Пн, 21 Октября, 2019
Липецк: +15° $ 63.95 71.13
Пн, 21 Октября, 2019
Липецк: +15° $ 63.95 71.13
Пн, 21 Октября, 2019

И путь наш не кончается…

Евгения Ионова | 17.06.2019 04:47:47
И путь наш не кончается…

Фото Николая Черкасова

В шестой раз в регионе прошёл Всероссийский музыкальный фестиваль имени нашего выдающегося земляка Тихона Николаевича Хренникова, подаривший публике встречи с удивительными исполнителями

У этого фестиваля особая атмосфера и свои задачи. Конечно, он направлен на популяризацию творчества Тихона Николаевича Хренникова, на сохранение памяти о нём. Но иногда складывается впечатление, что это он не оставляет нас, продолжает заботиться и опекать, как при жизни.

Тихон Николаевич был очень щедрым человеком. И эта его доброта жива до сих пор. В городе, где он родился и который очень любил… В Елецком государственном университете, получившем статус в том числе и благодаря Хренникову… В нас, кто хотя бы раз слышал его песни… В музыкантах, исполняющих произведения композитора… В фестивале, на который каждый раз приезжают и известные, и начинающие исполнители – инструменталисты и вокалисты.

Музыкальный фестиваль – это наше «спасибо» великому земляку. Впервые он прошёл на следующий после ухода Тихона Николаевича из жизни 2008-й год. И уже тогда громко заявил о себе. В тот год к нам приехали многие ведущие музыканты и коллективы страны, обнявшие концертами все районы области. Потом менялись состав участников, формат самого фестиваля. Неизменным остаётся одно – имя Хренникова, на которое, как на свет, летят лучшие голоса, виртуозные музыканты, составляющие славу отечественного искусства, и те, кто уже завтра придёт им на смену.

В этом году фестиваль уже по традиции открывался в Ельце, на родине Тихона Николаевича Хренникова. Здесь, на площади Ленина, 7 июня выступила вокальная группа VIVA. Параллельно в Липецке на трёх площадках одновременно прошли концерты местных и приезжих артистов. На Городище с Государственным оркестром русских народных инструментов под руководством Алексея Моргунова спел любимец публики заслуженный артист Российской Федерации Леонид Серебрянников. В парке Победы зрители наслаждались искусством Государственного духового оркестра, за дирижёрский пульт которого встал Никита Трубицын, и голосами нашего Сергея Блинкова и гостя из Москвы Александра Захарова. В камерном зале имени Хренникова «Унион» Липецкой филармонии своим творчеством делились Ирина Крутова с Любовью Пличко и Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина. Участников фестиваля во второй день услышали в Усмани и в Ельце – туда поехали липецкие коллективы: Госоркестр народных инструментов и Ls-trio, а липецкая публика восхищалась голосами солистов Большого театра Марии Лобановой и Ильи Селиванова (победителя конкурса имени Надежды Обуховой).

Закрытие Всероссийского музыкального фестиваля имени Тихона Николаевича Хренникова состоялось на главной площади Липецка Ленина-Соборная: на сцену под открытым небом поднялся Центральный военный оркестр Министерства обороны России. В этот же – прощальный – вечер были вручены областные премии имени Тихона Хренникова. Их обладателями стали актёр Михаил Янко и режиссёр Геннадий Балабаев. В Год театра такое решение было логичным.

Борис Березовский: "Свобода мне необходима всегда. И чем её больше, тем лучше"

Гостем третьего фестивального дня стал выдающийся музыкант современности, неординарная личность, заслуженный артист России Борис Березовский. Накануне концерта маэстро дал эксклюзивное интервью «Итогам недели».

– Борис Вадимович, вас в Липецке ждали давно, и, как вы понимаете, с нетерпением. Фестиваль носит имя Хренникова, вы соприкасались лично или творчески с Тихоном Николаевичем?

– Я дружу с замечательным нашим композитором Александром Чайковским – учеником Хренникова. Александр Владимирович всегда отзывается о Тихоне Николаевиче очень тепло, говорит о нём, как об интересном и разноплановом человеке, потрясающем педагоге. Я в своё время даже хотел выучить Первый фортепианный концерт Хренникова – очень, на мой взгляд, авангардное сочинение. Но руки, к сожалению, так и не дошли… А в детстве я, конечно, исполнял его Третий концерт, люблю его скрипичный концерт. Хренников – это человек-легенда. И не только в отечественной культуре. И, слава Богу, что он был, потому что многое сделал на посту председателя Союза композиторов Советского Союза. Рад, что здесь, на родине Тихона Николаевича, могу выразить своё почтение этому человеку!

– После смены строя в нашей стране имя Хренникова, его творчество оказались далеко не на первых ролях, и даже не на вторых…

– Да, к сожалению, вмешалась политика. Но пострадал не только Хренников, Хачатуряну ведь досталось не меньше… Они ассоциировались с советским истеблишментом. Но музыкальный талант-то здесь абсолютно ни при чём! Время всё расставит на свои места. Уже сегодня политическая горячка спадает. Так что, надеюсь, скоро произведения Тихона Хренникова станут чаще исполнять.

– Вас называют человеком-импровизацией. И вы абсолютно это подтвердили, приехав в Липецк не на поезде, как мы вас ждали, а на машине. Такая свобода – в движении, в принятии решений, в суждениях – была вам присуща изначально или она появилась, когда вы сумели заработать имя и известность?

– Свобода мне необходима всегда. И чем её больше, тем лучше. Хотя, если её слишком много, тоже нехорошо. Нужен баланс, который я стараюсь соблюдать. Например, я могу отменить концерт, если не готов на сто процентов. И считаю: лучше не сыграть и подвергнуться обструкции, чем выступить как попало, не в полную силу. Меня многие за это осуждают. Но мне такая свобода необходима: если не чувствую, что могу и хочу играть, не выхожу на сцену.

– Хороших пианистов в мире много, а «выстреливают» десятки и даже единицы. У подножия Олимпа музыкантов категорически больше, нежели на вершине. Понимаю, что нужно везение и всё остальное…

– Я с этим наблюдением совершенно согласен, но считаю, что эту порочную практику нужно менять. Звёздность в классической музыке совершенно ни к чему. Она вредна. Другой вопрос: чем заменить эту систему? Также мне не нравится, когда начинают эксплуатировать талантливых детей. Я против детских конкурсов. Я за то, чтобы таланты были замечены, но не соревновательным путём. Им нужно уделять повышенное внимание, но не насиловать их возможности…

– Если эти таланты не Кисины…

– Кстати, Кисину хорошо в своё время помог именно Тихон Николаевич Хренников. Как и Репину, и Венгерову. Это хорошая тема – выход из тени талантливых людей. Обидно, что огромный резерв замечательных исполнителей не используется на полную мощность. Я категорически против звёздности, хоть это, быть может, и странно слышать из моих уст.

– Это музыке звёзды не нужны, а мы же готовы идти за именем…

– В аптеке брендовые лекарства стоят намного дороже «нераскрученных» аналогов. Так теперь и в музыке. Такая практика сложилась после Второй мировой войны, когда Герберт фон Караян стал применять в классической культуре принципы поп-индустрии. Например, я мало разбираюсь в винах, но постоянно читаю об этом, расширяю свои познания и представления о виноделии и вкусе. И доверяю экспертам. В музыке всё происходит примерно так же…

В мире несколько десятков очень сильных пианистов, которые должны играть на самых лучших сценах, но публика о них не знает. Или не хочет знать. С этой ситуацией я могу бороться только так: рекомендовать малоизвестных исполнителей, которых с удовольствием слушаю сам. Например, Варвара Мягкова – она почти не играет на сцене, а занимается репетиторством. Когда я её услышал, пригласил на свой фестиваль. Ещё одно имя – Юрий Фаворин, исполняющий нестандартные, сложные произведения просто космически.

– Вы говорите, что до сих пор получаете удовольствие от перелётов. Вам нравится летать, потому что в самолёте можете заниматься чем-либо ещё помимо музыки и там нет рояля?

– В самолёте мне удаётся смотреть фильмы. Вот недавно открыл для себя сериал «Домашний арест». Сценарист Семён Слепаков будто провидел метаморфозы Зеленского: как простой человек становится мэром и что с ним потом происходит.

– Кто-то концентрируется на чём-то одном, а кому-то и целого мира мало. Вы – из последних. Уже и в кино снялись. Что дальше?

– В кино меня пригласили, и я с радостью согласился. Тем более напрягаться было не нужно – играл самого себя практически. У меня много интересов. Сейчас мы с друзьями затеяли открыть ресторан, в котором будет звучать только народная музыка, которую я обожаю. И звучать она станет не только со сцены – будут петь и артисты, и посетители. Эта музыка должна «жить» за столом, на сцене ей тесно, ей нужна естественная обстановка.

– Вы обратились к фольклору уже будучи не просто сложившимся, а известным и признанным классическим музыкантом. Как происходило это осознание, что народ не дурак и создал поистине уникальное явление культуры?

– Ощущения от познания народного искусства очень приятные. Когда нас учат в музыкальных школах, то многое переворачивают с ног на голову. Для детей-музыкантов всё начинается с Баха. А народная музыка не изучается, ею пренебрегают. А ведь такие великие композиторы, как Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Стравинский, корнями уходили в народное творчество и писали свои шедевры, отталкиваясь именно от фольклора. Георгий Свиридов сетовал, что русские разучились петь свои песни.

– Какая музыка сейчас вас увлекает?

– В последнее время моё сердце отдано Скрябину, который к фольклору не имеет никакого отношения. Его музыка для меня – космическая, инопланетная, совершенная.

Но и фольклору я остаюсь верен. Мне вообще нравится атмосфера жизни народных исполнителей. В мире «классиков» много снобизма, а у народников всё проще, традиционнее. На академической сцене как ни сыграешь, а найдётся, кто скажет, что Шопен или Моцарт у меня – не тот. Будто они точно знают, как играть Шопена и Моцарта! Чушь! Но ведь музыка – она для удовольствия! Вот народные исполнители получают истинное удовольствие от музыки и стараются этим делиться с людьми, за что я их и обожаю.

– В вашей городской квартире стоит русская печка. Зачем?

– Это воплощение мечты! Сейчас всё больше людей устремляется из городов в деревни, на природу. А мне хотелось и в городской квартире вернуться к корням.

– А фортепиано – это был ваш выбор?

– Я думаю, что родился пианистом. И спасибо родителям, что вовремя заметили мои способности.

– Вы отдаёте предпочтение Чехову и Довлатову, а не Достоевскому и Толстому? Вам также свойственна рефлексия, как и чеховским героям?

– Всё проще: я люблю людей с юмором больше, чем даже самых умных и глубоких философов. Я ни в коем случае не сравниваю Чехова и Достоевского, но приятнее читать Антона Павловича.

– В одном из интервью вы вспомнили замечательную пианистку Марию Вениаминовну Юдину, которая всю свою нелёгкую жизнь прожила в бедности, но имела смелость ответить Сталину, что весь свой гонорар за запись концерта во время войны отдаст на восстановление храма, прихожанкой которого является, и будет в нём за него молиться. И вы сказали, что не смогли бы так. Её укрепляло православие, а что – вас? Ведь вы и сегодня можете открыто выражать своё мнение, зачастую идущее вразрез с кругом людей, в котором существуете.

– Слава Богу, сегодня Сталина нет. Сегодня можно говорить разное и по различным поводам. Меня же держат моя традиционность и здравый смысл. Хотя много курю, а это противоречит здравому смыслу…

– Спасибо за беседу, Борис Вадимович.

Фестиваль проводят администрация Липецкой области, региональное управление культуры и туризма и Липецкая областная филармония

Фестиваль проводят администрация Липецкой области, региональное управление культуры и туризма и Липецкая областная филармония

В день открытия фестиваля в Ельце почтили память его великого сына – Тихона Николаевича Хренникова…

В день открытия фестиваля в Ельце почтили память его великого сына – Тихона Николаевича Хренникова…

… В день закрытия заместитель главы региональной администрации Юрий Таран вручал Михаилу Янко и Геннадию Балабаеву областную премию имени Хренникова

… В день закрытия заместитель главы региональной администрации Юрий Таран вручал Михаилу Янко и Геннадию Балабаеву областную премию имени Хренникова

Борис Березовский: "В мире несколько десятков очень сильных пианистов, которые должны играть на самых лучших сценах, но публика о них не знает"

Борис Березовский: "В мире несколько десятков очень сильных пианистов, которые должны играть на самых лучших сценах, но публика о них не знает"

Фестиваль проводят администрация Липецкой области, региональное управление культуры и туризма и Липецкая областная филармония В день открытия фестиваля в Ельце почтили память его великого сына – Тихона Николаевича Хренникова… … В день закрытия заместитель главы региональной администрации Юрий Таран вручал Михаилу Янко и Геннадию Балабаеву областную премию имени Хренникова Борис Березовский: "В мире несколько десятков очень сильных пианистов, которые должны играть на самых лучших сценах, но публика о них не знает"
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных