Чт, 05 Декабря, 2019
Липецк: $ 64.08 70.55
Чт, 05 Декабря, 2019
Липецк: $ 64.08 70.55
Чт, 05 Декабря, 2019

Усманские народники покорили Тамбов

Светлана Кузнецова | 02.12.2019 07:13:00
Усманские народники покорили Тамбов

Марина Трошина и Эльвира Порядина привезли в Усмань дипломы высшего достоинства

В Тамбове прошёл Всероссийский фестиваль-конкурс «Тамбовская канарейка», посвящённый 100-летию Черняновского народного хора имени Марии Мордасовой.

На праздник народного творчества, русской песни и задорной частушки, которую так любила и прославляла великая и неподражаемая Мария Мордасова, съехалось около двухсот участников со всей России.

Наш край представляли Марина Трошина – солистка Усманского народного хора имени А. Степанова (руководитель Дмитрий Путилин) и совсем юная, но уже подающая большие надежды солистка коллектива-спутника из ансамбля народной песни «Наследие» – Эльвира Порядина (руководитель Оксана Путилина).

Фестиваль в нынешнем году впервые проходил в статусе всероссийского. Тамбовчане продемонстрировали подлинно русское гостеприимство. Были организованы творческая встреча с Государственным академическим русским народным хором имени К.И. Массалитинова и уникальный мастер-класс с народной артисткой РФ Екатериной Михайловной Молодцовой, наследницей песенной традиции Мордасовой.

Конкурс представил много достойных соперников, но наши усманские канарейки справились с волнением и смогли покорить сердца членов компетентного жюри. Марина Трошина привезла Диплом лауреата 1 степени, а Эльвира Порядина – Диплом лауреата 3 степени. Это очень большая победа!

Вместе с солистками на фестивале выступала аккомпанирующая группа хора, мастерство которой на всех конкурсах высоко отмечают члены жюри – не каждый профессиональный коллектив может похвастаться таким инструментальным ансамблем. На гала-концерте под аккомпанемент усманцев несколько песен исполнила народная артистка России Екатерина Молодцова. Музыканты признаются, что для них это высокая честь и ответственность.

Екатерина Михайловна выразила желание спеть с нашим народным хором и солистками на Усманской земле! Так что ждём встречи с нетерпением!

Когда певуньи вернулись домой, коллеги поздравили их с победой, а журналисты, естественно, задали несколько вопросов о конкурсе, о русской песне и планах на жизнь.

– Эля, ты как самая младшая победительница скажи, что для тебя значит пение?

– Мне очень нравятся народные песни, которые мы поём в нашем ансамбле «Наследие». Знаете, в них особая энергия, и если поёшь без души, бывает такое настроение, то ничего не получается. Русская песня сродни молитве. В ней и радость, и печаль, и торжество, и надежда, и вера, и любовь. Без песни вообще неинтересно жить. Я пою с четырёх лет, и своё будущее связываю только с песней. А голос – это дар Божий, им нужно делиться со всеми людьми.

– Марина, как ты справляешься с волнением, когда выходишь на сцену?

– Волноваться не нужно никогда. Это мой совет всем людям. Своё дело нужно выполнять спокойно и достойно. Лично я так себя настраиваю. А сами конкурсы наоборот подтягивают нас, дают больше уверенности в своих силах. Мы многому учимся у соперников, ну и, конечно, себя показываем, заводим новых друзей и знакомых, обогащаем кругозор и узнаём много нового и интересного.

– А когда пришла любовь к русской песне?

– Народной музыкой я увлечена с детства, русскую песню считаю родной, а потому обязана следовать ей, изучать, исполнять, сохранять. Песня для меня – это моя Родина, моя душа, моё призвание.

– Марина, у меня такое впечатление, что в современном мире русской песне отводится какое-то предпоследнее место. Замечательную программу «Играй, гармонь» на Первом канале перенесли на такое раннее время, когда мало кто просыпается. Кокошники, сарафаны, балалайки и гармони считаются просто китчем, их, мягко сказать, не любят. Что это?

– Конечно, русская песня сегодня находится в трудном положении. И это повсеместно. Русская культура поддерживается очень слабо. На концертах фольклорных коллективов, хоров редко увидишь первых лиц. А это ведь знак внимания. Но умирать наша культура не должна, просто не имеет права, потому что народа без неё не будет. Мне очень понравилось, как однажды сказала Екатерина Молодцова: «К русской песне относиться надо с глубочайшим уважением и... осторожностью. Как к хорошей вещи, которую нельзя порвать или запачкать. Я с великими мастерами работала, было чему поучиться, с чем сравнить. Теперь, конечно, другое время. Но песня останется». Это и оптимистично, и предупредительно. 

– Дорогие наши певуньи, а какие народные исполнители являются для вас примером для подражания? Какую вы музыку слушаете?

– Мордасова, Молодцова, Русланова, Зыкина. Музыку слушаем разную, и современную тоже, но предпочтение отдаём народной песне. Эталон хорового пения – академический русский народный хор имени Пятницкого, очень интересные обработки у песен Кубанского казачьего хора, ну а частушки одно удовольствие слушать в исполнении Мордасовой.

– Спасибо!

В ТЕМУ 

Екатерина Молодцова, народная артистка России, почётная гражданка города Воронежа:

- Молодёжь у нас хорошая. Но ей надо помочь. Нужно, чтобы их услышали. И они должны слышать настоящую музыку. Когда я принимаю экзамены, то сталкиваюсь с тем, что ребята не знают имён Зыкиной, Мордасовой. Почему? Да всё просто: раньше их песни передавали по радио и телевидению.

А сегодня многие спрашивают: а куда делись наши хоровые коллективы – Воронежский, Омский, Уральский, Оренбургский, Рязанский и другие? А ведь они никуда не исчезли. Просто их не показывают, они не имеют возможности выезжать на гастроли. Даже на местном радио и телевидении о них – ни слуху ни духу. Вспомните недавнее прошлое: даже в поездах, как подъезжаешь к Воронежу, включали, например, «Летят утки». Или «Под Вороонежем у нас хорошааа земля…» Мурашки по коже! Ничего этого сейчас нет. Другие песни. Слушать не хочется.

Раньше – а я 27 лет проработала в Воронежском хоре, семь из них с Мордасовой – частушки звучали в финале концерта: 20-30 минут! Вот как. Гастролировали по восемь с половиной месяцев в году. По всей стране пели, по всему миру… Репертуар частушек менялся где-то раз в полгода. А сейчас… 19 лет назад, когда я уходила из хора, в нём пели «барыню». Так по сей день и поют.

А ведь что такое – сохранять традицию? Петь то, что исполнялось раньше, – очень хорошо. Но важней творить новое, произрастающее из созданного ранее, опираясь на народную мелодику. Р

Российская газета – Неделя – Центральная Россия № 0(5482)

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных