Вс, 16 Июня, 2019
Липецк: +18° $ 64.43 72.70
Вс, 16 Июня, 2019
Липецк: +18° $ 64.43 72.70
Вс, 16 Июня, 2019

Через «сам» к «вместе»

Дарья РАЕВСКАЯ, фото автора | 15.04.2019 11:39:07
Через «сам» к «вместе»

В театре на Соколе премьера – спектакль по пьесе самарского журналиста Александра Игнашова «Особые люди» о детях с расстройством аутистического спектра

В основе пьесы несколько реальных историй, интервью и письма. В основе липецкого спектакля – истории двух семей из пьесы и опыт липецких родителей, которые воспитывают детей-аутистов. Это даже не спектакль в традиционном смысле, это размышление, беседа, откровение, желание быть понятыми и услышанными.

Мы разучились разговаривать

На сцене минимум декораций – стеклянные ширмы с вращающимися дверями. С одной стороны, они — разделяющая стена, трансформирующаяся в замкнутый куб, где потерялись и откуда не могут выйти дети-аутисты. С другой стороны, это стена, отгораживающая и обычных людей друг от друга. Она превращается в препятствия, которые нужно всё время преодолевать. Герои, разговаривая друг с другом, вынуждены постоянно проходить через прозрачные ширмы-двери. Вроде бы и видишь собеседника, но диалог постепенно теряет смысл, потому что каждая реплика наталкивается на стеклянную стену.

Спектакль в Липецке неслучайно назвали «Autos. Люди». Здесь два противоположных друг другу по смыслу слова: греческое «autos» – сам, то есть один, и русское «люди» – то есть вместе.

– Это спектакль не про трудную жизнь родителей, у которых дети с аутистическими расстройствами, не про сложную судьбу этих детей, а, в первую очередь, о толерантности и проблеме коммуникации между людьми, – комментирует художник-постановщик Андрей Пронин (Санкт-Петербург). – Я человек старшего поколения. Я чётко вижу, как в последние годы из нашей жизни уходит дружба, общение. Методов связи много, а общения нет. Стеклянные ширмы на сцене – метафора. Мы живём, отгораживаясь от других и себя, как бы за стеклом, в отдельном аквариуме.

Взрослых аутистов не бывает

Спектакль поставлен на грант министерства культуры. Чтобы его выиграть, художественный руководитель Липецкого драматического театра Геннадий Балабаев решил выбрать самую нетривиальную современную пьесу. Теперь признаётся: «Эта постановка изменила нас: и актёров, и режиссёрскую группу». Работая над материалом, труппа театра не только пересмотрела все документальные и художественные фильмы про людей с аутизмом, перечитала гору литературы, но и встречалась с детьми-аутистами, их родителями.

– Мы смотрели, как ребята двигаются, общаются, думают. Они все разные: от закрытых, как консервная банка, именно такой мой герой, до гиперактивных, которые всё хотят и им всё интересно, – говорит исполнитель главной роли Егор Злобин. – Работая над спектаклем, мы столкнулись с социальной проблематикой: социум исключает таких детей из общества, но они не должны быть вне нас, они должны быть рядом с нами. Поэтому очень страшно звучит директива, которая ещё несколько лет существовала в России, что взрослых аутистов не бывает. Им просто ставили диагноз: «шизофрения».

Мы все немного аутисты

Переломить ситуацию – в этом тоже задача спектакля. «Космические дети», «дети-индиго», «инопланетяне» – каких только эпитетов не придумывают герои, чтобы определить: кто же такие их дети. Никто не знает точных причин возникновения аутизма: наследственность, инфекционные болезни, экология, аллергия – пусковых механизмов множество. Только статистика Всемирной организации здравоохранения неумолима – число страдающих аутизмом растёт в геометрической прогрессии. Если в 1995 году из 5000 жителей Земли лишь один был аутистом, то уже в 2017 – их 100. 

– Я знаю, что такое аутизм. У моей подруги ребёнок – аутист, – говорит артист театра, исполнитель роли аутиста Михаил Труфанов. – Меня будоражит – почему так происходит. Может быть, человеческая душа пришла на эту землю, увидела, что происходит, сказала: «Нет. Мне это не нужно», – и закрылась от жизни. Но тогда мы все немножко аутисты.

И как откровение со сцены звучит сказка из уст мамы особого ребёнка, спрятавшегося от жизни за щитом страха, не разговаривающего, не улыбающегося, не общающегося. Но в этом страхе не виноваты ли мы, взрослые?

Стать человеком

Да, спектакль тяжёлый. И всё время хочется плакать вместе с героиней Лилии Журман, которая играет Мать, именно с большой буквы, потому что только такие женщины и могут изменить жизнь. Но всё же спектакль очень светлый, дающий надежду. Тётка-функционер в блестящем исполнении Светланы Баронецкой, представительница фонда, задача которой уговорить родителей отказаться от своего особенного ребёнка, из доброжелательной, но циничной становится просто человеком, когда у неё рождается внук с синдромом Дауна.

А что нужно нам, чтобы разрушить разъединяющие стены, найти друг друга в стеклянном лабиринте, где мы видим, но не слышим друг друга? Что нужно нам, чтобы стать просто людьми?

– Я не знаю, какая будет реакция у зрителей, – сказал перед премьерой режиссёр-постановщик Геннадий Балабаев. – И трудно ответить на вопрос, каким будет спектакль, ведь он рождается не на сцене, а на стыке актёра и зрителя. Мы не ждём бурных аплодисментов. Наверное, такой спектакль этого и не предусматривает. Это для всех нас возможность задуматься.

Но аплодисментов было много. Также как и среди зрителей родителей особенных детей и самих этих детей.

– Сразу видно, что эти истории из жизни. У меня тоже ребёнку диагноз поставили только в три года, когда он пошёл в детский сад. Внимание обратили воспитатели и посоветовали обратиться к дефектологу. К сожалению, у нас многие детские врачи просто не встречались с таким заболеванием и не умеют его диагностировать, – поделилась впечатлениями Валентина Маликова. – И очень хорошо, что об этих проблемах начали говорить со сцены. Нужно, чтобы люди понимали: если ребёнок себя ведёт не так, это не из-за того, что его плохо воспитали, это из-за того, что у него заболевание. Общество, к сожалению, не готово принять особенных детей. Но если стали об этом говорить, может, всё изменится.

Может, действительно правы создатели спектакля — нам нужно снова просто начать говорить друг с другом, выйти из своего эгоистического «я» к дружескому «мы». 

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных