Вт, 19 Марта, 2019
Липецк: +3° $ 64.67 73.36
Вт, 19 Марта, 2019
Липецк: +3° $ 64.67 73.36
Вт, 19 Марта, 2019

Мария Фёдорова: "В искусстве должно быть НЕЧТО "

Наталья Сизова | 25.02.2019 05:01:10
Мария Фёдорова: "В искусстве  должно быть НЕЧТО "

До 7 апреля в Липецком областном художественном музее открыта экспозиция «Русский театр Марии Фёдоровой» – заслуженного художника России, академика Российской академии художеств

Выставка организована в рамках сотрудничества Липецкой области с Российской академией художеств и приурочена к Году театра в России. Куратор выставки, искусствовед, член-корреспондент РАХ Галина Болоцких сделала прекрасную экспозицию.

Работы Марии Фёдоровой находятся в собрании Государственной Третьяковской галерее. Её знают почитатели русского стиля во Франции, США и Китае. Она из династии живописцев Осиповых-Фёдоровых, а уроки брала у Веры Фаворской, ученицы Константина Коровина, Александра Куприна, Роберта Фалька.

В 1974 году Мария Фёдорова встала на свой творческий путь: после учёбы на факультете прикладного искусства Московского текстильного института она приняла приглашение Вячеслава Зайцева и пошла работать к нему – в Общесоюзный дом моделей одежды – блестящая профессиональная школа и… завидное начало для молодого художника.

Потом Мария сотрудничала с известными музыкальными коллективами – ансамблем «Русская песня» Надежды Бабкиной, Государственным ансамблем танца России. За несколько десятков лет Фёдорова разработала костюмы для множества музыкальных и драматических спектаклей, концертов, что потребовало от мастера обширных и глубоких знаний в области народного искусства и народного костюма. 

И вот – лучшие её картины, эскизы представлены в Липецке. Их больше пятидесяти. У каждого из трёх залов выставки своя тема: «Ярмарка», «Сказка», «Песня».

Яркое, праздничное богатство элементов народного творчества и древнерусского искусства, классика и фантазия, живопись и графика – мастер как будто создаёт перед зрителем своеобразный спектакль, в котором действующие лица – не только люди, но и птицы, звери… Словом, волшебные образы русского фольклора. 

Перед открытием выставки Мария Фёдорова дала небольшое эксклюзивное интервью «Итогам недели».

– В Липецке я впервые. И знаете, что удивительно? Недавно в запасниках я обнаружила акварели своего деда Александра Осипова, датированные 1937 годом. Оказалось, что в это время его семья жила в вашем городе. И моя мама, тогда маленькая девочка, смогла запечатлеть аэропланы, видимо, принадлежавшие липецкой немецкой лётной школе. А теперь в Липецке проходит мой вернисаж. Вот как всё в жизни связано, переплетено! 

В нашей династии нет похожих друг на друга художников, мы представляем разные школы. Например, мой дед получал образование в Санкт-Петербурге, у него классический реалистический метод, он мастерски писал воду, небо – учился у Николая Рериха, Аркадия Рылова, Владимира Маковского. Родители – Тамара Осипова и Владислав Фёдоров – представители русского импрессионизма. Они выпускники Московского государственного академического художественного института имени Василия Ивановича Сурикова, мастерской Сергея Герасимова. 

В прошлом году в Российской академии художеств (РАХ) мы провели конференцию в память о Владиславе Фёдорове. Я говорила о своём отце уже с позиций состоявшегося художника. По жизни он был независимым человеком. 

– Мария Владиславовна, почему вы выбрали прикладное искусство, а не продолжили путь своих предков?

– Я действительно выросла, если можно так выразиться, в среде музейной живописи. Уже в пять лет иллюстрировала книжку Корнея Чуковского. А то, что занялась костюмным творчеством – так это благодаря моим бабушкам. Папина мама была профессиональной портнихой-закройщицей – всегда безупречно одета, и маме моей она шила эксклюзивные вещи. А от бабушки по маминой линии осталось потрясающее рукоделие. 

Я в своё время много училась, окончила английскую школу. С 15 лет брала уроки у Веры Васильевны Фаворской. Но родители решили, что Московский текстильный – это то, что мне нужно. Тогда там преподавали лучшие художники СССР. Русский живописец Александр Куприн привнёс туда традиции Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Школа и впрямь была необыкновенной – нам давали очень широкое образование. С дипломом текстильного института выпускники могли работать и на фабрике, и в доме мод, и в театре, и на телевидении…

Но, вы знаете, меня всё равно тянет в изобразительное искусство. Мои станковые работы театральны: птицы и звери одеты в костюмы. Они для меня символы счастья, радости. 

– В некоторых публикациях ваше творчество оценивается как «индивидуальный художественный стиль на основе переосмысления русского народного искусства». Что это означает?

– Во мне живут два художника: один – живописец, другой – театральный, костюмный. Судьба подарила мне богатую наследственность, я с любопытством изучаю весь этот мир, оттого и интересы у меня такие разные. А приобретённые знания воплощаются в работах. В них читаются и Серебряный век, и авангард, и глубокие народные темы. Меня интересует костюм: детали, орнамент, цвет, фактура, головные уборы.

К примеру, обратите внимание на «визитную карточку» выставки – кота. Кто на него ни посмотрит – все улыбаются. Мой хороший знакомый, художник Евгений Максимов, сразу сказал: «Да это же ваш автопортрет!». Если присмотреться, здесь есть и древняя резьба белокаменных древнерусских соборов, и народные сказки. Но есть и театральный сюжет. Такую подачу материала я и называю «переосмыслением». 

А вообще идея этой выставки полностью принадлежит моему дорогому супругу – заслуженному артисту РСФСР, лауреату Государственной премии, ныне актёру Государственного академического Малого театра Юрию Борисовичу Ильину. Он служил в Липецком академическом театре имени Льва Толстого почти двадцать лет, когда главным режиссёром был Владимир Михайлович Пахомов. Юрий Борисович сыграл и Треплева, и дядю Ваню, и Вой­ницкого, и ещё много ролей классического и современного репертуара. Юрий Борисович специально приехал на вернисаж, выступил с композицией «Проза и стихи Ивана Бунина», поскольку играл Бунина в спектакле Липецкого театра и был удостоен за эту работу областной премии. 

Так что в Год театра сделать экспозицию в художественном музее – для меня почётно и ценно.

Здесь представлены как бы три отдельных спектакля. Но они взаимодействуют! Всё очень правильно выстроено в некую поэтическую прекрасную композицию, где есть и ритм, и рифма. Что-то наподобие поэмы – радостное, оптимистичное, влияющее на душу. Воистину, искусство до конца объяснить нельзя!

И техника у меня тоже своеобразная: к гуаши я добавляю золотой пигмент, использую коллаж или текстильную аппликацию. Кроме того, мои произведения удачно вписались в это историческое здание.

– Пройдя и классическую, и авангардную школы, выработав свой индивидуальный стиль, что вы не приемлете в современном искусстве?

– Я не приемлю безвкусицу, самодеятельность, не люблю физиологию. И ещё не терплю так называемую беспросветность. Мне также не нравится, когда спекулируют на каком-нибудь выигрышном сюжете. 

В Москве я работаю над выставкой произведений своего отца. Это был удивительный художник. Как Гоголь, он писал «в стол» – его мало замечали. А теперь пришло время, когда творчество Владислава Фёдорова оказалось востребованным. Он – один из плеяды выдающихся художников московской школы. 

Папа меня учил: «В искусстве должно быть ЧТО, КАК и НЕЧТО». Он был настоящий философ. И я теперь смотрю через эту формулу на произведения коллег по цеху. Бывает, в картине есть только ЧТО, бывает, только КАК или ЧТО и КАК вместе. Вот такие художники считаются ремесленниками. Хотя среди них есть профессионалы очень высокого класса. А случается, у какого-нибудь даже начинающего мастера проскальзывает НЕЧТО – и оно беспокоит, будоражит, завораживает, заставляет думать, сопереживать. И это самое главное! В принципе, НЕЧТО должно жить в любом творчестве. Тогда люди верят искусству. 

– На фоне серых будней вы даёте людям цвет и свет. И всё – в русском стиле. Это и есть код русской души? 

– Замечательно, что вы это уловили! Уже 45 лет я делаю костюмы для народных коллективов, и каждый раз – новый подход, новое прочтение. Но откуда берётся такое богатство идей? Из глубоких запасников русской народной души. Оттуда можно достать, что угодно. Взять одну деталь и на ней построить целую коллекцию. Но, к огромному моему сожалению, русское искусство часто превращают в штамп. А его нужно сохранять нетронутым. И если добавлять немного современности, то со вкусом, прочувствовано, неформально. 

В 1979 году я пришла работать художником по костюмам в ансамбль «Танцы России» по рекомендации Вячеслава Зайцева. С тех пор создаю костюмы для артистов. Я сделала очень много коллекций, и все они разные, в зависимости от творческого амплуа, от постановки танца или спектакля. 

Однажды Надежда Бабкина дала мне тему: колхоз. И я решила, что это будут рабочие и колхозницы – сделала красивую коллекцию из мешковины в сочетании с органзой, которая символизирует воздух, ветер, туман. В костюмах я выразила образы русской природы. И теперь эти эскизы хранятся в Третьяковской галерее.

– Известные люди часто непросты в общении. Как вам работалось и работается с Вячеславом Зайцевым, Надеждой Бабкиной? 

– Вячеслав Зайцев остаётся моим учителем и вдохновителем. Он дал мне путёвку в жизнь. Мы дружим, встречаемся до сих пор. Два года тому назад с мужем ездили к нему в имение, кутюрье провёл с нами целый день. Он очень тёп­лый человек. Я пришла к Зайцеву в 21 год. Он руководитель моего дипломного проекта, а по окончании института взял к себе в Общесоюзный дом моделей одежды. Вячеслав стал и свидетелем нашего с Юрием Борисовичем брака, сделал нам свадебные костюмы. 

А Надежда Бабкина нашла меня сама, работаю с ней с 1982 года. Она увидела мои работы в ансамбле «Танцы России» и предложила посотрудничать. Я сразу сделала для неё три коллекции. Надежда – человек широкой души, она построила два театра и столько всего придумывает! Я заметила, что чем человек больше может сам, тем он щедрее и способен принимать мнение и творческое видение другого. Кстати, тему последней нашей коллекции костюмов под названием «Павлин» мы нашли с ней на выставке художника Натальи Гончаровой в Третьяковской галерее.

А на днях мне позвонили представители Оренбургского государственного академического народного хора. Им потребовались народные костюмы от кутюр. Думаю, это будет увлекательное сотрудничество. 

Как я работаю? Сначала получаю задание, вдохновляюсь, придумываю художественное решение той идеи, которую мне предлагают. Далее идёт обсуждение эскиза, а потом уже работа в мастерских. Но, к сожалению, когда готовится премьера, в афишах практически никогда не указывают имя художника по костюмам, а надо бы, ведь это тоже часть нашей культуры. Люди должны получать качественный продукт и видеть, кто и как работает.

– Мария Владиславовна, как вам на всё хватает сил и времени? 

– Меня держит любовь. К моему делу, к моим предкам, к моей семье. В минуты отдыха я с удовольствием пересматриваю произведения дедушки, бабушек, своих родителей. К примеру, моя мама в 60-70-е годы с увлечением рисовала на балетную тему. Каюсь, до сих пор никак не встречусь с нашим выдающимся хореографом Юрием Николаевичем Григоровичем – он даже не подозревает, какое у меня дома есть богатство по его теме! 

Конечно, в творчестве мне очень помогают и поддерживают любимый муж и любимый сын.

Даниил – молодой художник в четвёртом поколении, абсолютно самостоятельная единица. Он светский человек, портретист. Рисовал многих наших деятелей искусства: Армена Джигарханяна, Юрия Соломина, Константина Райкина, Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили, Валерия Фокина, Марка Захарова. Есть у него и коллекция портретов зарубежных звёзд: Пьера Ришара, Софи Лорен, Орнеллы Мути. А недавно в Париже совсем по-особому, в новом прочтении, прозвучала его выставка русских классиков: Пушкина, Есенина, Блока, Бунина. И всё это меня держит, питает, вдохновляет и даёт силы жить и творить.

– Спасибо за интервью! 


Детали, орнамент, цвет, фактура, головные уборы – так и рождается костюм… яркий, красивый, колоритный

Детали, орнамент, цвет, фактура, головные уборы – так и рождается костюм… яркий, красивый, колоритный

Работы Марии Фёдоровой находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи

Работы Марии Фёдоровой находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи

Мария ФЁДОРОВА: "Вячеслав Зайцев остаётся моим учителем и вдохновителем. Он дал мне путёвку в жизнь"

Мария ФЁДОРОВА: "Вячеслав Зайцев остаётся моим учителем и вдохновителем. Он дал мне путёвку в жизнь"

Детали, орнамент, цвет, фактура, головные уборы – так и рождается костюм… яркий, красивый, колоритный Работы Марии Фёдоровой находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи Мария ФЁДОРОВА: "Вячеслав Зайцев остаётся моим учителем и вдохновителем. Он дал мне путёвку в жизнь"
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных