Пн, 21 Октября, 2019
Липецк: +15° $ 63.95 71.13
Пн, 21 Октября, 2019
Липецк: +15° $ 63.95 71.13
Пн, 21 Октября, 2019

О пороке с сочувствием

Евгений Козлов | 07.10.2019 06:28:35
О пороке с сочувствием

Фото Павла Острякова

Говорят, человеку слабому, не имеющему нравственного стержня, легко попасть под обаяние зла

Прямо с детства

Помню, в детстве я любил разглядывать карикатурные картинки в сатирическом журнале «Крокодил». Особенно нравились алкоголики. Всегда с блаженной улыбкой на устах, с оттопыренными карманами и развязанными шнурками — они производили впечатление людей счастливых, никуда не торопящихся, словно по щучьему велению получивших от жизни самое важное и необходимое. Чем-то напоминали они клоунов в цирке: всё время смешат народ нелепыми выходками, падают.

До старта личного алкогольного марафона ещё оставалось время, и я просто не понимал, что потеря равновесия есть социальное зло, отвратительное и опасное следствие постыдной страсти. Теперь-то я всё осознал и прочувствовал. Осуждаю коварный порок и в меру слабых сил своих борюсь с позорным наследием бездумной молодости. Но любовь к весёлым выпивохам из наглядной агитации советского прошлого сохранил.

Лучше, чем в Эрмитаже

На открытие выставки плакатов антиалкогольной тематики «Пьянству бой», приуроченной к всероссийскому Дню трезвости, 11 сентября, я не попал. Откровенно сказать, просто не знал о существовании трезвого дня в России и о такой выставке в Липецком музее соответственно. Но, как говорится, не суть, и лучше поздно, чем вообще ни разу…

Встреча с героями прошлого всё-таки состоялась и прошла в камерной обстановке. Не то что где-нибудь в Эрмитаже или Екатерининском дворце, где от наплыва китайских туристов созерцать прекрасное порой нет никакой возможности. Здесь же посетителей в зале не было, сотрудник музея даже позволила фотографу сдвинуть стёкла витражей, дабы снимки шедевров советского агитпропа не бликовали при вспышке.

Экспозиция насчитывает более сорока работ и является не только ценным документальным свидетельством советских антиалкогольных компаний, но и самобытным, интересным артефактом эпохи, породившей коллективное бессознательное современности.

Антитезы

Передо мною два плаката: на одном изображён могучий труженик с метлой. Красный, как заря коммунизма. Решительно попирает он ногами чёрных карликов нэпмановской наружности. Надпись также не оставляет человечкам никаких шансов: «В коммунизм не пройдёт алкоголизм!». Тяжёлое наследие царского режима побеждено прогрессивной идеологией и железной волей пролетария.

На другом – позеленевший производитель самогона в окружении змеевика, дистиллятора и ёмкости с самопальным C2H5OH. Взгляд его уныл, обращён в себя: полосатый шлагбаум загораживает мужчине дорогу к светлому будущему – «С таким багажом путь в коммунизм закрыт». Что это, когнитивный диссонанс, родовое проклятие многострадального этноса? Не от того ли слова часто у нас расходятся с делом? На плакате Осипова и Хочинского — группа завербованных трезвенников голосует за здоровый образ жизни и одновременно разливает за спиной пол-литра. Композиция сопровождается стихотворным резюме:

    За трезвость голос подадут

    И тут же снова поддадут.

Не так ли и мы, публично заявляя о необходимости борьбы с чрезмерным употреблением и успехах, достигнутых на этом поприще, забываем упомянуть о растущем количестве алкомаркетов и магазинов по продаже самогонного оборудования?

Модель поведения

К слову, организованные попытки привести общество к трезвости принимались государством неоднократно. За всю историю СССР таких починов было пять, и каждый раз обещания справить трезвые поминки по зелёному змию оставались втуне. Особенно активно антиалкогольную компанию вели в трудовых коллективах, что нашло отражение в агитационных афишах экспозиции. Нерадивые колхозники, станочники, слесари – главные персонажи представленных на выставке работ.

Там украшают флаг, обнявшись, серп и молот.

Но в стенку гвоздь не вбит и огород не полот.

Думаю, поэт Иосиф Бродский ни в коем случае не хотел обидеть советского человека. Мы-то с вами умные люди, не злоупотребляем и понимаем, что феномен асоциализации находит прочное основание в архетипических образах древнего эпоса. Любимый сказочный герой нашего народа — Емеля, лежащий на печи и радостно созерцающий действительность. Жизненный опыт советских людей зачастую подсказывал именно такую манеру поведения. Употребление же алкоголя становилось естественной реакцией на безрезультатность и бесперспективность нерационально организованного труда, создавало иллюзию прозрения, выхода за рамки производительных сил и производственных отношений.

Картинки с выставки и из жизни

Вот группа весёлых строителей коммунизма, интерпретирующих обеденный перерыв как дионисийскую мистерию. Их лица светятся радостью, правые ладони союзно сжимают гранёные фиалы. Кажется, ещё чуть-чуть — и мы услышим за возлиянием Вакху ритуальное «эван эвоэ». Вкопанный ими же плакат с надписью «Пьянству — бой!», брошенные впопыхах рабочие инструменты символизируют бессилие человека перед грозной стихией дионисийского начала. В одной из таких бригад я работал на монтаже системы вентиляции спортивного комплекса ЛГТУ и впервые испытал на себе силу тока советского сварочного аппарата. А вот бригадир хлеборобов, прикорнувший на сжатой ниве в обнимку с бутылкой непомерных размеров. Данная гипербола призвана подчеркнуть не столько степень опьянения персонажа, сколько меру усталости от возложенных на него ответственности и обязанностей. «Бригадиру грош цена, коль любитель он вина...».

Скажу больше, такой «уставший от жизни» хлебороб однажды чуть не угробил нас с другом. Случилось так, что вечер застал нас в поле. Завидев вдалеке машину, мы направились к ней. Водитель, комбайнёр и пастух радушно встретили незнакомых парней и, наскоро допив четверть свекольного самогона, предложили подвезти до ближайшей деревни. Та поездка сделала меня философом. Момент отнюдь не позитивный, если учесть, что весь путь водитель проделал с периодически закрывающимися глазами на скорости 70-80 км/ч.

Всё идёт из семьи

Когда-то плакат был действенным идеологическим оружием в борьбе с пьянством и размещался не только на информационных стендах и в производственных боевых листках, но и в газетах, журналах, которые выписывали для всей семьи. Проблема отцов и детей, выбора жизненного пути, ознаменованного умеренностью и рациональным взглядом на предопределённость пребывания личности в формате стагнирующей общественно-экономической формации, — ещё одна тема выставки антиалкогольных плакатов. Любопытен «витязь на распутье». Под седлом современного богатыря — бутылка водки, впереди — верстовой столб с направлениями движения: больница, кладбище, тюрьма. Какую дорогу выберет добрый молодец? Пристрастие к сорокаградусной и категоричность автора плаката – художника Баева – лишает героя рисунка каких-либо перспектив. Но как он оказался верхом на столь опасном скакуне? Ответ на этот вопрос желающие также могут найти среди экспонатов выставки. На одном из них отец, спроворивший из пивных и винных пробок погремушку малютке-сыну. «Почесал отец в затылке — и дитя своё развлёк, но от пробки до бутылки путь не так уж и далёк». Не могу судить, имели ли подобные прецеденты место в реальной жизни, но суть проблемы автор плаката передал верно. Мы её понимаем так: правильные поведенческие установки ребёнок должен впитывать с молоком матери, но никак не отца.

К человеку лицом

Улица также воспитывает человека, и этот аспект художниками-борцами с алкоголизмом учтён и реализован. Интересно, как в рамках идеологической конъюнктуры создатель плаката решает несколько поставленных перед ним идеологических задач. Джинсы, майки с модными заграничными брендами, импортные транзисторные приёмники неизменно сочетаются в героях плакатов с тягой к спиртному. Критике и осмеянию подвергается не только известное пристрастие, но и чуждый образ жизни, способный совратить гражданина социалистического государства с пути истинного. Так создавались установки, тенденции, комплексы времени, когда людей ещё ценили, с ними возились, отправляли в ЛТП (лечебно-трудовые профилактории), а не выбрасывали, как собак, на улицу, когда место рекламы алкоголя занимало пусть наивное, но всё-таки социально ориентированное, человечное творчество. Может, поэтому и алкоголики на этих плакатах всё-таки люди, и ты относишься к их ситуации с сочувствием.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных