Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020
Липецк: +14° $ 71.60 77.88
Сб, 06 Июня, 2020

Слова и партитуры в адрес липецких музыкантов

Татьяна ЩЕГЛОВА | 20.04.2009

На днях «Л,S-трио» выступили на концерте в свою честь. Композиторы-выпускники Гнесинской академии посвятили им свои новые произведения. Так кто же они, наши музыканты? Предлагаем их «парадный портрет»

Скрипка (Лидерство)

– Музыкант должен быть талантливым и нервным, – утверждает руководитель «Л'S-трио» Липецкой филармонии Татьяна Левитина. – И обязательно располагать излишком свободного времени – не только чтобы «технически» заниматься – беглости пальцев учат в училище и консерватории, – но чтобы размышлять, анализировать и думать.

«А ещё, – добавляю про себя, – оставаться романтиком и вечным жрецом Гармонии».

С двадцати лет Татьяна уже представляла Россию в международных оркестрах Швеции, Германии, Швейцарии, Дании, Польши, Югославии и Финляндии. А это, как вы понимаете, требует изрядной доли самоотречения и ухода от соблазнов общества потребителей, в котором мы все пребываем.

А потому можно позвонить обычно разговорчивой Татьяне (утром ли, вечером) и услышать в ответ скороговоркой «некогда, играю Брамса». Дом-репетиторий, в котором, помимо Татьяны и Трио, занимаются муж-кларнетист (правда, её сотрудник и подчинённый) и маленький сын, скрипач и пианист. Богемность дома Левитиных проявляется в том, что у них постоянно гостят заезжие музыканты-солисты (разных национальностей), с которыми они тоже выступают. Кухня напоминает кофейню, где постоянно топчутся гости, а сыну позволяется рисовать прямо на обоях. Одним словом, тёплый дом. Время здесь имеет свои отсчёты.

Видимая меланхоличность Левитиных, за которую их чету в филармонии иной раз называют черепашками, обманчива. У Татьяны есть особый резон для занятий – её настроение, а ещё – жёсткий график концертов и выступлений с детьми. Ведь помимо того, что Татьяна возглавляет ансамбль лауреатов международных конкурсов «Л'S-трио», то есть подбирает репертуар, раскладывает и адаптирует произведения классиков под свой состав ансамбля – скрипку, кларнет и фортепиано, репетирует, она ещё и возглавляет детскую Академию музыки при филармонии – выступает с юными талантами в 14-ти филиалах филармонии, которые разбросаны по всей области!

Достаточно раз послушать её на репетиции или увидеть на концерте, чтобы оценить суть вещей. Татьяна готова биться за каждую музыкальную связку нетерпеливо и требовательно. И куда только деваются её неспешность и нега? Взору предстаёт мужской лидерский ум, который чётко зацикливает поздние построения Бетховена и дерзко взрывает окружающие нас песни на четырёх аккордах, двух притопах и трёх прихлопах, навязанные телевидением.

При этом следует помнить, что, помимо своего коллектива, Татьяна не прочь поиграть соло с различными составами: квартетами, квинтетами и оркестрами, назову наиболее известный из них – московский «Времена года». И открывала сезон, солируя с нашим муниципальным оркестром. Рука Татьяны, которая водит смычком, божественна и властна, как рука дирижёра, и создаёт музыку, в которой забываешь себя...

И только после концерта скептичная и остроумная Левитина, сбивая восторги в свой адрес, дерзко заметит переделанной цитатой из классики: «кончаюсь, страшно перечесть»… Во всех текстах она выше всего ценит подтексты, легко манипулирует фразой и образами, и просвещённый собеседник обязательно оценит её искромётный юмор. Скрипка отдыхает в футляре, и перед нами другая Левитина. Хотя – та же самая. Она могла бы писать рассказы, подобно Бабелю.

Кларнет (Томность)

Игоря Левитина называют самым красивым мужчиной Липецкой филармонии. Правду сказать, он элегантен, как рояль, а точнее – кларнет, инструмент, на котором играет. К тому же умён и аристократичен в повадках, а это, по нашей жизни, – уже редкость. Смело мог бы украсить обложки глянцевых журналов и рубрик на тему «как это надо носить».

Когда-то я училась в музыкальном училище вместе с его сестрой – и она тоже была нетороплива и артистична, впрочем, как и их родители-музыканты, – чему тогда удивляться?

Татьяна Левитина по поводу моих размышлений на эту тему однажды иронично заметила: «Осторожно, шарик разобьётся». И ей, конечно, виднее.

Татьяна, как умная жена и руководитель коллектива, очень тонко использует эти природные качества Игоря – и в сценическом плане, и на переговорах. Левитин действительно сценически хорош, и это отнюдь не умаляет его музыкальных достоинств. Просто служит приятным дополнением, так сказать, единство формы и содержания – к чему мы не привыкли.

Левитин закончил аспирантуру в Воронежской академии искусств, играет сольные концерты с оркестрами Липецка, Тамбова, Воронежа, выступал вместе с Государственным струнным квартетом имени Глинки и в своих сольных программах весьма инициативен. А в 2005, 2006 годах признан лучшим педагогом ДМШ по классу кларнета в Липецке.

Когда «Л'S-трио» выходит на сцену для поклона – элегантный Игорь, а по обе стороны от него брюнетка и блондинка – сразу хочется спросить: эту комбинацию образов вы придумали по прототипу небезызвестного танцевального трио «Экспрессия»? И Татьяна Левитина, лидер коллектива, отвечает на это: «Пианистку, Любу Пличко, пригласила я. Потому что Люба здесь – самая лучшая».

Фортепиано (Сомнение)

Любовь Пличко окончила Одесскую консерваторию. Впервые я её услышала на международном конкурсе имени Надежды Обуховой, где Люба аккомпанировала чуть ли не половине приезжих артистов – это означает, что партитуры учились «с колёс». И в этих экстремальных условиях Люба признана лучшим концертмейстером конкурса. А до этого стала лучшим концертмейстером конкурсов в Воронеже, Тамбове и Москве.

Как пианист она отвечает всем требованиям Левитиной – талантливая и нервная. Готова сутками пахать и разучивать партии, а после концертов «умирает» и депрессирует – что, собственно, и требуется от таланта.

Все эти качества умеет оценить не только Левитина. Любовь Пличко – концертмейстер и хорист в широко известном за пределами области муниципальном камерном хоре под руководством Игоря Цилина. И с успехом выезжает на зарубежные фестивали, завоёвывая призы и награды с обоими коллективами – и камерным хором, и трио (Испания, Италия, Германия, Финляндия, Венгрия, Австрия).

Пианистка играет с известнейшими солистами, среди которых назову профессора Московской консерватории скрипачку Ирину Бочкову, солиста Московской консерватории вокалиста Бориса Планкина.

Любу все ценят высоко – насколько это у нас возможно, учитывая мизерные гонорары и ставки, она в ответ во всём сомневается и изредка стенает на тяжкую долю музыканта – но таков уж удел умного человека, и все к этому привыкли.

На сцене Пличко надёжна до крайности, с такими можно в разведку ходить. Про её надёжность даже сложены легенды. Вот, к примеру, одна из них. Как-то «Л'S-трио» выступали в клубе райцентра. Условия, как обычно, не ахти. Но музыканты, привыкшие за время гастролей ко многому – холоду и расстроенным пианино, отыграли стоически и на максимуме мастерства. Пора выходить на поклон к публике, а Люба остаётся за инструментом. Каково же было удивление её коллег, когда уже после закрытия занавеса обнаружилось, что Люба просто не могла оторваться от пианино – на последних аккордах ей на ногу грохнулась тяжелейшая нижняя крышка от инструмента. А пианистка только стоически улыбалась и ждала занавеса. Наверное, на такое способны только русские музыканты!

Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА

Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА

Фото Татьяны ЩЕГЛОВОЙ

Фото Татьяны ЩЕГЛОВОЙ

Фото из архива «Л'S-трио»

Фото из архива «Л'S-трио»

Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА Фото Татьяны ЩЕГЛОВОЙ Фото из архива «Л'S-трио»
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных