Ср, 22 Мая, 2019
Липецк: +21° $ 64.54 71.97
Ср, 22 Мая, 2019
Липецк: +21° $ 64.54 71.97
Ср, 22 Мая, 2019

Весна в Липецке: увидеть, прикоснуться и поговорить

Дарья Раевская | 13.05.2019 03:41:00
Весна в Липецке: увидеть, прикоснуться и поговорить

Три выставки открылись на предпасхальной неделе в Липецке: «Отражение», «Шёпотом» и «Прикосновения»

Случайно-неслучайно, но в названиях присутствуют основные чувства человека, которые влияют за познание мира: зрение, слух и осязание. Благодаря им мы получаем информацию об окружающем нас мире. Так вот, чтобы понять, какой это мир, нужно посетить все три выставки.

Прикосновения Виктора Яичникова

Выставка работает до 17 мая в Центре изобразительных искусств

Уже второй год в Центре изобразительных искусств весенний сезон начинается с вернисажа Виктора Яичникова. В галерее решили сделать это традицией.

По яркости цвета выставка, действительно, очень весенняя, оптимистичная и яркая. Она как прикосновение ласкового апрельского солнца, робкого дождя и игривого ветра. Такое же трепетное прикосновение к человеку и у Виктора Яичникова. 60 графических работ – как мимолётный взгляд, обмен несколькими фразами. И 20 живописных портретов – как разговор по душам.

– Встречи, впечатления, знакомства — всё, что оставляет заметный след в душе и разуме — всё это мои прикосновения, – говорит Виктор Яичников. – Графика — это мои размышления. Мы же, художники, невербально думаем, мы думаем на бумаге. Когда пишешь человека, дело не в том, сколько знаком с ним. Важно, насколько в этот момент можешь прочесть человека – всё, что свойственно ему как персонажу и тебе как живописцу. Ведь у художника складывается собственное отношение ко всему и ко всем.

– У Виктора есть способность чувствовать некую историю в человеке, – поделилась впечатлением психоаналитик Любовь Заева. – И эту историю с помощью своего художественного чутья он способен вытаскивать на поверхность. И дальше идёт волшебный процесс: визуализация и трансформация – прикосновение к бессознательному. С помощью художественных средств и через художественную форму это становится видимым, осязаемым. Я наблюдала, как на выставке женщина подошла к картине и прикасалась к ней — было очень трогательно. В этом есть некая интимность.

Отражения через километры

Выставка работает в «Доме Мастера» до 26 мая

Двадцать работ – двадцать авторов объединения русских художников в Эстонии «Отражение» представлены в Липецке в Доме Мастера. Многие из них давно живут в Прибалтике, укоренились там, кто-то – эстонец во втором поколении, но они по-прежнему остаются русскими. Натюрморты, портреты и даже пейзажи – во всём просматривается русская академическая школа живописи: через руку художника, его судьбу, его размышления. Поэтому выставка и названа так же, как и объединение, – «Отражение».

Эстонского художника Юрия Часова можно даже назвать нашим земляком – его отец жил в Липецке на улице имени Ибаррури, да и сам он бывал здесь в далёкие 70-е. На открытие выставки, как и другие художники, Юрий приехать не смог – долго оформляются документы.

Ещё одна узнаваемая и такая русская работа – «Возвращение» Алексея Шатунова. Он вырос и учился в Таллинне. Но, по его словам, именно два года учёбы в Санкт-Петербургской академии искусств стали определяющими для него как для художника. На фоне современных художественных течений в Эстонии его классическая живописная манера считается уже нетрадиционной.

Интересна судьба и творчество Сергея Митина. Он окончил вятское художественное училище, потом Московский текстильный институт по курсу дизайна. Переехал в Прибалтику. Долго искал себя. Даже стал моряком. Именно в море его художественный дар оказался востребованным – Митин прославился своими портретами африканских государственных деятелей, писал даже портрет Нельсона Манделы.

В Эстонии же его визитной карточкой стали картины в стиле «ню». Русские художники, как и живописцы эпохи Возрождения, всегда ценили красоту женского тела. А в Эстонии жанр «ню» почти забыли.

Все эти живописцы – частичка большой России в Эстонии, частичка того единого пространства, в котором мы жили на протяжении 70 лет. И они сами стали отражением Эстонии. Сдержанность красок, неспешность повествования, созерцательность – это всё от их новой родины. Через эстонские работы можно наблюдать, как трансформируется и обогащается новыми гранями русская реалистическая школа живописи.

Поэтому на выставке получилось многократное отражение: Эстония отра­зилась через русских художников, Россия – через их манеру живописи. Может, в этом и есть главный урок жизни: мы все – отражение друг друга.

– Взаимонепонимание народов начинается с искусства, – говорит ведущий методист художественного музея имени В.С. Сорокина Мария Казакова. – Это третий выставочный проект из серии «Русские художники зарубежья», реализуемый в музее при содействии Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. «Отражение» – своеобразный мост между нами. Несмотря на то что художники живут в Эстонии давно, обладают национальным колоритом, они сохранили традиции русской художественной школы.

Поговорить со зрителем шёпотом

Выставка работает в галерее Назарова до 26 мая

Маленькая хрупкая, изящная женщина и художник-монументалист во втором поколении Алина Баталина представила в галерее Назарова свою выставку.

Станковая живопись Баталиной как кусочек мозаики со стены, фрагмент фрески или большой настенной росписи. Если сложить всё вместе, получится большая картина о жизни.

– Даже делая небольшую вещь, художник-монументалист мыслит масштабно. Свою работу я воспринимаю как часть большой стены, отсюда и язык, и материалы. Поэтому работы не сюжетные, не литературные, а образные, – поясняет Алина Баталина. – Люди не очень-то воспринимают монументалистику в таком станковом виде. Они ждут привычной живописи, а здесь я решаю прямо противоположные задачи: занимаюсь не живописью в чистом виде, а композицией.

Композиция – это расположение, чередование, соотношение и взаимо­связь частей, организующий компонент, который придаёт единство и целостность всему. Как мы из частичек нашего опыта складываем своё мировоззрение, так и художнику-монументалисту важно закрепить на холсте не единичное впечатление, а создать единую картину мира. Нынешняя жизнь очень калейдоскопичная, в ней всё мельтешит, снуёт. Поэтому так важно получить от искусства фундаментальную основу как на одухотворенных, стремящихся к Богу фресках византийских и русских храмов или как на советских мозаиках, наполненных верой в человека.

Выставка Алины Баталиной сродни исповеди – отсюда и «Шёпотом». Она говорит о том, что ценит, что стремится понять «до самой сути» – до донышка, до родства между прошедшим и нынешним, личным и всеобщим.

– Шёпот появился от начального ощущения, – говорит Алина Баталина. – Мы молимся шёпотом, с маленьким ребёнком говорим шёпотом, с любимым человеком… Моя выставка – это такой интимный разговор со зрителем.

Найти время встретиться друг с другом, увидеть друг друга и поговорить — именно об этом три такие разные, но очень близкие весенние выставки в Липецке.

Фото автора и Сергея Володина

В ТЕМУ

«Виктора очень интересует человек»

Андрей Ломоносов искусствовед

- Виктор Яичников очень тонко чувствует мир и обладает зрелым пластическим даром выражать свои чувства. Лирико-ироническая индивидуальность живописца позволяет ему работать на стыке жанров, соединяя выразительную афористичность и изобразительную изысканность.

Виктора очень интересует человек. В сочетании с выраженной потребностью в иронии этот интерес способен провоцировать зрителя на диалог, что для сегодняшнего художественного пространства вовсе не правило. Думаю, в этом есть особая терапевтическая функция. Амбивалентность интонации художественных образов Виктора – то, что представляется мне особенно ценным и заслуживающим пристального внимания.

«Художник тонкий, деликатный, нежный»

Татьяна Нечаева, искусствовед

- В станковом творчестве Алина Баталина – художник тонкий, деликатный, нежный. Она благородна в своём лаконизме, полутонах земляных красок, бережном использовании стилевых особенностей древнерусского искусства.

Она точно формулирует идею, до знака, переходящего в символ, до намёка, за которым простирается содержание, уводящее зрителя в глубь времён и смыслов и возвращающее в реальность обогащённым. Почти наивная простота в одних работах восходит к раннехристианским формам, в других – мастерство художника приближает к нам изысканную красоту византийского искусства, в третьих – раскрывается певучесть и чистота православных иконных прорисей...

Работы бессюжетны, метафизичны, они о всегдашнем. Алина Баталина – художник духовно наполненный, она обращается к внутреннему слуху, к внутреннему миру, к культурному опыту зрителя. Сокровенное произносится предельно искренно, тихо, шёпотом – обращение к Богу, признание в любви, утешение.





Александр Семенов. «Белая ночь»

Александр Семенов. «Белая ночь»

Алексей Шатунов. «Возвращение»

Алексей Шатунов. «Возвращение»

Владимир Капутерко. Таллин

Владимир Капутерко. Таллин

Юрий Часов. «Натюрморт»

Юрий Часов. «Натюрморт»

Открытие выставки Алины Баталиной

Открытие выставки Алины Баталиной

Алина Баталина. Феропонтово. Сараи, заборы

Алина Баталина. Феропонтово. Сараи, заборы

 Александр Семенов. «Белая ночь» Алексей Шатунов. «Возвращение» Владимир Капутерко. Таллин Юрий Часов. «Натюрморт» Открытие выставки Алины Баталиной Алина Баталина. Феропонтово. Сараи, заборы
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных