Чт, 05 Декабря, 2019
Липецк: $ 64.08 70.55
Чт, 05 Декабря, 2019
Липецк: $ 64.08 70.55
Чт, 05 Декабря, 2019

Отец Дионисий: «В храме должны быть не только «белые платочки», но и «бороды»

Наталья Сизова | 02.12.2019 06:13:48
Отец Дионисий: «В храме должны быть не только «белые платочки», но и «бороды»

Храм в честь святого Великомученика Георгия Победоносца

Село, получившее название по роду службы и званию первых поселенцев, постепенно наполнялось жителями.

И сегодня Казаки, расположенные на пяти холмах, между которыми протекают речки Воргол, Хомутец, Гаточка, привлекают немало приезжего люда. Где, как не здесь, среди родовых казацких куреней, душа может напитаться вольным духом. Под стать селу и местный храм-исполин, поднятый в последние десятилетия буквально из руин. О строительстве храма, о жизни, о людях Казаков мы и расскажем в сегодняшнем номере «Итогов недели».


Храм-мученик

Первый деревянный храм в селе Казаки построили ещё в ХVI веке. В нём было три престола: в честь Вознесения Господня, святого великомученика Георгия Победоносца и Толгской иконы Божией Матери. В XVIII веке на месте деревянного поставили кирпичный собор.

Когда-то купец Голостенов пожертвовал храму иконостас. В его семье на протяжении 500 лет хранилась чудо­творная икона Божией Матери «Толгская», которую он также преподнёс храму. Но теперь уже никто не знает, где эта святыня. Перед Великой Отечественно войной, в конце 30-х годов, собор пытались сжечь, но он не загорелся, затем сделали подкоп и взорвали. Колокола сбросили, а иконы представители власти хотели спалить в огне, да люди разобрали по домам. И по сей день хранятся храмовые святыни в частных божницах. Чего только в безбожное время не претерпел «Георгий»: в здании забивали скот, потом там был табачный и зерновой склады. После вой­ны всё разрушили и растащили.

– Это храм-мученик, – рассказал журналистам настоятель церкви в честь святого Великомученика Георгия Победоносца иерей Дионисий. – Раньше в трапезной были выложены своды, установлено паровое отопление. Народу в праздники собиралось очень много, ведь в Казаках когда-то проживало не менее десяти тысяч жителей. Вот храм и разрастался вместе с приходом. Пока к власти не пришли большевики…

Восстановление «исполина» началось лишь в начале 90-х. Народу нужно было время, чтобы прийти в себя и покаяться. Там, где сейчас красуется колокольня, зияла огромная дыра. На месте трапезной части был двор: кругом грязь, голубиный помёт…

– Шёл 1992 год, – рассказывает один из первых строителей храма Борис. – Я работал в клубе (был тогда руководителем духового оркестра) и увидел газету с перепечатанной Библией. Моё сердце ёкнуло. А тут ещё с товарищем стали свидетелями, как одну церковь в районе от мусора освобождали. Вот и подумали тогда: а что же у нас, в Казаках? Взяли носилки, лопаты, начали расчищать свой алтарь. Состояние церкви, конечно, было плачевным – трапезная попросту отсутствовала. Но мы подумали: хотя бы мусор вывезем. О том, что такое громадное сооружение можно восстановить, даже мысль поначалу не приходила. Хотя потихоньку стали по людям деньги собирать, лес заготавливать. А дальше, как известно, Господь помогать начинает: подключился к строительству депутат облсовета Борис Богатиков – он проезжал как-то мимо и увидел, что мы там копаемся. И дело пошло уже полным ходом.

Первым священником в восстанавливающийся храм назначили отца Георгия. В тяжёлых условиях шли службы: холодно, кругом пыль, а сверху голуби делают своё дело. Но однажды на Рождество в «Георгий» пришло столько народу, что негде было встать. В неотапливаемом, неуютном храме люди с открытой душой встречали Бога- младенца. И это было настоящее рождественское чудо. Так стал образовываться приход.

Как только центральную часть храма привели в порядок, стало уютнее, теплее. Отец Дионисий, по его словам, ещё в 1999 году приезжал сюда пономарить вместе с отцом Василием Романовым. Тогда он даже не подозревал, что через десяток лет сам станет настоятелем Георгиевского храма.

Ещё один друг «Георгия» не пожелал встречи с журналистами, скрылся. Нам только известно, что в своё время этот человек много потрудился для восстановления святыни, прислуживал в алтаре. Но во время строительства упал с лесов, сломал позвоночник. Уже много лет он прикован к постели. Но не отчаялся и на судьбу не в обиде. По словам батюшки, причащается он регулярно, а по ночам… вышивает иконы. Дай ему, Господи, сил и терпения!

О чудесах

Есть в Георгиевском соборе удивительные иконы-святыни. Одна из них – образ Божией Матери «Помощница в родах». Она «пришла» в храм в 2008 году, пожертвовала святыню семья Рябцевых. В 30-х годах её из Талицкого храма принесли на себе в эту семью, спасая от уничтожения . Внизу иконы есть две надписи. Одна давняя: «Написана в 1901 году на Святой Горе Афонской в скиту пророка Илии при архимандрите Гаврииле с братией». Другая – нашего времени: «С благодарностью от исцелившейся после тяжёлой болезни хранительницы иконы». Эта святыня явила чудеса, большая часть которых связана с деторождением.

– Было немало случаев, когда приезжали пары, которые не могли иметь детей, – рассказывает отец Дионисий. – Но после усердных молитв и молебна перед этой иконой, у них рождались чада. Однажды приехали супруги, которые были бесплодными более десяти лет! И у них родился малыш! Это особое чувство радости, ведь в мир приходят новые души. К нам приезжали супруги не только из соседних сёл, но и из Липецка, Воронежа, Москвы. Я пробовал даже как-то подсчитать, сколько всего родилось младенцев – получилось больше десятка. Здесь всегда нужно помнить слова из Священного писания: «По вере вашей да будет вам» (Мф 9:29). Надо довериться Промыслу Божию и Богородице, и она не оставит без награды.

Удивительна история иконы Божией Матери «Троеручица». Один из благотворителей храма Евгений Владимирович Щепелёв обнаружил как-то во дворе родительского дома непонятную «жестянку», скомканную и потемневшую. Когда стал разворачивать находку, понял, что это оклад с иконы. После реставрации, серебрения и золочения оклада для него была написана икона Божией Матери «Троеручица». Так, чудом, буквально из небытия, вернулась святыня в храм.

Свою чудесную историю хранит икона святителя Иоасафа Белгородского, написанная на металле. Откуда она пришла в Георгиевский храм, доподлинно неизвестно. Скорее всего, лик находился на входных вратах какой-то другой церкви. Но теперь этот редкий образ прибывает в Казаках, ведь и сам Иоасаф Белгородский происходил из казачьего рода.

Но где святость, там и враг не дремлет. Несколько лет назад Георгиевский храм обокрали. Причём вынесли не сами святыни, а то, что пожертвовали благодарные дарители: драгоценные украшения, которые висели за стеклом перед ликом Матери Божией. В ту ночь в общей сложности нападению подверглись три храма Елецкой епархии. И везде воры действовали профессионально, в перчатках, чтобы не оставить следов. После этого пришлось настоятелю сделать дополнительные решётки на окнах, укрепить замки.

Бог в помощь

Официально отец Дионисий принял храм в 2010 году. Служить ему приходилось только в центральной его части, на месте трапезной по-прежнему возвышались руины. Новый настоятель активно взялся за дело: занялся иконостасом и росписью «Георгия» – в этом ему помогала и помогает до сих пор предприниматель, уроженка Казаков Вера Васильевна Меделян. В тот же год батюшке удалось раздобыть около двух тысяч кирпичей. И снова Борис Васильевич Богатиков не остался в стороне. Как мечтал он в детстве: «Вырасту и храм восстановлю» – так и получилось.

– Если сам начнёшь что-то делать, то найдутся люди, которые помогут, – признаётся отец Дионисий. – Этому меня учили мои духовные наставники. Самое главное, чтобы священник трудился, «горел» желанием восстановить храм, жил службой, проповедью слова Божьего. Тогда всё постепенно устроится, и народ потянется к Богу.

Когда начали ремонтировать фасад, сбивать старую штукатурку, рабочие горстями приносили настоятелю пули. Наружные фрески с изображением ликов Спасителя, Иоанна Крестителя были расстреляны буквально в труху, до кирпича. Батюшка даже носил пули на экспертизу. Ответ был неутешительным: расстреливали храм-мученик вовсе не фашисты, а наши же красноармейцы. Как и самого Георгия Победоносца, храм буквально растерзали, отсекли «главу», взорвали колокольню – местные старожилы до сих пор помнят гул падающего благовеста.

– И новая колокольня появилась у нас чудесным образом, – радуется батюшка. – Как-то на службе подошёл незнакомый человек. Исповедовался и сказал, что хотел бы причаститься. Но поскольку в Казаках проездом, то времени на подготовку к таинству у него не нашлось. Я ответил: «Это вопрос вашей совести. Если вы горите желанием причаститься, то сделайте это. Но если есть малейшее смущение – воздержитесь». Мои слова почему-то перевернули душу посетителю. Ведь человеку самому пришлось разбираться с собственной совестью. Всё это так потрясло, что он признался: родом из Казаков, но живёт в столице, занимает очень высокую должность в корпорации и хочет пожертвовать на храм. Так, через раба Божия Георгия, был дан толчок к восстановлению колокольни в 2014 году. Очень помог в этом благом деле глава Елецкого района Олег Николаевич Семенихин. И владыка Максим благословил нас, ведь предстояли непростые и довольно опасные работы: только одного кирпича на колокольню потребовалось более 120 тысяч. Интересно, что много труда и сил в строительство вложили мусульмане: строили таджики, штукатурили узбеки. Красили колокольню армяне. Всем им я также очень признателен за помощь.

Итак, главное чудо восстановления храма-исполина в Казаках свершилось. Но работы ещё далеко не завершены. Нужно заниматься трапезной. Она не отапливается, и зимой здесь очень холодно. Необходимо также восстановить пределы в честь Вознесения Христова и иконы Толгской Божьей Матери. На все эти работы, конечно, требуются и средства, и физическая помощь. Если кто-то пожелает помочь привести храм в порядок, настоятель и весь приход будут с благодарностью молиться за благодетелей.

Из рода в род

О себе, своём роде отец Дионисий рассказывает осторожно, с благоговением. Его предкам пришлось пострадать за веру. Детство и юность настоятеля прошли в Средней Азии. Сюда были сосланы в годы гонений его родные. По материнской линии батюшка родом из раскулаченной семьи, которая раньше жила в Саратовской губернии, по отцовской – из Вятки, его дедушка, протоиерей Николай Тепляшин, служил в сельском храме и был в 1932 году осужден за веру. В общей сложности он отсидел в лагерях 10 лет, занесён в списки непрославленных новомучеников и исповедников российских. Так родители батюшки оказались в Киргизии, там и создали свою семью.

– История деда Николая – это духовный стержень, могучая опора для меня как священника, – рассказывает отец Дионисий. – В трудную минуту я всегда думаю: а каково было ему в те страшные годы? Мы-то счастливые люди, гонений не знали. Но это пока. Если оставим свои храмы, будем пренебрегать молитвой и постом, а вместо веры будем заниматься обрядоверием, служить другим богам – то доиграемся. Господь ведь поругаем не бывает. Это всегда понимал мой дед и был верным Богу до конца жизни, не боялся ни советской власти, ни ислама. Рассказывали, что во время его похорон вся улица в Джалал-Абаде была заполнена людьми, так уважали и чтили протоиерея Николая.

В Россию Отец Дионисий попал уже молодым человеком. В Средней Азии в 90-е годы шла междоусобица, и будущий священник сначала перебрался к родственникам в Елецкий район. Потом работал сторожем при храме в Ельце, пел на клиросе, помогал в алтаре. Его в этот непростой период очень поддержал протоиерей Василий Романов, дал стол и кров, за что батюшка очень признателен. В 2002 году его рукоположили в дьякона, а в 2006 году – во священника. У батюшки прекрасная семья, четверо детей. А мама… когда-то родители отца Дионисия договорились: кто овдовеет первым, тот примет монашество. Папа ушёл раньше, а мама теперь – монахиня Мария, несёт послушание регента в храме Георгия Победоносца, служит рядом с сыном. Так Господь устраивает судьбы верных Ему людей.

– Где бы я ни служил, везде меня сопровождала и поддерживала Матерь Божия, – говорит отец Дионисий.– А Георгиевский храм стал буквально родным. Здесь я уже почти десять лет настоятельствую. Хотел бы, чтобы и дети мои служили.

Отец Дионисий считает, что современному духовенству нужно брать пример с тех подвижников, которые жизнью своей доказали верность Богу, не жалели времени и сил для людей. К сожалению, львиную долю времени у нынешних священников отнимают заботы по строительству и обустройству приходов, отчёты, документация, взносы. Некоторые батюшки окормляют по 2-3 прихода. Сам отец Дионисий настоятельствует ещё и в храме деревни Марчуки. И там то же – стройка, документация, отчётность. Поэтому, когда о некоторых батюшках нехорошо пишут в прессе, стоит вспомнить и о тех, кто ведёт по-настоящему жертвенную, подвижническую жизнь, спасая людские души. Таких большинство.

– Священник как самолёт, – сравнивает батюшка. – О нём начинают говорить только тогда, когда он падает. А когда трудится не покладая рук – не замечают, и это большая ошибка. Любой отец может устать, заболеть, споткнуться – все мы люди. В этот момент важно поддержать, не пропускать службы. Ведь храм без людей, как человек без души. Не будет прихожан, не наладится и жизнь на селе. Хочешь узнать, в каком духовном состоянии находятся люди – посмотри на их храм и на кладбище. Чем больше будет образовываться приходов, тем меньше будет тюрем – это взаимосвязанные вещи.

Россия в 90-е годы, по мнению батюшки, не распалась потому, что не продался в своей массе народ. Духовный стержень держит нас и поныне. Немало ещё на свете людей, которые любят и по-настоящему берегут свои традиции. Об этом красноречиво свидетельствуют вновь возрождающиеся праздники, фестивали, подобные «Казачьей заставе», что ежегодно проходит в Казаках.

Не только «белые платочки»

Сегодня в этом казачьем форпосте проживают около 3400 селян. Настоятеля Георгиевского храма радует, что в Казаках образовалась крепкая казачья община. Несколько лет назад многие взрослые мужчины впервые переступили порог храма. И теперь, по словам батюшки, на службе молятся не только «белые платочки», но и «бороды».

На самом деле, это проблема многих приходов: женщины как-то быстрее осознают, где искать духовную силу и помощь, мужчины же более самона­деянны, рассчитывают в основном на себя, а не на Бога. Конечно, молитва – тяжелейший труд, но на ней мир держится. И это, кстати, прекрасно понимают те же мусульмане – они-то не стесняются открыто исповедовать свою веру. А в российских семьях очень не хватает мужского православного духа и воспитания. Чтобы мужчина был настоящим главой семьи и чтобы за ним как за каменной стеной стояли его домочадцы. Именно такой уклад, по мысли священника, поможет вывести российские семьи из духовного кризиса.

– Конечно, время сегодня лукавое, – говорит отец Дионисий. – В советские годы приблизительно было понятно, кто друг церкви Христовой, а кто враг, а сейчас всё размыто, границ нет. Не зря же святые предсказывали, что подвижники последних времён будут духовно выше пустынников и постников первых веков. Впрочем, в Евангелие сказано: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец Мой один» (Мф.24:36). Не надо пытаться угадывать времена и сроки. Господь ждёт от нас сердца верного, исправления жизни своей. Милости хочет Бог, а не жертвы, и чтобы в ближнем своём видели мы образ Божий. А научимся любить – Господь Сам спасёт и покроет нас от всяких бед. Но пока, к сожалению, в большинстве своём мы ищем «хлеба и зрелищ», потребительски, через призму своего «хочу», относимся не только друг к другу, но и к святыням. Такой подход не ведёт к спасению души, скорее наоборот.

– Многие святые говорили, что Россия будет держаться на «белых платочках», – подводит итоги настоятель. – Но если феминистские течения сломают этот барьер, рухнет всё. Когда мужчина переступает порог храма, он постепенно становится той настоящей опорой, о которой мечтают женщины. Поэтому желаю всем нам восстановления этих порушенных скреп. В каждом доме должна звучать молитва, и тогда благополучно устроится с Божией помощью жизнь наша.

Реквизиты для желающих помочь «Георгию»

Местная православная религиозная организация Приход Георгиевского храма с. Казаки района Липецкой области Елецкой Епархии Русской Православной Церкви ( Московский Патриархат)

Банк получателя: ПАО Банк Зенит

Расч.счет 40703810800620000198

Кор.счет 30101810000000000272

БИК 044525272

КПП 480701001

ИНН 4807004297

ОКПО 50257572 ОГРН 1024800008122

Назначение платежа: пожертвование.

Юридический адрес: 399746, Липецкая область, Елецкий район, село Казаки,

ул. Советская, 7а.

Настоятель храма иерей Дионисий Тепляшин

Отец Дионисий: «Где бы я ни служил, везде меня сопровождала и поддерживала Матерь Божия. А Георгиевский храм стал родным»

Отец Дионисий: «Где бы я ни служил, везде меня сопровождала и поддерживала Матерь Божия. А Георгиевский храм стал родным»

Таким «Георгий» стал в годы безбожной власти

Таким «Георгий» стал в годы безбожной власти

Трапезная часть храма

Трапезная часть храма

Икона Божией Матери «Троеручица»

Икона Божией Матери «Троеручица»

Так теперь выглядит иконостас

Так теперь выглядит иконостас

Паникадило на фоне чудесной росписи. К иконе Матери Божией «Помощница в родах» приезжают издалека

Паникадило на фоне чудесной росписи. К иконе Матери Божией «Помощница в родах» приезжают издалека

Обновлённый купол храма притягивает взгляд

Обновлённый купол храма притягивает взгляд

Отец Дионисий: «Где бы я ни служил, везде меня сопровождала и поддерживала Матерь Божия. А Георгиевский храм стал родным» Таким «Георгий» стал в годы безбожной власти Трапезная часть храма Икона Божией Матери «Троеручица» Так теперь выглядит иконостас Паникадило на фоне чудесной росписи. К иконе Матери Божией «Помощница в родах» приезжают издалека Обновлённый купол храма притягивает взгляд
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных