Ср, 26 Июня, 2019
Липецк: +22° $ 62.91 71.60
Ср, 26 Июня, 2019
Липецк: +22° $ 62.91 71.60
Ср, 26 Июня, 2019

Знайте, таким он парнем был!

03.06.2019 08:00:02
Знайте, таким он парнем был!

Папина дочка

Четырнадцать лет назад, накануне шестого Мистюковского фестиваля, Татьяна Щеглова встречалась с супругой Андрея Петровича – Зоей Васильевной. Их беседа уже стала историей, но мы прикасаемся к ней, чтобы ещё раз напомнить о человеке, так много сделавшем для Липецкой области

Необыкновенное обаяние

С Андреем Петровичем Мистюковым его будущая жена, Зоя Васильевна, познакомилась в Воронеже. Она с пятнадцати лет выступала солисткой Воронежского государственного хора, а Андрей – в то время студент Киевской консерватории, приезжал в знаменитый хор на практику и с прицелом на будущее трудоустройство. У Андрея и Зои разница в возрасте восемь лет, зато колоссальная разница в том, как они были прожиты.

Мало кто знает, но уже пятнадцатилетним студентом Челябинского музучилища Андрей Мистюков организовал поэтический кружок, где читали Есенина. И был осуждён за это Челябинским областным судом и судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда РСФСР в августе 1937-го на три года по статье 58-10 ч. 1 УК с поражением в правах на два года. (Реабилитирован в декабре 1956-го). Так что Челябинское училище Мистюков и не закончил.

Зато создал из учеников профтехучилищ великолепный хоровой коллектив, который стал известен в стране. А когда началась война, Андрея дважды возвращали из военкомата, чтобы этот коллектив не распался. Кстати, в фильме «Здравствуй, Москва», снятом в 1945-46-м годах, есть фрагменты с выступлением мистюковского хора. Руководителю в то время было едва за двадцать.

В Киевскую консерваторию Андрей Мистюков поступил, не имея музыкального образования. Сначала на подготовительное отделение, а потом сразу на второй курс. Но, сдав экзамены, не стал защищать диплом (он это сделает спустя несколько лет), а приехал хормейстером в Воронежский государственный хор.

В любовных делах, вспоминает Зоя Васильевна, Андрей был стеснителен. К примеру, уже после сватовства выяснилось, что он часто рассказывал «о Зоечке» своему многолетнему близкому другу балетмейстеру Галкину, а вот сам подойти к ней боялся. А когда Воронежский хор уезжал на гастроли в Румынию, Мистюков передал будущей жене своё фото в рамке с надписью: «Спрячь так, чтоб никто не дознался».

Правда, потом обстоятельства начали складываться в пользу влюблённых. Андрею Петровичу предложили создать коллектив в Липецке, он получил свою первую квартиру и сразу же повёл Зою Васильевну в загс расписываться.

Супруг был небольшого роста, метр шестьдесят два. Зоя Васильевна – выше его на несколько сантиметров. Но, как утверждают все, кто их знал, Мистюков был парень хотя и стеснительный, но обаяния необыкновенного. С таким не соскучишься.

Муза и музыка

Знаменитый хор новолипецких металлургов начинался с коллектива «Трудовые резервы». Мистюков набирал талантливых учащихся профтехобразования. Его жена работала в том же коллективе хормейстером. Позже, когда окончательно сформировался хор новолипчан, жена осталась в «Трудовых резервах» (позже – коллектив «Калинка») хормейстером и проработала там до пенсии.

И на мой вопрос: «Неужели вам не хотелось работать все эти годы рядом с мужем, в одном коллективе?» она ответила просто: «Андрей жил исключительно музыкой, а общения нам хватало и дома».

По словам жены, Андрей Петрович любил принимать гостей, хотя зачастую они являлись «стихийно» – число поклонников и учеников росло с каждым годом. В быту был неприхотлив и соглашался на всё, что предлагала жена. А из всех домочадцев трепетнее всего относился к тёще. Александра Никаноровна, мать Зои Васильевны, прожила у них до 96 лет. И каждый раз, заходя домой, Андрей Петрович первым делом интересовался тёщей. Спрашивал, как прошёл день, как себя чувствует – одним словом, жалел её.

Андрей Петрович, вспоминает Зоя Васильевна, редко музицировал дома, слишком был занят творчеством, никогда не пел своих произведений целиком, зато отлично мог показать отрывок из них. Любил «покопаться» в нотах, а когда на него находило вдохновение, не спал ночи напролёт, работал. Но с домашними никогда не советовался, несмотря на то, что жена – профессиональный музыкант.

Сейчас обстановка в квартире почти такая же, как при Андрее Петровиче. Старенькое чёрное пианино «Лира», на котором он наигрывал отрывки будущих песен, ноты, черновики и наброски. Множество грамот, мелких сувениров, писем и фотографий.

Общение у Андрея Петровича было обширное. Хор новолипчан выступал в Кремлевском Дворце съездов, часто бывал на гастролях, каждый раз завязывались новые знакомства, одна из фотографий, которую показала Зоя Васильевна, исписана мелким почерком известного артиста Николая Крючкова и завершается фразой: «От всего сердца желаю вам успеха в развитии хорового искусства».

Фото, где композитор снят вместе с балетмейстером хора имени Пятницкого, народной артисткой СССР Татьяной Устиновой, имеет другую историю. Мистюков познакомился с этим коллективом на гастролях, а когда был в гостях у Устиновой, показал музыкантам свои ноты неоконченной кантаты «Сказ земле Русской». Столичные музыканты Мистюкову сразу заметили, дескать, мощное получается произведение, почти что народная опера, ваш хор, скорее всего, «не вытянет». Мистюков произведение завершил, и его первым исполнителем стал хор имени Пятницкого. Правда, новолипчане при помощи той же Устиновой кантату тоже исполнили, только позже.

А взять хотя бы фотографию певицы Марии Мордасовой. Знаменитая исполнительница русских народных песен почти 14 лет проработала под руководством Андрея Петровича в Воронежском государственном хоре (был в жизни нашего композитора период, когда он повторно, ещё на пять лет возвращался в Воронеж). В домашнем архиве Мистюковых не только совместные фотографии с певицей, но сохранён и её подарок – набор саке. Зоя Васильевна с удовольствием продемонстрировала мне все его «хитрости» – наливаешь жидкость в графин, и она начинает присвистывать, а на дне маленькой пиалки появляется изображение девушки. Такие вот были изыски. Но большинство подарков, которые преподносили по разным поводам Андрею Петровичу, с самого начала перекочевало в музей хора. Среди сувениров остались, например, композиции кастинского литья. А ещё самовар с надписью: «В честь первого фестиваля имени Мистюкова. Усмань».

Андрей Петрович умер, не дожив до 70 лет. В похоронах помогали заводчане и многочисленные друзья. Выяснилось, что семья Мистюковых, кроме почёта и сувениров, практически ничего не нажила. Для установки памятника пришлось продать золотые часы Андрея Петровича – подарок за его талант…

Татьяна ЩЕГЛОВА, газета «МГ», 2005 год

P.S. Говорят, что талант живёт вне времени – Андрей Петрович Мистюков, его имя, творческое наследие остаются с нами по сей день. Мистюковский фестиваль собирает на липецкой земле коллективы российские и зарубежные, объединяет людей, которые дорожат хоровым пением и сберегают его.

У Андрея и Зои разница в возрасте восемь лет, зато колоссальная разница в том, как они были прожиты

У Андрея и Зои разница в возрасте восемь лет, зато колоссальная разница в том, как они были прожиты

У Андрея и Зои разница в возрасте восемь лет, зато колоссальная разница в том, как они были прожиты
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных