Вт, 19 Марта, 2019
Липецк: +3° $ 64.67 73.36
Вт, 19 Марта, 2019
Липецк: +3° $ 64.67 73.36
Вт, 19 Марта, 2019

Её школа

Евгения Ионова | 11.03.2019 06:37:00
Её школа

Фото Павла Острякова

Не каждому педагогу выпадает счастье и случай создать собственную Школу. Елене Тимофеевой, преподавателю хореографического отделения Детской школы искусств имени Любови Соколовой города Ельца, это удалось. Её имя, её ученики известны в балетном мире

Балет. Мечта детства. До сих пор один из любимейших жанров искусства. Мир, оставивший для меня свои двери запертыми, приотворивший лишь створки окон, как полог занавеса, – смотри, восхищайся…

С Еленой Ивановной Тимофеевой мы познакомились лет десять назад. Так же с редакционным заданием я приехала в Елец за материалом о человеке, сделавшем наш регион балетным, зашла в репетиционный зал и… пропала. Вернее, сначала оказалась под впечатлением от юных балерин, а потом и вовсе растворилась в обаянии личности преподавателя.

Елена Тимофеева, заслуженный работник культуры Российской Федерации, преподаватель ДШИ имени Любови Соколовой. Её ученики танцуют в лучших театрах нашей страны.

Руслан Скворцов – заслуженный артист России, премьер Большого театра, Иван Михалёв – премьер Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Анна Мейлук – артистка Михайловского театра Северной столицы, Иван Ткаченко – ведущий солист Пермского театра оперы и балета, Алина Прохорова – артистка Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона… Продолжать перечислять имена и фамилии можно ещё долго. Не в этом суть.

А суть в том, что каждый год этот талантливый учитель открывает своим птенцам небо, каждый раз, научив их летать, выпускает в свободный полёт. Погрузив в ядро, пожалуй, одной из самых красивых и сложных профессий, отдавшись ученикам без остатка, с радостью передаёт их в руки педагогов балетных училищ и с гордостью следит за их дальнейшей судьбой… И снова в зал, к станку, пестовать следующих «цветочных каторжан».

Вот и на этот раз мы приехали к Елене Ивановне в удачный момент: две её девочки – Ариадна Колчева и Лиза Аполинариева – стали лучшими (каждая – в своей возрастной категории) на I открытом конкурсе солистов классического и народно-сценического танца «Exercice» в Липецке.

Но за этой красивой победной завесой – колоссальный труд ребёнка и учителя, сдобренный родительским участием. С одной стороны, современные дети погружены в образовательный процесс полностью – к основному школьному руслу прибавляются различные дополнительные рукава: спортивные секции, творческие кружки. С другой стороны, нашим дочерям и сыновьям недодаётся что-то очень важное, основополагающее, формирующее мировоззрение. К сожалению, годы реформ отечественного образования привели к тому, что ни учитель, ни сама, в сущности, школа уже не имеют того статусного значения, которое имели раньше.

Переведя процесс обучения в сферу услуг, превратив учителей из небожителей в исполнителей чужих заказов, выдворив воспитание из школьных стен, государство, пройдя определённый временной круг, вдруг осознало, что некогда колосящееся поле, каждый раз приносящее высокие урожаи, стало зарастать сорняками и теперь не столь продуктивно. И уже на беспомощность среднего звена в школе обращает внимание в своём нынешнем Послании Федеральному Собранию президент Путин. Но при этом он подчёркивает, что начальная школа и выпускники ещё дают фору всему миру, побеждая на всевозможных международных олимпиадах и конкурсах.

А вопрос равновесия образования и воспитания Владимир Владимирович поднимал полтора года назад. «Получить знания – это непросто, но это всё-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине – это абсолютно фундаментальные вещи, и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным», – говорил глава государства. Ещё ранее руководитель страны высказывался о необходимости совершенствования системы поиска и поддержки детей, в частности одарённых, о развитии дополнительного образования, технических кружков, творческих студий и спортивных секций.

Вот об этом же – о взращивании личности, о грамотной работе с телом и душой ребёнка, о том, как из года в год в маленьком городе ей удаётся находить большие таланты, – мы и поговорили с Еленой Тимофеевой.

– Елена Ивановна, школы искусств входят в систему дополнительного образования. Но мне почему-то кажется, что вы вовсе и не дополняете учебный процесс, а даёте воспитанникам самую что ни на есть профессиональную подготовку, во многом предопределяя их судьбу.

– Для многих, но не для всех. Хотя… даже тот, кто выбирает другую профессию, остаётся, скажем так, в балетной орбите. Годы занятий формируют их мировоззрение, характер, взгляды на жизнь.

– Вы почему-то открещиваетесь, и всё же… В Липецкой области не так много авторских школ. Ваша – одна из них. Понятно, что вы существуете в рамках Детской школы искусств имени Соколовой. Однако когда мы говорим «балет в Липецкой области», то подразумеваем класс Елены Тимофеевой…

– Я никогда к этому не стремилась. Просто работала, делала своё дело, которое любила и люблю. И ставила высокие цели. Мне хочется готовить детей к профессии. Вырастут девочки балеринами или нет – это уже другой вопрос. Важно, чтобы они по-настоящему прикоснулись к этому великому искусству, чтобы в них не было фальши. Классический танец вообще не терпит фальши, он либо профессиональный, либо его нет совсем.

Требования в нашем деле очень высокие, хотя в последнее время отбора у нас почти нет или он минимален. По­этому приходится работать с теми, кто пришёл. Сегодня родители загружают детей с трёх-четырёх лет различными дополнительными кружками и секциями. И пока разберутся, что самим детям интересно и нужно, упускают время. Но даже из тех, кто к нам приходит, мы растим очень хороших маленьких балерин.

– А как же вам удаётся слепить нечто из того, что было?

– Наверное, у нас получается привить детям такую любовь к балету, что они отдаются ему без остатка. Ведь в лице классического танца наши воспитанники начинают любить искусство вообще. Плюс наработанный у станка характер, сила воли. При такой отдаче обязательно некоторые выбирают балет своей профессией. Когда общаюсь с бывшими учениками, не ставшими танцовщиками, я всё равно радуюсь тому, что они хорошо образованны, глубоки, духовны. И иногда ловлю себя на мысли, что в них есть и частичка моего труда, моей души.

Что сегодня видят многие современные дети? Жизнь из окна машины. Раньше ученики больше подчинялись педагогу, но при этом были самостоятельными, общались друг с другом. Сегодня поколение абсолютно иное. Гаджеты, переписки – и минимум внимания друг к другу. Хотя, конечно, слава Богу, встречаются и настоящие самородки, феномены, личности. Вот они и формируют костяк класса. Сегодня ценности иные – чаще материальные. Нынешние дети в куклы не играют, в их руках с рождения телефон. И чем он дороже, тем круче его обладатель. А ведь двадцать лет назад ребятня и цен-то в магазинах не знала. Наша выдающаяся чудо-балерина Катя Радина на конкурсы ездила с плюшевым мишкой.

– А в балетном классе девочки и мальчики о современных ранжирах не забывают? Ведь вы их уравниваете по иным меркам?

– Конечно, здесь они «ценятся» за показатели, мастерство, трудолюбие и прилежание. Они все у станка равны – стоят в одинаковых трико и купальниках. Я всегда говорю родителям: если вы будете относиться к занятиям серьёзно, такое же отношение появится и у ваших детей. Призываю вместе смотреть спектакли, обсуждать их. У детей и родителей должны быть общие интересы. Раньше наши провинциальные ребята были намного глубже столичных, интеллектуальнее, духовнее. А вот в последнее время, к сожалению, всё наоборот.

– То есть мы получили то, что и должны были с нашими постоянными реформами образования, оптимизациями и так далее!

– Однозначно! И, думаю, дна мы ещё не достигли. Регресс продолжится. Нынешние учителя просто превратились в диспетчеров, распределяющих обязанности. Педагогов напрочь лишили возможности воспитывать. Да и кадры в школе – это большая проблема. Конечно, среди учителей есть фанаты своего дела, жертвующие во имя профессии всем, принципиальные. Но таких, во-первых, единицы, а во-вторых, не всегда им идут навстречу, ведь личности – это всегда сложно.

– Когда вы сами встали к станку, думали о том, что будете педагогом?

– Нет, конечно. Мне хотелось танцевать. А потом просто так сложилась жизнь. И в Елец я вернулась, как думала, только на год к родителям, а осталась навсегда… У каждого своя судьба.

– На что вы обращаете внимание в первую очередь, когда отсматриваете детей?

– Конечно, данные первостепенны. И всё же для меня важны целеустремлённость, желание и трудолюбие ребёнка. Вот на этих трёх китах всё и держится. Уже потом – остальное. Благодаря тяжёлой работе дети наполняются смыслами, они все глубоко интеллектуальны, потому что много смотрят. Через балетные спектакли познают живопись, музыку, драматическое искусство. В большинстве своём балетные – люди очень глубокие, образованные.

– Сегодня важное место занимают конкурсы, олимпиады… Вам удаётся выезжать?

– Реже, чем раньше. К сожалению, международные крупные конкурсы мы не осилим материально. Зато бываем на всероссийских и региональных. И, как правило, оказываемся в числе победителей. Для детей участие в конкурсе – это профессиональный рост. Подготовительный период обеспечивает невероятный рывок. А как выковывается характер, когда всё достигается через преодоление, через боль, через слёзы.

– Как вы объясняете современному ребёнку, что он должен? Это слово, да и само понятие нынче не в тренде.

– Мы сегодня идём по-другому – через любовь, через желание доказать, что ты можешь лучше и достоин большего. Я рассказываю, как много счастья можно испытать, выходя на сцену. Но, чтобы выступить перед зрителем, нужно сначала многому научиться, отпахать, отплакать… Мы же в репетиционном зале не только у станка стоим, но и о многом разговариваем: о жизни, искусстве, обсуждаем фильмы, книги, спектакли, их взаимоотношения с друзьями, одноклассниками.

– Вы с лёгким сердцем отпускаете учеников в большое плавание?

– Я сама их толкаю в профессию. И очень радуюсь, если всё складывается. Хотя, конечно, грущу. Настолько к ним прикипаешь душой и сердцем, что сразу оторвать от себя безболезненно не получается. Мне нужно время, чтобы осознать – завтра придут новые дети. Хотя я же сама и формирую их будущее.

– Вы прекрасно понимаете, что не все ваши дети станут танцовщиками. А вам важно, кем они вырастут?

– Хочется, чтобы они стали настоящими людьми. Умными, совестливыми, духовными, нравственными, образованными. Я никого не отчисляю по внешним данным, все должны развиваться внутри нашего сложного и прекрасного искусства. Они никогда годы, проведённые у станка в балетном классе, не забудут, и всю жизнь будут вспоминать. А у кого складывается карьера, тот вообще считает балетное детство самым ярким. Есть такое выражение: «Свободным рукам работу даёт дьявол». Очень верно! Наши дети заняты на сто процентов.

Сегодня из нашего лексикона исчезло слово «призвание». Вот мне бы хотелось, чтобы дети нашли своё призвание, своё место в жизни.

– Спасибо, Елена Ивановна, за интервью, за ваше призвание, которому вы служите, и за детей.

Ариадна Колчева и Лиза Аполинариева победили (каждая – в своей возрастной категории) на I открытом конкурсе солистов классического

Ариадна Колчева и Лиза Аполинариева победили (каждая – в своей возрастной категории) на I открытом конкурсе солистов классического

Розовая лебёдушка Ариадна Колчева

Розовая лебёдушка Ариадна Колчева

Лиза Аполинариева – маленькая звёздочка елецкого балета

Лиза Аполинариева – маленькая звёздочка елецкого балета

Елена Тимофеева «у станка» с ученицей

Елена Тимофеева «у станка» с ученицей

Балетный взгляд на древний Елец

Балетный взгляд на древний Елец

Ариадна Колчева и Лиза Аполинариева победили (каждая – в своей возрастной категории) на I открытом конкурсе солистов классического Розовая лебёдушка Ариадна Колчева Лиза Аполинариева – маленькая звёздочка елецкого балета Елена Тимофеева «у станка» с ученицей Балетный взгляд на древний Елец
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных