Пн, 21 Октября, 2019
Липецк: +15° $ 63.95 71.13
Пн, 21 Октября, 2019
Липецк: +15° $ 63.95 71.13
Пн, 21 Октября, 2019

Большое – в малом! (ФОТО)

Мария Завалипина | 08.07.2019 08:10:41
Большое – в малом! (ФОТО)

Фото Николая Черкасова

Как привлечь туристов в тихую провинцию, обсуждали эксперты на V юбилейном фестивале малых городов России

Туризм меняет судьбы

Туризм может изменить судьбу не только одного человека, но и целого города. Примеров тому множество, в том числе и среди участников ярмарки декоративно-прикладного творчества в Ельце.

У торговой палатки Углича народ толпился с самого утра. Не было отбоя от желающих полюбоваться работами супругов Юрия и Людмилы Шеломковых.

– Когда мы с мужем начинали бизнес, ни о каком туризме или сувенирной продукции даже и не думали, – рассказала Людмила Григорьевна. – Просто супруг вышел на пенсию и окончательно посвятил свободное время любимому увлечению – резьбе по дереву. Он – виртуозный мастер. А я увлекалась художественным валянием. Вот уже одиннадцать лет делаю из шерсти и шёлка шали, шляпки, накидки, безрукавки и даже картины.

Людмила Григорьевна брала уроки акварельной живописи и теперь сама придумывает эскизы для работ. Судя по ажиотажу вокруг прилавка, проблем со сбытом у мастерицы нет. Хотя изделия у неё не из дешёвых – средняя цена около трёх-пяти тысяч рублей.

В Мышкине живёт около шести тысяч человек, при этом ежегодно город принимает более двухсот тысяч туристов. О таком гостевом потоке, не скрывая, мечтают многие города-миллионники. А мышкинцы только шутят: «Мыши помогают!»

– Нас всегда просят раскрыть секрет успеха, – улыбается Светлана Чистякова, директор муниципального унитарного предприятия «Мышкинский центр туризма». – Тайны нет – в нашем городе творческие люди, бизнес и власть работают вместе. А ещё – все мы бесконечно любим свой Мышкин. Мы вчера чуть-чуть погуляли по Ельцу и обратили внимание на гостеприимство горожан, чистоту улиц и великолепную архитектуру!

Главные задачи фестиваля – выбрать удачные туристические практики и найти новые возможности для культурного развития. Проект организован Ассоциацией малых туристских городов и проводится при поддержке Министерства культуры России.

– Каждый новый фестиваль учит нас интереснее рассказывать о себе, усиливать позиции в туристической отрасли, анализировать логистические сложности передвижения по нашей большой стране, формировать новые и необычные проекты для дальнейшего развития брендов, – подчеркнул Игорь Кехтер, вице-президент Ассоциации малых туристских городов. – Елец – Город воинской славы, родина известных всему миру Ивана Бунина и Тихона Хренникова. Это место, где хранится культурный код нашей страны.

Елец четыре года назад вступил в Ассоциацию и уже получил право провести V юбилейный фестиваль. В прошлом году форум проходил в Тобольске Тюменской области.

– К нам приехали делегации из четырнадцати городов, – рассказала Татьяна Ромашина, заместитель главы администрации Ельца. – В программе форума – костюмированное шествие по историческому центру, многочисленные концерты, театрализованные представления. Кульминация праздника – опера «Легенда о граде Ельце» на берегу реки Быстрая Сосна.

Отдельной частью деловой программы стал круглый стол «Исторические кварталы малого города – векторы развития для экономики». Эксперты обсудили возможности туризма в деле спасения малых городов.

Взялись за старое

Новая эпоха диктует новые правила. Экономика впечатлений при грамотной организации возрождает целые города и обеспечивает работой сотни людей, в то время как традиционные производства сокращают численность работающих. Например, подмосковный музей «Калачная» даёт двенадцать миллионов рублей чистого дохода, для сравнения: местный хлебозавод – всего два миллиона рублей. Такова стоимость правильной организации туризма.

– В нашем регионе сфера гостеприимства только развивается, – рассказал Юрий Таран, заместитель главы администрации Липецкой области. – Туризмом мы стали заниматься всего четыре года назад и сегодня подошли к определённому пониманию – количественно можно делать больше, но это уже никому не нужно и неинтересно. Зато стоит серьёзно поработать над качеством и содержательным наполнением турпродуктов. Фестивалями огурца, сала, лука, яблок никого не удивишь. Ельцу удалось по собственной инициативе вступить в Ассоциацию малых городов России и активно включиться в её работу. Туризм – это шанс для развития малых городов.

По словам Игоря Кехтера, вице-президента Ассоциации, малыми города считаются только по территории, но по наследию, культуре и внутренней силе они – великие и богатые.

– Многие путешественники это хорошо понимают, – продолжил Игорь Эрикович. – Поэтому число людей, желающих расслабиться и отдохнуть в тихой, уютной провинции, с каждым годом растёт. Другое дело – гости опасаются получить некачественную услугу: плохое питание, жильё с изъяном и экстремальный отдых.

Игорь Кехтер подчеркнул, что Ассоциация и присутствие в ней определённого города должны все эти опасения снять.

– Единой идеологией мы формируем общий образ интересных городов и гарантируем качество отдыха в них, – сообщил вице-президент. – В прошлом году мы сделали паспорт путешественника, а в этом – изготовили четырнадцать именных печатей для каждого члена Ассоциации – это как гарантия для путешественников. В новом документе представлены как минимум четырнадцать направлений для гостей. Так выглядит совместное продвижение. В нынешнем году мы провели совместный конкурс рисунков «Маленькие города глазами маленьких жителей». Из работ победителей сделали набор открыток. Теперь он будет новым сувениром.

Парад российских городов в Ельце

Парад российских городов в Ельце

Людмила Шеломкова: "Когда мы с мужем начинали бизнес, ни о каком туризме или сувенирной продукции даже и не думали"

Людмила Шеломкова: "Когда мы с мужем начинали бизнес, ни о каком туризме или сувенирной продукции даже и не думали"

Светлана Чистякова "Нас всегда просят раскрыть секрет успеха Мышкина. Тайны нет – в нашем городе творческие люди, бизнес и власть работают вместе"

Светлана Чистякова "Нас всегда просят раскрыть секрет успеха Мышкина. Тайны нет – в нашем городе творческие люди, бизнес и власть работают вместе"

В рамках фестиваля работали интерактивные площадки, мастер-классы по различным ремёслам – от гончарного дела до кукольного

В рамках фестиваля работали интерактивные площадки, мастер-классы по различным ремёслам – от гончарного дела до кукольного

Чтобы игрушка ожила, её нужно расписать, красиво и ярко

Чтобы игрушка ожила, её нужно расписать, красиво и ярко

Нежинские гусары возвращаются в Елец

Нежинские гусары возвращаются в Елец

Традиционные русские свистульки делают практически в каждом малом городе России

Традиционные русские свистульки делают практически в каждом малом городе России

Привет от казаков!

Привет от казаков!

Парад российских городов в Ельце Людмила Шеломкова: "Когда мы с мужем начинали бизнес, ни о каком туризме или сувенирной продукции даже и не думали" Светлана Чистякова "Нас всегда просят раскрыть секрет успеха Мышкина. Тайны нет – в нашем городе творческие люди, бизнес и власть работают вместе" В рамках фестиваля работали интерактивные площадки, мастер-классы по различным ремёслам – от гончарного дела до кукольного Чтобы игрушка ожила, её нужно расписать, красиво и ярко Нежинские гусары возвращаются в Елец Традиционные русские свистульки делают практически в каждом малом городе России Привет от казаков!

Сергей Панов, глава городского округа Ельца, напомнил, что к вступлению в Ассоциацию его несколько лет назад подтолкнула Алла Манилова, заместитель министра культуры.

– Уже на четвёртом фестивале наша делегация проявила инициативу и пригласила участников в Елец, нас услышали и доверили юбилей, – подчеркнул Сергей Алексеевич.

Впрочем, доверили не случайно. Потенциал Ельца огромен, в этом убеждены все участники Ассоциации.

– Сегодня туризм использует ресурс наследия во всём мире и при этом демонстрирует отличные экономические показатели, – отметил Дмитрий Ойнас, президент делового клуба «Наследие и экономика», директор проектов АНО «Коломенский посад». – При правильном подходе прибыль от сферы гостеприимства может быть выше, чем от нефти и газа. Но чтобы работать с символическим капиталом места, мы должны учиться включать эмоции гостей. Важно не только во что мы превратим локальные истории, но и как донесём их до потребителя. Классические схемы индустриальной эпохи «товар-деньги-товар», «покупатель всегда прав» уже не работают. Теперь и продавец, и покупатель стоят на равных позициях.

Другой тренд, обозначенный экспертом, – переход от массового туризма к индивидуальному. По словам спикера, он набирает всё большую популярность.

– Массовый туризм интересен для стран Средиземноморья, – сообщил Дмитрий Ойнас. – Но им чаще всего либо нет никакого дела до наследия, либо культурные ценности используются как фон для пляжа. У нас пляжи можно по пальцам пересчитать. По­этому это не наш ресурс. А вот на культуру следует обратить особое внимание. Правда, ориентироваться стоит не на большие автобусы, а на одиночных путешественников. Они более требовательны к информации о территории и месте. Как правило, это люди состоявшиеся и состоятельные, с хорошим образованием, готовые платить за качественный сервис и предпочитающие общаться с наследием и подлинниками индивидуально. Такие люди не потерпят никакой фальши, и для них необходим очень качественный сервис.

Эксперт посоветовал обратить особое внимание на символы места. Они способны существенно повысить популярность территории. Так произошло с водонапорной башней в Зарайске, очень похожей на елецкую.

– Руководство бросило клич горожанам, чтобы они помогли привести башню в порядок, – рассказал спикер. – Совместными силами укрепили лестницу, сделали ремонт, провели реконструкцию сквера, расположенного рядом. А потом местный музей организовал внутри выставку фотографий старого Зарайска. Теперь любой желающий может подняться на площадку, оценить выставку или сверху посмотреть на город. Вход – пятьдесят рублей. Однако уже сейчас башня окупила все расходы и стала точкой притяжения. Туда потянулись туристы, а на прилегающих улицах стали формироваться разные сервисы: кафе, пекарни и прочее.

В ответе за настоящее прошлого

Ольга Рыжко, аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, член экспертного совета ВООПиК, главный архитектор ООО «Проектное бюро ГрандВилль», с радостью отреагировала на информацию о восстановлении и музеефицировании белокаменного елецкого плитуара. За это дело взялись археологи из НПО «Черноземье».

Среди главных проблем плачевного состояния культурного наследия она назвала применение агрессивных модернистских решений с использованием современных, часто некачественных материалов, привносящих открытый диссонанс в историческую и природную среду. Эксперт рекомендовала минимальное вмешательство в архитектуру памятников, а для поиска эффективных решений посоветовала привлекать к обсуждению экспертов, общественность и даже проектировщиков.

Наталья Рыбальченко, учредитель компании «Асмысл», бренд-стратег и специалист по локальной идентичности и туристическим стратегиям, обратила внимание, что в Ельце в сфере сервиса и услуг мало используются аутентичные названия, такие как Чёрная слобода, Аргамач, Лучок, Женский рынок.

– Я люблю рассказывать про сотрудничество с Ненецким автономным округом, – призналась Наталья. – Вместе с местными жителями мы сформировали общую концепцию региона: «НАО минимализм, или территория минимализма». Она соответствует философии оленеводов: «Ты богат, если у тебя нет ничего лишнего». Дальше через систему проектов занялись продвижением: сформировали карту города с именными домами, переименовали некоторый бизнес. Например, была гостиница с креативным названием «Натали». Мы встретились с её владельцами и предложили вариант «Пустозёрск», в честь первого города в Северной Арктике. К сожалению, сегодня Пустозёрска нет, но у нас есть возможность воскресить память о нём для туристов. Бизнесмены согласились. Мы немного поменяли интерьер, развесили старинные картины с изображением умершего города, договорились с шеф-поваром гостиницы о «пустозёрском» меню. А дальше произошло самое интересное – в первый же год выручка владельцев выросла на тридцать процентов. Знаете, почему? Помимо традиционных гостей к ним стали целенаправленно приезжать туристы, чтобы посмотреть на исчезнувший город. А это уже совсем другая ценность и история, о которой следует помнить.

Накликать гостей

Повысить туристический поток можно и за счёт креативного контента города. В этом вопросе Интернет в помощь.

– На разных площадках регулярно обсуждают формат и инфраструктуру вокруг объектов культурного наследия, то есть того, что производит на путешественников вау-эффект, – акцентировал Денис Спирин, директор по развитию бизнеса Imtovi, основатель маркетплейса путешествий на мероприятия. – Однако мало создать инфраструктуру, необходимо рассказать о ней нашим потребителям. Сегодня особенно важно сделать это онлайн.

Докладчик напомнил, что именно в интернет-пространстве обитает молодая и продвинутая аудитория. Проще говоря, те самые люди, которые много передвигаются, ищут новую информацию, впечатления и вдохновение на будущие победы.

– Информации о малых городах в Интернете недостаточно, – подчеркнул Денис Спирин. – Большинство сайтов пытаются привлечь гостей стандартным набором инструментов: контекстной рекламой, так называемым продвижением в социальных сетях, блогами, подкастами и прочими избитыми приёмами. Часто используется баннерное продвижение, которое вообще вызывает отторжение у людей. Не секрет, что более пятидесяти процентов пользователей Рунета применяют различного формата блокировщики. Уже появилась устоявшаяся формулировка «баннерная слепота». Мы проанализировали сайты и сделали новую маркетинговую концепцию, которую воплотили на страницах туристического медиа­портала. В нём разместили лучшие материалы про разные города России наиболее известных блогеров, писателей и авторов.

Спикер рекомендовал нетривиальным языком доносить до пользователя информацию о туристическом потенциале территории или приглашать талантливых авторов для продвижения брендов.

– В наше время недостаточно просто восстанавливать объект и создавать контент, важно оба процесса проводить в связке, – заключил эксперт.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных