Ср, 21 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95
Ср, 21 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95
Ср, 21 Августа, 2019

Фотохудожник, который умеет удивляться и удивлять

Татьяна Щеглова | 03.06.2019 02:33:55
Фотохудожник, который умеет удивляться и удивлять

Почти пятьдесят работ Николая Черкасова – фотографии и графика – выставлены в Данкове

В художественном салоне средней общеобразовательной школы № 1 в Данкове работает персональная выставка старшего фотокорреспондента ИД «Липецкая газета», члена Союза художников России Николая Черкасова «Наедине с природой».

…В лиричных пейзажах, запечатленных мгновениях из жизни животных и птиц, помимо отлично выстроенной композиции, соотношения света и тени, так много добра и чистоты, что улыбнёшься невольно, заряжаясь радостью, придёшь в иное состоянии духа.

Он и сам такой же «светящийся», добрый – голубоглазый, светло-русый, с мягкой улыбкой на лице – славянский типаж, как будто сошедший с картины Константина Васильева.

Николай Черкасов родился в 1968 году в Мичуринске. С отличием окончил детскую художественную школу имени Народного художника СССР А.М. Герасимова, с отличием – художественно-графический факультет ЛГПИ (ныне – ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского). Участник всероссийских, международных и региональных выставок, по итогам которых был принят в Союз художников России. Член Союза журналистов России.

Неслучайные встречи

Идея выставки принадлежит заместителю директора данковской школы, учителю географии Наталье Николаевне Ульшиной, и приурочена она ко Дню Земли.

Наталья Николаевна заприметила фотографии Николая в печатных СМИ и соцсетях, и работы ей настолько понравились, что после трёхгодичной переписки с автором родился интересный проект. Основные хлопоты школа взяла на себя: придумали название, оформили работы. Николаю, как он сам говорит, оставалось только приехать на вернисаж, рассказать детям о своём жизненном пути и поделиться мыслями о мире, красоте и гармонии.

– Посыл к изучению природы мне дал Станислав Михайлович Никиреев, – вспоминает Николай, – народный художник России, великолепный график и мастер офортного пейзажа, действительный член Российской академии художеств, уроженец Мичуринска. В 1982 году в усадьбе Герасимова в Мичуринске состоялась его юбилейная выставка к 50-летию, где он сам присутствовал. Мне было тогда 14 лет.

На выставке был представлен витраж из переписки мастера с художниками со всего мира и его почитателями. К тому времени Станислав Михайлович жил уже в Подмосковье, в Подольске. Я постеснялся подойти к нему на выставке, но решил, что обратный адрес на конверте – некий знак свыше, отважился ему написать, – улыбается Николай. – И очень скоро получил ответ, в письмо был вложен офорт «Дятел» из серии «Птицы». Двадцать пять лет – до смерти мастера – я дружил с ним, был вхож в семью, мы встречались и в Мичуринске, и в Подольске, я даже делал с ним интервью. Мастер выслал мне ещё четыре офорта из той же серии: «Сорока», «Филин», «Грач», «Ласточка»… Все эти работы экспонируются сейчас в Данкове на моей выставке и были созданы для фильма «Портрет жены художника». Дружба с Никиреевым многому научила.

– По жизни мне всегда встречаются хорошие люди, – продолжает Николай Черкасов. – И всем им я благодарен. Прежде чем показать свои новые работы Никирееву, я их показывал моим учителям из художественной школы: Аркадию Васильевичу Платицину (он тогда был директором, преподавал у нас композицию) и его сыну Василию Аркадьевичу, который позже сменил отца на этой должности. Ещё Пётр Кузьмич Фролов мне помогал, преподаватель рисунка – у него нежная манера «фешинской» школы (Николай Фешин, 1881–1955 гг., художник, живописец и резчик, представитель импрессионизма и модерна. – Прим. автора). А скрупулезность в рисунке я всё же взял от Никиреева.

В педагогическом институте моими учителями были: наш куратор Валентина Владимировна Абрамова, которая вела рисунок и композицию, по офортам – Александр Сергеевич Васильев. Заведовал кафедрой и преподавал на старших курсах рисунок Рюрик Георгиевич Ломоносов, которому я тоже очень благодарен.

Дипломной работой в педагогическом институте стал офорт «Мир природы».

В армии – я служил с 1986 по 1988 годы в танковых войсках – делал сначала батальные зарисовки в виде графики, потом начал фотографировать. До этого фотоаппарата в руках не держал.

Рыба, птица, зверь… Но чаще – птица

Съёмка пернатых относится к одному из самых интересных и сложных жанров – wildlife-фотографии.

– Ступив на этот путь, я начал изучать поведение птиц и среду их обитания, – рассказывает Николай. – У них разные ареалы обитания, периоды активности, повадки и предпочтительные места. Каких-то птиц можно увидеть только на полях среди травы, других – на невысоких кустах, а кто-то большую часть времени проводит высоко на деревьях. Много читал, наблюдал, консультировался.

Я очень благодарен за помощь замечательному специалисту, заместителю директора заповедника «Галичья Гора» по научной работе, кандидату биологических наук Владимиру Сарычеву, который не раз меня консультировал, – продолжает Николай. – Однажды я и сам ему пригодился (улыбается). Я сфотографировал в Грязях нехарактерного для нашего региона сирийского дятла, и Владимир Семёнович использовал этот факт в своём научном докладе… Дятел стал встречаться в нашем регионе всё чаще и чаще, как видно, изменил свой ареал обитания, мои фотографии пригодились для подтверждения этого научного факта.

На выставке для детей: усатая синица, синегрудая варакуша, золотистая щурка, усатая и длиннохвостая синицы, снегирь, сова, дрозд, клест, дятлы, – те, что водятся в нашем регионе, и кого надо бы хорошо знать нам всем. Замечательные вдумчивые лошади – как тут не вспомнить Владимира Маяковского про то, что «все мы немножко лошади», а ещё лоси и другие лесные обитатели.

При съёмке большинства видов пернатых, рассказал Николай, не остаётся времени на выбор точки съёмки, фокусировку и собственно фотографирование. Поэтому стоит заранее определиться с местами, куда, скорее всего, они прилетят.

Ветки деревьев, отдельно стоящие кусты, луга… Разумеется, нужно предварительно изучить повадки пернатых или же заранее без фотоаппарата разведать место и посмотреть, как там ведут себя птицы.

Одним словом, без любви такая фото­охота невозможна вовсе.

Я несколько раз ездила с Николаем в командировки по региону, и не переставала ему удивляться. Из окна машины он успевал заметить так много: не­обычные цветочки и стаю птиц, и ещё с такой любовью и компетентностью о них рассказывал!

…На фотовыставке в Данкове особое место занимают городские снимки: семья соколов, облюбовавших для гнезда углубление на балконе, спрятанном от солнца, ласточки и многие другие.

Конечно же, «фотоохота» требует специальной оснастки. Для объектов, к которым нельзя подойти близко, как рассказал Николай, используется телеобъектив.

– Его я приобрел у Геннадия Таравкова, – поделился фотохудожник, – у очень хорошего фотографа, коллекционера фототехники. Это моё подспорье. Конечно, техника шагнула далеко вперёд. Тот самый случай, когда цифровые технологии позволяют не только рассмотреть вблизи красоту, но и донести её до других.

Графика. Храмы России

Храмы – особая тема для Николая. Он не только любуется древне-русской архитектурой, но и сопереживает, причём предпочитает разделить это сопереживание со свой семьёй, которая его поддерживает. Храмы Липецка, Ельца, Владимира, Суздаля и многих других русских городов – где они только вместе не побывали!

У Николая теперь уже раритетные рисунки: Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря в годы безбожия, когда он служил овощехранилищем; руины Никольского храма в городе Липецке; ещё не возрожденный Свято-Димитриевский Троекуровский Иларионовский женский монастырь в Лебедяни… Спустя много лет эти снимки стали бесценными и вошли в нашу историю.

Совсем недавно я ездила с Николаем в командировку в село Варваро-Борки Липецкого района, чтобы написать статью о восстановлении храма великомученицы Варвары. К новым снимкам в редакцию Николай представил эксклюзивные, снятые им более 20 лет назад. Некоторых из подвижников, запечатленных на фото, нет уже и в живых. Они были опубликованы наряду с прежними в журнале «Итоги недели».

…Когда я спросила Николая, что главное в жизни, какими достижениями фотохудожник гордится, то он ответил так:

– Главное – это семья. Если и есть успехи, то это их заслуга. Жены моей Альбины, дочери Елизаветы. Они меня поддерживают своею любовью и доб­ротой.

И точно. В его успехе, самореализации и востребованности, когда его снимками восторгаются сотни, а может, и тысячи людей, главное, конечно же, не фотовспышки, телеобъективы и прочая оснастка, всё это – лишь инструмент. Красота Божьего мира окружает всех нас, но не все умеют её разглядеть. Главное – любовь и тот внутренний мир, который несёт в себе художник, умея удивляться и удивлять.

Лошади целуются

Лошади целуются

Золотистая щурка

Золотистая щурка

Соболь

Соболь

Олени в Оленьем парке

Олени в Оленьем парке

Тростниковая камышовка

Тростниковая камышовка

«Пробуждение». Бумага, карандаш

«Пробуждение». Бумага, карандаш

Лошади целуются Золотистая щурка Соболь Олени в Оленьем парке Тростниковая камышовка «Пробуждение». Бумага, карандаш
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных