Ср, 18 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51
Ср, 18 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51
Ср, 18 Сентября, 2019

«Легенды» для органа, кларнета, скрипки и слушателей

Татьяна Щеглова | 10.06.2019 01:46:44
«Легенды» для органа, кларнета, скрипки и слушателей

Участники концерта – лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Михаил Левитин (скрипка), Игорь Левитин (кларнет), Татьяна Левитина (скрипка, Липецк)

Недавно в Доме музыки при аншлаге прошёл концерт органной музыки «Легенды вокруг барокко». Участники концерта – лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Ольга Котлярова (орган, Санкт-Петербург), Татьяна Левитина (скрипка, Липецк), Игорь Левитин (кларнет), Михаил Левитин (скрипка).

Органистка Ольга Котлярова, ведущий солист «Петербург-концерта», бессменный председатель жюри международного фестиваля «Клавис» с успехом гастролирует в России, Германии, Бельгии, Франции, Голландии, Швейцарии, Австрии, Болгарии, Латвии, Финляндии, Эстонии.

Почему орган?

– В школе при Воронежском институте искусств, где я училась, были огромные нагрузки, к которым многие ученики привыкли. Поэтому, когда я поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию на фортепианный факультет, мне этого показалось мало и я сразу же подала заявление в класс органа. Барочную музыку нужно играть именно на этом инструменте. Орган завоевал меня мощью и разумом. Сразу же, будучи студенткой, я стала выезжать в Европу – в Бельгию, Австрию, Германию, на мастер-классы и концерты. В консерватории я получила три диплома с отличием: как пианистка училась у заведующей кафедрой народной артистки РФ Екатерины Алексеевны Муриной, по классу органа – у заслуженного деятеля искусств Татьяны Михайловны Чаусовой, по классу клавесина – у профессора Ивана Васильевича Розанова.

Сложность игры на органе – в координации движений. Несколько мануалов для рук, а ещё и ножная педальная клавиатура. На начальном этапе работы складывается своя артикуляция и приёмы звукоизвлечения. В музыке есть термин «агогика», то есть управление временем на уровне микрочастиц, небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра. Всего лишь на сотые доли секунды палец зависает над клавишей или нажимает её, и это уже определяет форму игры…

– Вы рассказали о том, что владеете игрой на трёх инструментах: фортепиано, органе и клавесине. С каким из них чаще выступаете?

– У меня есть программа «Три клавира», где задействованы все три инструмента. В ту же тему есть и другие программы. Дома у меня – спинет и фортепиано, на которых я занимаюсь. Российская публика больше любит орган, для нас он ещё диковинка, экзотика. Наши русские композиторы не так часто писали музыку для этого инструмента, хотя кое-что есть. Произведения Рейнгольда Глиэра, Сергея Слонимского, Микаэла Таривердиева. Все они – композиторы XX века.

В Санкт-Петербурге более пятидесяти органов, и в каждом из залов концерты идут с аншлагом. А в Европу меня чаще приглашают как пианистку. За границей очень любят русскую классику, наша школа пианизма для них – нечто запредельное, к органу они в католических соборах и кирхах привыкли. Для зарубежных гастролей, как правило, готовлю программы из произведений Сергея Рахманинова, Петра Ильича Чайковского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича. Это наш золотой фонд!

Если сравнить публику на Западе и в России, то наши слушатели более открытые. И это огромный плюс. Во время исполнения я ощущаю очень быструю и точную реакцию, и так мне легче играть.

Премьера программы «Легенды вокруг барокко» состоялась именно в вашем городе, в Липецке. Утвердили список произведений с Татьяной Левитиной, через неё – с руководством Дома музыки. Каждый из исполнителей репетировал в своём городе. Созванивались, что-то обсуждали.

Какие цели я ставила перед собой? Мне, прежде всего, было важно, чтобы пуб­лика оценила достоинства органа. Найти ключик к сердцам слушателей, захватить их – такие вот были первостепенные задачи.

Легенды и мифы

В программе прозвучали Концерт для органа ля-минор Иоганна Себастьяна Баха – Антонио Вивальди, исполненный органисткой с необычайной лёгкостью.

Трио-соната Ре-мажор Георга Фридриха Генделя из семи частей, прозвучала в исполнении Ольги Котляровой (орган), Татьяны Левитиной (скрипка), Михаила Левитина (скрипка). Адажио соль-минор Томазо Джованни Альбинони (Ремо Джадзотто) исполнили Ольга Котлярова и Татьяна Левитина. Мотет Dic nobis Maria Генриха Шайдемани – органистка. Чакону соль-минор Томазо Антонио Витали (Леопольда Шарлье) – Ольга Котлярова, Татьяна Левитина, Игорь Левитин. «Пассакалию» Иоганна Себастьяна Баха – Ольга Котлярова.

А почему, собственно, миф?

Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала классицизму. В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились новые способы игры на инструментах, появились новые жанры.

А в чём, собственно, интрига? И почему концерт назван не «Музыка барокко», а «Легенды вокруг барокко»?

Об этом блистательно и доходчиво рассказала слушателю художественный руководитель Дома музыки, музыковед Наталья Сосновская.

Оказывается, два из шести произведений, прозвучавших на концерте, мистифицированы. Знаменитое «Адажио» Альбинони, которое у многих на слуху, написано в XX веке. Так же как и Чакона Томазо Витали, стилизованная под барокко бельгийским скрипачом и композитором XIX века Леопольдом Шарлье. Так же как исполненная на бис «Аве Мария» Джулио Каччини – на самом-то деле написанная жившим в XX веке в Санкт-Петербурге нашим соотечественником Владимиром Вавиловым.

Зачем же им это было нужно?

Мне думается, что таким вот образом композиторы не только отдали дань таланту своих предшественников, но и легко улыбнулись при этом.

Музыкальная семья

Инициатива концерта принадлежит лауреату международных конкурсов и фестивалей, руководителю «L’s-Трио» Татьяне Левитиной. Её коллектив в этом году отметил 25-летие, музыканты – лауреаты всероссийских и международных конкурсов. На протяжении многих лет Татьяна поддерживает дружбу с Ольгой Котляровой (орган), вместе играли общим составом. Благодаря переписке в соцсетях родился проект, который доставил радость нашим меломанам…

– Многие произведения Баха я играла с фортепиано, – поделилась Татьяна Левитина. – Но как только в Липецке в Доме музыки появился орган, мне захотелось попробовать себя в дуэте с этим инструментом, сверить ощущения.

С органисткой и пианисткой Ольгой Котляровой нас связывает давняя дружба, мы неоднократно сотрудничали в камерном ансамбле на одной сцене. И вот сейчас – уже с органом.

Четыре года назад Татьяна организовала международный фестиваль «Декабрьские вечера», который состоялся в Липецком областном музыкальном колледже искусств имени К. Н. Игумнова, в концертном зале «Унион» Липецка, в Доме-музее имени В.С. Сорокина.

Но только теперь вместе с Татьяной на одну сцену вышла её семья: муж – Игорь (кларнет) и сын, 18-летний талантливый скрипач, лауреат всероссийских и международных конкурсов Михаил Левитин.

– Для меня весь мир делится на тех, кто любит орган и не любит, – поделилась Ольга Котлярова. – Равнодушных к этому инструменту нет, и липецкая пуб­лика это подтвердила.

В Липецком Доме музыки готовятся новые премьеры. В том числе и с органом.

6 июня вся Россия и весь мир празднуют день рождения Александра Сергеевича Пушкина – 220-летие. И мне кажется, что к финалу этого материала очень подходят слова нашего великого поэта: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв»… Именно с таким ощущением слушатели уходили с концерта органной музыки…

Фото Андрея Белозерова

В ТЕМУ

Несколько фактов из жизни органов

Орган называют королём музыкальных инструментов. Скорее всего, за его мощь и потрясающий внешний вид. Кто хоть однажды слышал орган «живьём» в концертном зале, в церкви, тот на всю жизнь сохраняет в своём сердце огромное впечатление об этой встрече.

Звуковые возможности инструмента очень обширны, в голосовой палитре органа можно найти очень разнообразные краски.

Первый водяной орган гидравлос был изобретён в Древней Греции. Его конструкцию подробно описали такие учёные, как Герон Александрийский, Витрувий, Афиней и Плиний Старший. Этот инструмент, по сведениям историков, очень любил император Нерон. Его всегда использовали для аккомпанемента на гладиаторских боях.

Сейчас одним из древнейших частично сохранившихся образцов является орган, производство которого датируется XIV веком. Инструмент хранится в Национальном историческом музее Стокгольма.

В России первый орган появился во времена Киевской Руси в XI веке из Византии.

Самый большой орган в нашей стране нынче находится в Кафедральном соборе Калининграда (90 регистров, 4 мануала, 6,5 тысячи труб).

Сaмый гpoмкий орган в мире из всеx ныне фyнкционирующих располагается в соборе немецкого города Эрфурт. Вся конструкция расположена под аркой, а пульт (шпильтиш) укрыт от глаз зрителя расписным балконом. Музыкальный инструмент отделан позолоченными растительными орнаментами. На самом верху труб сидят два ангела, играющие на лирах.

Сaмый кpyпный в Еврoпе музыкальный церковный инструмент поражает не только своими размерами, но и красотой. Сконструировали его в начале ХХ столетия, и он уютно разместился под ажурными арками церкви Святого Стефана, в немецком Пассау. Этот орган украшен позолоченными орнаментами и скульптурами. Услышать его звучание можно каждый день в полдень. Именно в это время в течение 40 минут органист показывает все возможности уникального органа.

В Липецком Доме музыки орган появился год назад, что стало началом новой культурной эпохи в нашем регионе.

Наш цифровой электронный орган – Johannus Ecclesia D450 Custom – изготовлен в Нидерландах специально для Липецка с учётом акустических особенностей концертного зала Дома музыки.

Ольга Котлярова (орган, Санкт-Петербург)

Ольга Котлярова (орган, Санкт-Петербург)

Ольга Котлярова (орган, Санкт-Петербург)
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных