Ср, 18 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51
Ср, 18 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51
Ср, 18 Сентября, 2019

Музыка – Колокол

Татьяна Щеглова | 20.05.2019 03:04:10
Музыка – Колокол

Алексей Пугачёв учит колокольному звону маленьких православных христиан

Региональный фестиваль колокольного звона, который проходил в селе Казаки Елецкого района, собрал более двух тысяч гостей из нашего региона, ближайших областей и столицы

Моя бабушка Мария Кузьминична Дядищева ездила в казацкий храм святого великомученика Георгия Победоносца из села Чернава Измалковского района на престольный праздник. До места добирались с отцом, то есть моим прадедом, торжественно – на нескольких подводах.

Казаки – село известное. Оно было основано ещё в конце XVI века елецкими казаками и привольно раскинулось на берегах живописной реки Воргол. Красота необыкновенная! Благодаря стараниям нынешнего главы Елецкого района Олега Семенихина и его единомышленников в районе проходит много фестивалей, посвящённых русской культуре и её истокам. Межрегиональный фестиваль звонарей – впервые.

…Праздник состоялся в субботу Светлой седмицы – единственная неделя в году, когда звонить в колокола может каждый желающий.

Площадка рядом с церковью всё больше и больше заполнялась народом. А на лужайке тем временем готовилась православная ярмарка. Приходы Елецкого благочиния представили здесь рукотворные изделия – творческие и кулинарные.

Преосвященнейший Максим (Дмитриев), епископ Елецкий и Лебедянский, возглавил в храме литургию. Его Прео­священству сослужили благочинный Елецкого района иерей Александр Иванов, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца иерей Дионисий Тепляшин, духовенство благочиния.

Сотни верующих из Липецка и Ельца собрались в этот день в церкви, многие причастились. В завершение службы владыка каждого поздравил с праздником Воскресения Христова, вручил по иконке и крашеному яйцу – символу новой жизни. Песнопения храмового хора дополнили радости всему происходящему вокруг и всем присутствующим на празднике.

…В храме две чудодейственные иконы – Пресвятой Богородицы «Феодоровская», великомученика и целителя Пантелеимона. Алтарница храма монахиня Варвара рассказала об обретении этих икон.

После богослужения под звуки колокола верующие устремились к открытой площадке, где выставили свои работы приходы и воскресные школы, а также другие умельцы. В организации выставки активно участвовал туристско-информационный центр администрации Елецкого района «Елецкий край». Но главное, ради чего все собрались в Казаках, конечно же, колокольный звон.

Как выразилась одна из прихожанок храма: «Колокольный звон – он не только бесов гоняет, но и вирусы истреб­ляет». Так-то.

«Темперированная дурочка», или «Повесть о звонаре московском»

У Анастасии Цветаевой есть повесть о звонаре и колоколах. Она опубликована в журнале «Москва» в 1977 году под названием «Сказ о звонаре московском» и в московском издательстве «Музыка» в 1986 году в новой редакции, дополненной воспоминаниями брата звонаря Нила Сараджева, – «Мастер волшебного звона».

Речь идёт о музыканте Константине Сараджеве. Отец его, Константин Соломонович, был дирижёром, профессором Московской консерватории имени П.И. Чайковского. А сын Котя – так называли мастера, чтобы не путать с отцом, – обладал редчайшим уникальным слухом. В октаве он слышал не восемь звуков, как все мы, а 1071! То есть в каждой из нот – 243: центральная и в обе стороны от неё по 121 бемолю и 121 диезу – немыслимо! Современники Роберта Шумана указывают на то, что такой же редкий слух был и у знаменитого композитора…

Поэта Марину Цветаеву Сараджев-младший слышал как «ми семнадцать бемолей». Её сестру Анастасию, автора повести, – как «ми шестнадцать диезов мажор», жену художника Альтмана – «как чистую, центральную ноту «ля». Более того, он слышал в виде тональности и звуковых вибраций даже предметы! Проезжая на трамвае по Ордынке, высказался: «Типичный дом в стиле «до сто двенадцать бемолей»... А фортепиано, на котором учился в детстве, из-за малого количества звуков и обер­тонов называл не иначе как «темперированной дурочкой»...

Ещё говорил: «Нашу, привычную музыку мы воспринимаем на нотах… Колокольная же – это совсем иное, здесь нот – нет… В колокольной музыке всё основано на атмосферах, которые индивидуальны… Колокол имеет на своём фоне индивидуальную звуковую картину – сплетение звуковых атмосфер»…

Уникальные возможности Константина Сараджева исследовали врачи мос­ковских клиник, и были поражены. Он оставил после себя множество партитур колокольной музыки. Звонил в Италии, выезжал со своей звонницей в Америку.

Погиб в 1942 году – бомба попала в нев­рологическую больницу, располагавшуюся в Подмосковье.

Перезвон

Сразу после литургии соборно зазвонили все православные храмы Елецкого района. А мы, стоящие у храма святого великомученика Георгия Победоносца, услышали радостный благовест «наших колоколов». На звоннице, где далее должно было состояться состязание звонарей, звонил сын настоятеля храма иерея Дионисия Тепляшина, 15-летний Иван, – он первый благовестил о празднике.

На этой звоннице девять колоколов: два больших благовеста, три зазвонных, два подзвонных и два благовестника.

– Колокольному звону меня обучил отец, – поделился Иван. – Праздничному трезвону в двунадесятые праздники, на службу, при встрече епископа и другим. И вот уже три года я звонарь храма. Ещё учусь на аккордеоне в музыкальной школе. Звонить мне нравится.

С того самого момента в селе Казаки, перемежаясь с праздничным концертом, воздух то и дело взрывал трезвон во все колокола. Что уж говорить о красоте всех ритмических узоров, колокольчатых переливов и трелей, которые увеличивали восторг…

В праздничной программе участвовали ведущие коллективы района: народный вокальный ансамбль «Околица», вокальные ансамбли воскресной школы храма села Казаки, «Гармония» и «Истоки» из села Каменское, образцовый вокальный ансамбль «Соловушка» и ансамбль «Поляночки» из посёлка Ключ Жизни, фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Хвартуна», народный вокальный ансамбль «Хмель» из деревни Хмелинец и многие солисты Елецкого района.

И через каждые два номера над селом разносился и плыл колокольный звон – в состязании участвовали двадцать звонарей Елецкого района. Вторым выступал потомственный казак села Казаки Николай Семёнов, за ним – Пётр Кураев из храма села Лавы…

Голос Церкви

Гость праздника и его главное украшение – руководитель Московской школы звонарей «Колокольный градъ» Алексей Пугачёв, звонарь храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне в Москве.

– Колокола – это голос Церкви, – сказал Алексей Пугачёв. – Мы привезли сюда выездную звонницу из шести колоколов, отлитых нашими мастерами. Со мною приехали четыре ученика – от 10 до 14 лет. Единственный раз в году, в Светлую седмицу, на колоколах может звонить любой желающий.

И зрители фестиваля, особенно детки, не преминули этим воспользоваться. При малейшей паузе всё звонили и звонили…

Как рассказал Алексей, Московская школа звонарей «Колокольный градъ» много лет подряд проводит свои фестивали и мастер-классы в разных городах России, колокольному звону обучается и стар и млад.

– Москвич Елисей Багрин пришёл в нашу школу в четыре года, – продолжил Алексей. – А в шесть лет он уже участвовал в передаче Максима Галкина «Лучше всех». Своё мастерство у нас повышают и опытные звонари – 70-летний Александр из воронежского храма и его ровесница Раиса из города Ясногорска Тульской области.

По словам руководителя, обучение в школе строго подчинено канонам православия. Обязательная практика – исполнение самостоятельно или в составе ансамбля звонарей уставных богослужебных звонов на колокольнях храмов.

«Бом-бом…»

В Западной Европе и в России сложились разные колокольные традиции. У них чаще раскачивают сам колокол, а в России – язык колокола. И это позволяет создавать на Руси чрезвычайно большие колокола – стоит вспомнить Царь-колокол, отлитый в 1735 году, весом 208 тонн, 64-тонный Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого, отлитый в 1819 году, и 19-тонный колокол Ревун, отлитый в 1622 году.

В 1930-е годы литьё колоколов прекратилось полностью.

– Сейчас оно возобновлено, и мы тоже этим занимаемся, – рассказал Алексей Пугачёв. – Мастера в нашей школе отливают колокола весом от четырёх килограммов до четырёх тонн…

Наши русские колокола льют в «терцию». А в Европе есть ещё колокола для карильона (от фр. carillon). Они представляют собой музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные пьесы. Такой карильон был установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге по инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века.

На наших церквях самое малое необходимое количество колоколов – шесть, на больших звонницах их число достигает шестнадцати.

– У каждого звонаря – свои ритмические рисунки и свой почерк, – продолжил Алексей. – Но главное – это не ритм и не ноты, а та духовная радость и те мелодии, которые позволяют забыть о ритме и нотах и полностью отдаться божественному.

Вместо послесловия

…«Бом-бом», – звонит большой колокол, ему вторят радостные перезвоны колоколов поменьше. «Знай себя и на других не оглядывайся», – как будто говорит большой благовест.

Высокое небо, куда уходят его переливы, заранее всё знает обо всех нас. Знает наши деяния и мысли.

Звуки уносятся ввысь, уходят далеко вверх, вплоть до небесных колоколов, где тоже слышат наши молитвы!

В ТЕМУ 

«Глас Божий»

Преосвященнейший Максим (Дмитриев), епископ Елецкий и Лебедянский:  

- Колокольная музыка – глас Божий. Голос колоколов достигает небес. Впервые я звонил в колокола мальчишкой в Караганде. Я вырос в православной многодетной семье, у меня десять братьев и сестра. Мой отец, шахтёр, участвовал в строительстве храма, и я, будучи ребёнком, в первый раз в этом храме и позвонил в колокола.

Караганда раньше входила в Карлаг, систему лагерей ГУЛАГ. Там принял мученическую смерть первый епископ Липецкий Уар (Шмарин). Для меня это судьбоносно.

Шлю своё благословение журналу, его редактору, читателям и всем липчанам. С праздником, православные! Христос Воскресе!

Алтарница храма монахиня Варвара

Алтарница храма монахиня Варвара

Воспитанники воскресной школы села Казаки

Воспитанники воскресной школы села Казаки

В Казаках вспомнили все традиционные русские пасхальные забавы

В Казаках вспомнили все традиционные русские пасхальные забавы

Звонарь храма святого великомученика Георгия Победоносца Иван Тепляшин и звонарь Николай Семёнов

Звонарь храма святого великомученика Георгия Победоносца Иван Тепляшин и звонарь Николай Семёнов

Алтарница храма монахиня Варвара Воспитанники воскресной школы села Казаки В Казаках вспомнили все традиционные русские пасхальные забавы Звонарь храма святого великомученика Георгия Победоносца Иван Тепляшин и звонарь Николай Семёнов
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных