и технологические новшества подачи материала. Если это и происходит, то с изрядной оглядкой именно на сформировавшееся понимание камерности, академичности, классичности.

Денис Шаповалов – один из тех провозвестников постмодернистского начала от современной классики. То, что коллектив музыкантов под управлением этого молодого виртуоза виолончели представил в Липецке в рамках проекта «Ночные улицы», столичные критики уже успели окрестить «зарождением нового стиля».

Мультимедиа-шоу «Ночные улицы» – дань актуальным веяниям в мировом искусстве, моде на смешение разных выразительных средств в рамках единого концептуального представления. Собственно, само слово «мультимедиа» уже недвусмысленно указывает на то, что задействуются явно несколько каналов восприятия. В данном случае речь идёт об объединении живой музыкальной фактуры с видеопроекцией. Ничего сверхоригинального в подобном тандеме, казалось бы, нет. Однако неспроста два года назад московская премьера «Ночных улиц» вызвала небывалый ажиотаж и спровоцировала бурную реакцию прессы. Дело в том, что если в визуализации музыкального концерта никто уже в принципе не видит ничего особенного, то положенный в основу авторский материал Дениса Шаповалова заслуживает более чем пристального внимания.

Для самого широкого круга поклонников классической музыки по всему миру имя Шаповалава давно и хорошо известно. Уроженец города Чайковский, уже в возрасте одиннадцати лет он дал свой первый сольный концерт. В 1998 году выпускник Московской государственной консерватории, стипендиат Фонда Мстислава Ростроповича по единогласному решению жюри стал победителем XI Международного конкурса имени П.И. Чайковского. После окончания аспирантуры Денис был приглашён преподавать на кафедру виолончели Московской государственной консерватории и стал самым молодым педагогом лучшего музыкального вуза страны. Параллельно он гастролировал по всему миру, сотрудничал с самыми именитыми оркестрами, выигрывал конкурсы, записывал диски. Особое место в судьбе музыканта сыграл Мстислав Ростропович, который называл Шаповалова своим правопреемником. Денис оригинальным образом отблагодарил маэстро за признание и покровительство: в апреле 2007 года он стал первым в истории классическим музыкантом, давшим концерт на Северном полюсе, посвятив своё «покорение льдов» великому Ростроповичу.

К своим тридцати с небольшим годам виолончелист-виртуоз заработал славу одного из лучших классических инструменталистов мира. Однако деятельная натура и широкий кругозор в музыке не давали Денису спокойно почивать на лаврах. Помимо того, что с некоторых пор он выступал с различными оркестрами как дирижёр, его давней мечтой было реализовать свои композиторские амбиции. И именно в рамках проекта «Ночные улицы» вниманию зрителей впервые были представлены авторские сочинения Шаповалова. Помимо профессиональных занятий академической музыкой, виолончелист всегда увлекался роком, и в частности, такими его направлениями, как арт-рок, симфо-рок, джаз-рок. Любимыми группами, по собственному признанию артиста, сильно повлиявшими на его становление как мелодиста и сочинителя являются английские гранды Pink Floyd, Queen, Deep Purple, Led Zeppelin. На стыке этих двух векторов – классики и рока – была построена программа «Ночные улицы». Такое название, кстати говоря, не является случайным. Темами к пьесам и сопровождающим их видеоклипам послужили образы засыпающего города, его дворов и переулков и маленького человека в огромном мегаполисе.

Доминирующим мотивом всего сезона 2008–2009 Липецкой областной филармонии был авангард и современные тенденции на стыке классики и модернизма. Завершающим аккордом в серии незабываемых концертов, прошедших в рамках этого направления, 20 мая стало выступление в областном Дворце культуры коллектива под руководством Дениса Шаповалова с мультимедийным проектом «Ночные улицы». Денис уже приезжал в наш город, но как исполнитель классического репертуара. На этот раз камерностью даже и не пахло. Ещё до непосредственного начала шоу стало понятно, что сейчас произойдёт нечто особенное. В зале будто бы воссоздавалась урбанистическая атмосфера: из колонок нёсся уличный «белый» шум с воем сирен, стуком каблуков, ветром лестниц. Таинственный синеватый свет пробивался сквозь пелену дым-машины, над сценой загадочно мелькала видеопроекция на экране... И вот появляются музыканты: помимо Дениса, из-за кулис вышли клавишник, барабанщик, бас-гитарист, виолончелист и виолончелистка. В полумраке все они помахивали специальными светящимися палочками. Публика, будто бы соблюдая некий ритуал, отвечала тем же: палочки можно было приобрести перед началом выступления, что многие и сделали, став, таким образом, частью интерактивной составляющей действа. Первые вкрадчивые звуки электронных сэмплов, интродукция виолончелей и… взрыв, накал, шторм! Не разгоняясь, а сразу – в полную силу – вступает ритм-секция. Музыка стремительно несётся мощной поступью барабанного боя, и внезапно всё опять стихает, отдаваясь мелодии струнных. Потом снова раскаты рокового драйва, сменяющиеся громом аплодисментов. Так начинается путешествие по просторам ночного города. Слушателя гипнотизируют, бросают из настроения в настроение, заставляя оживлять в памяти страхи, переживания, суету и отчуждение урбанистического существования. И вдруг – нежная, лирическая околоджазовая зарисовка: посвящение нашему городу от клавишника Александра Вершинина. (Его дед и отец жили в Липецке. – Прим авт.). В конце выступления он подарил липчанам ещё одну пьесу, заставившую многих в зале танцевать. Ещё одно посвящение – минималистическая композиция «Застывшие глаза», на этот раз безвременно ушедшему Олегу Янковскому.

Денис Шаповалов и его коллеги – талантливые исполнители, каждый из которых блеснул индивидуальным мастерством и классом. Но профессионализм артистов в тот вечер явно не доминировал над содержанием всего действа. Волшебные звуки, воспроизводимые таким необычным набором инструментов, работа видеоинсталлятора, светоинженера – всё работало на то, чтобы заставить сидящих в зале окунуться в мир чувственных переживаний, отдаться на волю эмоциям, погрузиться в такую знакомую и в то же время неизведанную жизнь городских центров и окраин.

Завершилось представление, на мой взгляд, лучшим номером вечера – композицией «Рейс 000». В ней, по словам Шаповалова, рассказана вся история пребывания человека на свете – от рождения и до смерти. Когда музыка стихла, было ощущение того, что перед глазами действительно пронеслась чья-то судьба…

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Музыканты «тонули» в густом тумане арт-пространства. Фото Николая Черкасова

Музыканты «тонули» в густом тумане арт-пространства. Фото Николая Черкасова

Проникновенно солировала виолончель... Фото Николая Черкасова

Проникновенно солировала виолончель... Фото Николая Черкасова

Александр Вершинин посвятил Липецку лирическую джазовую зарисовку. Фото Николая Черкасова

Александр Вершинин посвятил Липецку лирическую джазовую зарисовку. Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова Музыканты «тонули» в густом тумане арт-пространства. Фото Николая Черкасова Проникновенно солировала виолончель... Фото Николая Черкасова Александр Вершинин посвятил Липецку лирическую джазовую зарисовку. Фото Николая Черкасова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных