Чт, 25 Апреля, 2019
Липецк: +6° $ 64.52 72.84
Чт, 25 Апреля, 2019
Липецк: +6° $ 64.52 72.84
Чт, 25 Апреля, 2019

Неслучайные случайности Игоря Цилина

Татьяна Щеглова | 11.02.2019 05:46:11
Неслучайные случайности Игоря Цилина

15 февраля у художественного руководителя и дирижёра Липецкого камерного хора заслуженного артиста России Игоря Цилина – 60-летие


Праздничным концертом «С юбилеем, маэстро» Игоря Цилина поздравит Дом музыки. О времени и о себе, о неслучайных случайностях в жизни Игоря Михайловича – в интервью «Итогам недели».

– Игорь Михайлович, расскажите о ваших корнях. 

– Мой отец Михаил Артемьевич и мама Маргарита Ивановна жили в Мордовии, в маленьком лесном селе Калининский участок. Когда мне исполнилось три года, семья переехала в Липецк. Родители устроились работать на трубный завод. К моменту смены места жительства я не знал ни слова по-русски. И очень тосковал по своей малой родине, ездил потом туда к бабушке и дедушке. Лес, речка, походы за грибами – самые яркие воспоминания детства. 

Мой папа уже умер, а мама в прошлом году отметила 80-летие.

– А как начали заниматься музыкой? 

– Мне было десять лет, когда к нам в класс пришёл учитель, который набирал ребят в хор мальчиков на базе соседней школы. Мы даже успели где-то выступить, но коллектив очень быстро распался. Папа посчитал, что у меня есть музыкальные способности и я должен заниматься на баяне. Мы жили в районе нефтебазы, рядом – детская музыкальная школа № 5. Конкурс там, помню, был аховский – пять человек на место, но я поступил, и учиться мне нравилось, окончил музыкальную школу хорошо. 

В 17 лет рискнул поехать в Московский институт культуры. «Специальность» сдал на «отлично». Но потом как будто в голове что-то перемкнуло – забрал документы, в приёмной комиссии все удивлялись, отговаривали…

Пошёл служить в армию и про себя решил уже, что не буду связывать жизнь с музыкой. Перед демобилизацией писал письма в престижные столичные вузы на другие специальности, думал о чём-то связанном с иностранными языками…

Судьба распорядилась иначе. Похоже, моя жизнь – это цепь случайностей. Ещё в общеобразовательной школе я играл в ВИА на клавишных, теперь это называется синтезатор. Вернувшись из армии, узнал, что двое ребят из ансамбля уже поступили в политехнический институт. А ещё один парень из нашей группы только определялся с профессией. Он и уговорил меня подать документы в Липецкое музучилище. 

На баяне я не хотел играть, на фортепиано играл слабо, как говорят музыканты, одним пальцем. В приёмной комиссии посоветовали поступать на отделение духовых инструментов. Я один раз дунул в трубу на прослушивании – у меня не получилось, там требуется специальное звукоизвлечение. Оставалось только дирижёрско-хоровое отделение, где мужчин не хватало (улыбается). Я поступил, а тот парень, который меня с собой позвал, поступать в музучилище передумал...

Учёба началась, я увлёкся. У меня есть такая черта в характере – «во всём дойти до самой сути», о чём бы ни шла речь: будь то мытьё полов, сбор помидоров – говорю условно, – но всё, за что бы я ни брался, стараюсь делать качественно, от души. 

Учиться мне нравилось. Моим педагогом была Людмила Петровна Козлова, замечательный музыкант и очень интересный человек, с ней никогда не было скучно… Вокруг – талантливые ребята, которые много читали и интересовались не только свой профессией, но и живописью, театром…

Но если бы кто-то тогда мне сказал, что я буду руководить хором, я бы ни за что не поверил, мне всегда нравилось работать в одиночку (улыбается). 

– Игорь Михайлович, как раз в то время наши пути пересеклись – вы оканчивали музучилище, а я была первокурсницей... До сих пор помню ваш концерт с Виктором Коняшкиным, на котором вы играли свои композиции в технике «додекафонии» (ни один из 12 звуков не должен повториться, пока не прозвучит вся серия. – Прим. ред. ). И на глазах у изумлённой публики с лёту сочинили арию на реплику из зала…

– Я тогда всерьёз увлёкся андеграундом, творчеством Арнольда Шенберга. Сочинял не только для фортепиано, но и для виолончели. Думал перевестись из Липецка на композиторское отделение в Гнесинское училище. Поехал в Москву, прослушался у педагогов. Отзывы получил хорошие, готовы были взять, но только на курс ниже, и я не согласился. 

После Липецкого музучилища поступил в Казанскую консерваторию на хоровой факультет, в класс профессора Семёна Абрамовича Казачкова, заслуженного деятеля искусств России и Татарстана. Там я тоже продолжил сочинять. Показал свои музыкальные вещицы педагогу по композиции, и мне тут же предложили обучаться сразу на двух факультетах. Какое-то время это получалось, но потом стало трудно совмещать. И я выбрал хоровой факультет. Но знания, полученные по композиции, очень пригодились в музыкальной практике. 

– Не сомневаюсь. Ваши песни о Липецке регулярно исполняются на общегородских праздниках. Одна из них звучала в поезде Липецк–Москва как музыкальное приветствие по прибытии в наш город.

– У меня три песни о Липецке – две из них участвуют сейчас в общегородском конкурсе на гимн города.  Та, о который вы сказали, и песня, которую я сочинил к 300-летию Липецка. Третья песня о городе написана в стиле «ретро». Все они пока что не имеют названий.

Знания, которые я приобрёл на композиторском факультете, пригодились для аранжировок репертуара камерного хора. Это вызвано необходимостью. Начав работать в хоре, я столкнулся с тем, что нет разнообразия в аранжировках. Это подтвердилось и на конкурсах, в том числе зарубежных. 

– Ни один ваш концерт не обходится без духовной музыки. Хор исполняет не только Дмитрия Бартнянского, Сергея Рахманинова, Петра Ильича Чайковского, но и музыку современных композиторов – владыки Илариона (Алфеева), Валерия Калистратова, Татьяны Яшвили… Как вы освоили все тонкости церковного пения?

– Много лет я пел, а потом был регентом церковного хора в Казанском храме города Грязи у отца Александра. Батюшка обладал прекрасным голосом, и наш церковный хор был немалым: четыре баса, три тенора, несколько альтов, четыре сопрано… 

К вере я пришёл через музыку. 

– В следующем году коллектив, который вы возглавляете, отметит 25-летний юбилей. Скажите, с чего всё начиналось? Какие концерты запомнились больше всего? 

– До того, как пришла идея создать свой коллектив, я руководил хором мальчиков в ДК профсоюзов, академическим хором в ДК НЛМК – в то время там собрались очень сильные коллективы: хор Андрея Петровича Мистюкова, театр Виталия Трескина и другие… Всё познаётся на практике. После окончания консерватории я много лет постигал, что такое хоровое искусство. Ведь голос очень сложный инструмент, такой же сложный, как и скрипка. И когда я понял, что готов создать свой коллектив, то обратился с идеей камерного хора в департамент культуры города. Меня поддержала тогдашний его руководитель Татьяна Васильевна Минаева, я очень ей благодарен за помощь. С тех пор у нас не раз менялся состав. Из прежних исполнителей остались Наталья Шабунина, Наталья Сарафанникова, Лейла Двуреченская, Ирина Шувалова, Вячеслав Колупаев…

Что касается концертов… Мы стартовали весьма убедительно. Хор родился в 1994 году, а уже в 2000 году – до сих пор помню этот день 1 апреля, – пока я шёл на наш концерт в ДК НЛМК, у меня много раз спрашивали лишний билетик на нашу программу «Аve Maria»… То же самое повторилось и на исполнении «Реквиема» Амадея Моцарта. 

Летом 2002 года мы завоевали первые награды в трёх номинациях на международном конкурсе «Хабанера и Полифония» в испанской Торревьехе – в номинациях «Хабанера», «Полифония» и «Лучший дирижёр».

Это был великолепный зал на три тысячи мест, концерт транслировался в прямом эфире. Наш хор завоевал «Золотой диплом» на международном конкурсе в Будапеште, и в Бремене, где мы дали трёхчасовой концерт в зале на девять тысяч человек… И было ещё много побед и выступлений в Италии, Германии, Польше, на фестивалях в России и за рубежом. …Вот уже 20 лет хор дружит с московским композитором Валерием Калистратовым, он доверил нам многие свои премьеры. После выступления на фестивале «Московская осень», куда нас пригласил Валерий Юрьевич, ко мне подходили другие композиторы и предлагали к исполнению свои произведения… 

Вспоминаются концерты 2010 года в рамках международного фестиваля, где камерный хор четыре раза выступил в городах Литвы. Нашим «Подмосковным вечерам» подпевал весь зал, а ведь уже и тогда времена для русских за границей были непростыми.

– А ваши дети продолжили ваше дело? В семье вас поддерживают? 

– Сын от первого брака Максим окончил Казанскую консерваторию по классу фортепиано, живёт в Казани и пробует сочинять.

Дочь Софья отучилась в музыкальной школе и хотела продолжить занятия на том же поприще, но я удержал её от этого опрометчивого шага (улыбается). Она реализовала мою юношескую мечту, связала судьбу с лингвистикой – окончила ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского со специализацией «английский/французский». Сейчас повышает языковые навыки в Америке. Тоже пробует сочинять, пишет песни.

Жена моя Лидия – хореограф, преподавала в Липецком областном колледже искусств имени Константина Игумнова. Мы прожили счастливые годы. Лидия долго болела и в прошлом году ушла из жизни. Это моя самая большая утрата. 

– Скажите, что прозвучит на вашем юбилейном концерте, чем порадуете липецкого зрителя?

– В концерте примет участие не только камерный хор, но и Липецкий симфонический оркестр, «Cantus Cor» детской школы искусств № 6 под руководством Елены Серовой, солисты Дома музыки, Липецкой филармонии и москвичи. 

Прозвучит отрывок из Кантаты «Stabat Mater» владыки Иларина (Алфеева), отрывок из оратории «Месса мира» Карла Дженкинса, произведения Джоаккино Россини, Александра Беляева, Валерия Гаврилина, ну и, конечно, мои, Игоря Цилина.

За пультом – два дирижёра: художественный руководитель и главный дирижёр Липецкого симфонического оркестра Константин Барков и заслуженный артист России Владислав Булахов, Москва. А я в тот день буду почти зрителем смотреть на происходящее и слушать на сцене или из зала (улыбается).

– Спасибо за интервью. Ждём вашего юбилейного концерта! 


фото из архива Игоря Цилина и Липецкого Дома музыки 

Концерт «С юбилеем, маэстро» – 17 февраля в к/з «Унион». Начало в 16.00 (6+)



1960 год. Раннее детство Игоря Цилина прошло в Мордовии

1960 год. Раннее детство Игоря Цилина прошло в Мордовии

1970 год. Велосипедные прогулки – любимое занятие  на летних каникулах

1970 год. Велосипедные прогулки – любимое занятие на летних каникулах

1984 год. Советского студента трудно представить без гитары

1984 год. Советского студента трудно представить без гитары

1984 год. Боец стройотряда  Игорь Цилин в Астрахани

1984 год. Боец стройотряда Игорь Цилин в Астрахани

1983 год. Встреча однокашников в Липецком музыкальном училище. Всегда радость!

1983 год. Встреча однокашников в Липецком музыкальном училище. Всегда радость!

1999 год. Игорь Цилин с женой и дочкой на Чёрном море

1999 год. Игорь Цилин с женой и дочкой на Чёрном море

1960 год. Раннее детство Игоря Цилина прошло в Мордовии 1970 год. Велосипедные прогулки – любимое занятие  на летних каникулах 1984 год. Советского студента трудно представить без гитары 1984 год. Боец стройотряда  Игорь Цилин в Астрахани 1983 год. Встреча однокашников в Липецком музыкальном училище. Всегда радость! 1999 год. Игорь Цилин с женой и дочкой на Чёрном море
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных