Ср, 21 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95
Ср, 21 Августа, 2019
Липецк: +26° $ 66.61 73.95
Ср, 21 Августа, 2019

Слава Богу за всё

Татьяна Щеглова | 17.12.2018
Соседствующий с нами город Мичуринск Тамбовской области (до 1932 года – Козлов) известен своими монастырями и храмами


Липецкий уезд когда-то тоже входил в Тамбовскую губернию, и нас многое связывает. Достаточно вспомнить священномученика Уара (Шмарина), епископа Липецкого. Он  родился на Тамбовщине, в селе Ново-Ситовка.

Мичуринск привлекает ещё и тем, что в нём жила и упокоилась схимонахиня Серафима (Белоусова), уроженка Лебедяни, прославившаяся многими духовными подвигами. 

Много «духовных ниточек» из Мичуринска тянется в наш регион. Об этом – наш рассказ.

В начале пути

…Для чего православные отправляются по святым местам? За Божией благодатью, синергией, которая возникает от помощи святого Духа и усилий самого человека. Чтобы духовно стать лучше, надо и самому потрудиться. 

С паломнической службой Задонского мужского монастыря выдвигаемся, как и обычно, от Никольского храма Липецка. Большинство сопаломников знакомы мне по прежним поездкам. Среди них – прихожане храма Архангела Михаила села Плоская Кузьминка Липецкого района во главе с алтарником Владимиром Азарниным: Ольга Воинова, Надежда Выборнова, – мы ездили вместе в монастырь преподобного Александра Свирского и посещали другие святые места. Увиделись как родные, да так оно и есть – родные по духу, и это уже начало радости.

В автобусе – обязательные утренние молитвы. По их завершению сопровождающая от Липецкой паломнической службы Любовь Артюхова поведала нам о монастыре и храмах, которые предстоит посетить. Так что в Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь, кафедральный Богоявленский, Ильинскую церковь и храм во имя иконы «Всех Скорбящих Радость» мы вступили подготовленными, зная об их святынях и истории. 

Убранство торжественное 

Входим под старинные своды Успенского храма Козловского монастыря, и сразу ощущаем теплоту благодатного места. На стенах и сводах – фрагменты старинных фресок. Святые смотрят с икон светло и проникновенно.

Много икон с частицами мощей святителей… А что уже говорить о благодатном действии литургии и причастия! 

 История Козловского мужского монастыря восходит к началу ХVII века. Из летописей известно, что на берегу реки Лесной Воронеж поселился «чёрный поп Иосиф», и вокруг него собралась община верующих. Произошло это на восемь лет раньше, чем заложили сам город Козлов. По благословению архиепископа Рязанского Антония, в 1635–1636 годах община построила здесь деревянную церковь во имя Пресвятой Троицы (отсюда и название монастыря) с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был назначен сам старец Иосиф.

Прослеживая историю обители, отрадно было узнать, что в XIX веке, судя по «тетрадям выдачи книг монахам», здесь чаще всего читали на трапезе сочинения святителя Тихона Задонского – ещё одна благодатная духовная связь с нашим регионом, Задонским Рождество-Богородицким мужским монастырём. 

Козловский мужской монастырь закрыли в начале XX века. В 1926 году его здания и территорию отдали Ивану Мичурину для организации первого селекционного биологического питомника плодово-ягодных культур. В итоге к началу 50-х годов от Козловского монастыря осталась только угловая башня, фрагмент стены, развалины колокольни и Успенская церковь, в которой мичуринцы устроили музей Центральной генетической лаборатории. Есть мнение, что Успенский храм сохранился именно благодаря музею и самому селекционеру. Бюст генетика-садовода установлен в нескольких шагах от ограды монастыря.

В 1999 году здание Успенской церкви возвратили Тамбовской епархии. В 2007 году Священный Синод благословил открытие Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря. 

Труды насельников, а их всего пять человек, по возрождению монастыря даются нелегко – не хватает средств. Зато здесь сохранилось главное – дух обители. 

По традиции монастырского гостеприимства нас пригласили после богослужения на трапезу. Под чтение жития святых и святоотеческие поучения любая, даже самая безыскусная пища, становится вкуснее и слаще…

– Я второй раз приезжаю в Свято-Троицкий монастырь, – делится Владимир Азарнин. – Вступая в этот храм, я не вижу полуобвалившегося потолка, но вижу убранство торжественное. Монастырь, казалось, ветшает, скудеет. Но здесь тихо, умиротворенно и кротко. Службы в этом ритме – нечто особое. Моё детство и юность прошли в частном доме. На территории этой обители я будто погружаюсь в ту светлую атмосферу добра и покоя, на сердце становится легко. 

– Свято-Троицкий монастырь – место намоленное, с особой благодатью, – говорит Любовь Артюхова. – Здесь я ощущаю на себе любовь Господа нашего!

Спаслись от чумы

…Архитектор величественного Боголюбского кафедрального собора узнаётся по его масштабам и византийскому русскому стилю. Высота храма вместе с куполом – 64 метра, собор способен вместить 5 тысяч человек. Здание возведено в 1873 году и является памятником архитектуры федерального значения. Автор проекта – Константин Тон, архитектор, проектировавший храм Христа Спасителя в Москве и Вознесенский собор в Ельце – ещё одна связующая ниточка к нам, липчанам. 

Необычна история возведения собора. В XVIII–XIX веках в Козлове свирепствовали эпидемии чумы и холеры. В 1771 году во время очередной вспышки чумы на вратах городской усадьбы (теперь на этом месте тот самый кафедральный собор) Богородица явила свой чудотворный образ, названный впоследствии Боголюбской иконой Божией Матери «Козловской». Пресвятая Дева ещё не раз оказывала свою чудодейственную помощь. В память об этом благодарные жители собрали средства на постройку собора. 

До революции при Боголюбском соборе был устроен Козловский Боголюбский женский монастырь. В годы гонений, в 1918 году, он был ликвидирован, а в 1932 году закрыли и храм, который потом в течение нескольких десятилетий грабили и разрушали вандалы. Однако даже в самые тяжкие времена Пречистая Дева не оставляла горожан Своим милосердным заступничеством. С 1937 по 1943 год тысячи очевидцев наблюдали явление Пресвятой Богородицы у стен Боголюбского собора. 

Собор был возвращён Русской Православной Церкви в 1990 году, и с тех пор одновременно с богослужениями здесь не прекращаются восстановительные работы. Духовенство и прихожане молятся не только о восстановлении былого благолепия, но и о возрождении Боголюбского женского монастыря.

В соборе множество больших старинных икон с образом Приснодевы, некоторые Её лики прежде мне не встречались… «Коронование Божией Матери»: коленопреклоненная Дева Мария в центре иконы, справа и слева от Неё – Иисус Христос с крестом и Господь Саваоф. В вышине над Ними парит Святой Дух в виде голубя.

Мы с радостью и трепетом приложились к иконам.

«Визитная карточка» 

Об Ильинском храме Мичуринска я впервые узнала от липецких художников. Они с удовольствием выезжают сюда на пленэры вместе со своими учениками, и это понятно. Оригинальное сооружение русского барокко, построенное в 1781 году, связывают с именами талантливейших архитекторов Франческо Растрелли или же Томазо Амадини. Храм с колоннами и устремлённой вверх колокольней напоминает по стилю соборы Санкт-Петербурга, высота вместе с надкупольным крестом – 71 метр. Ильинский храм расположен на самом высоком месте города и виден практически отовсюду, его называют «визитной карточкой» Мичуринска.

…По летописным сказаниям, он ведёт своё происхождение от древнего Ильинского Козловского женского монастыря, который был основан по воле царя Михаила Фёдоровича Романова одновременно с основанием города Козлова, то есть 383 года назад. Указом императрицы Екатерины Второй обитель упразднена в 1764 году, монастырь просуществовал 128 лет, и его церковь стала приходской. Так что, посетив Ильинский храм, мы, по сути, побывали на намоленном месте третьего древнейшего монастыря. 

Очень обрадовалась, когда узнала, что здесь служил литургию Преосвященнейший Феофан (Говоров), епископ Тамбовский и Шацкий (Вышинский затворник), тоже наш, липецкий, уроженец села Чернава Измалковского района. 

Поднявшись на колокольню, мы увидели великолепную панораму города. Все вместе славословили Господа, Пресвятую Богородицу и наших святых. Слава Богу за всё! 

«Вся Оптина в ней будет» 

К кладбищенской церкви во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (построена в 1803 году, в 1930-е годы закрыта, в 1943 году здание церкви было возвращено общине верующих, и с этого времени храм – постоянно действующий) приближались с особым трепетом. На этом кладбище нашла упокоение схимонахиня Серафима (Белоусова). Об этой будущей старице, уроженке Лебедяни, Амвросий Оптинский (Гренков) сказал: «Вся Оптина в ней будет».

У преподобного Амвросия, родившегося в селе Большие Липовицы Тамбовской губернии, тоже есть связь с нашей землёй – некоторое время он преподавал в Липецком духовном училище, его имя носит Липецкая православная гимназия. Амвросий вошёл в Собор Липецких святых. Что же означали его слова, и как сбылось предзнаменование? 

Матрона Зайцева (будущая монахиня Серафима) родилась в семье крестьян в Стрелецкой слободе города Лебедяни Липецкого уезда Тамбовской губернии и была восьмым, младшим ребёнком. Родители – Поликарп и Екатерина Зай­цевы – глубоко верующие люди. Они духовно окормлялись у старца Авмросия Оптинского. Имея обыкновение брать с собой к своему духовному наставнику кого-либо из детей, супруги привезли в Шамордино (преподобный – основатель Шамординской пустыни. – Прим. ред.) под благословение девятимесячную Матрону.

Взяв дитя на руки, преподобный предрёк, что сначала она поживёт в благочестивом браке, а затем примет монашество и «вся Оптина в ней будет». Под этим подразумевалось, что будущая схимонахиня Серафима станет духовной дочерью последних Оптинских старцев и исполнит их заветы. Пришло время, и Матрону взял под своё духовное руководство преподобный Анатолий (Потапов) из Оптины. 

Божией милостию подвижнице дано было многое. Перескажу лишь один эпизод. 

…Перед немецкой оккупацией Воронежа Матрона Поликарповна (с 1917-го с семьей жила в Козлове, в 1934 году переехала в Воронеж) вместе с мужем Кириллом Петровичем Белоусовым (в их семье родились и воспитаны трое детей), дочерью Ольгой и тремя внуками покинула город. Ничего лишнего они с собой не брали. Муж вёз салазки с детьми, а матушка несла в руках литографическую икону Скорбящей Божией Матери. Выбившись из сил, они остановились в деревенском доме у самой линии фронта.

Малыши плакали от голода, накормить их было нечем. И тогда, взяв икону Пресвятой Богородицы, матушка упала на колени перед образом Царицы Небесной и со слезами просила Её о заступлении. В те годы, чтобы избежать бомбёжки, на нашей стороне была светомаскировка. Первым на яркий, как огонь, столп от земли до неба прибежал милиционер. Он подумал, что кто-то подаёт сигнал фрицам. Увидев происходящее на самом деле и силу горячей молитвы, отступил в нерешительности. 

Помощь Божия не замедлила явиться к матушке. Добрые люди принесли шестерым измождённым путникам еду. По словам очевидцев, подвижница, когда вспоминала об этом, говорила: «Молитва, приносимая от чистого сердца, проходит сквозь Небеса прямо к Престолу Божию». И ещё говорила, что перед Господом «сначала за семью спросится, а потом за всё остальное». 

Матушка возвратилась в Воронеж и, взяв на себя ктиторский подвиг, восстановила Никольский храм в этом городе. В 1946-м, когда силы уже убывали, вернулась в Мичуринск. Там она приняла тайный постриг в мантию, дни и ночи проводила в слёзных молитвах перед келейной иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Этот образ, хранившийся у неё около двадцати лет, принадлежал Оптинскому старцу схимонаху Иоасафу (Моисееву). Он передал его матушке перед арестом. Старец Иосаф после двадцати лет советских концлагерей, где он отсидел за веру, последние годы своей жизни провёл в городе Грязи Липецкой области, там же и упокоился, позже перезахоронен в Оптиной пустыни. 

Постриг матушки в схиму совершил схиархимандрит Макарий (Болотов), в мантии – Власий, её духовное чадо.

…Мне приходилось общаться с духовными чадами отца Макария, которые живут в нашем регионе. У нас хорошо знают и очень почитают этого необычного батюшку, поскольку был рукоположен в иеромонахи и служил в приходском храме Задонска Воронежско-Липецкой епархии, некоторое время служил в селе Бурдино Тербунского района Липецкой области при приходском храме, тогда ещё его схима не была открыта. 

Схимонахиня Серафима и при жизни многим давала духовные советы и исцеляла. Она обладала даром прозрения и задолго до самого события предсказала открытие Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

Исцеления на её могилке продолжаются. 

У места упокоения старицы Серафимы мы отслужили Литию и приложились к кресту старицы. Каждый просил о своём... 

– Моей маме, Валентине Яковлевне, 78 лет. Большие немощи и самочувствие, как вы понимаете, по возрасту плохое. Приехали в Мичуринск – сначала в монастырь, потом по храмам. Помощи нет. А когда зашли на кладбище, где упокоилась старица, всё как будто рукой сняло. Мама сказала, что ей сразу стало легче, – поделилась сокровенным Татьяна Дорофеева.

– Мне повезло, я впервые побывала у матушки Серафимы 12 лет назад и не только на могилке, но и в её келье. Старица жила со свой келейницей Сергией в домике недалеко от железнодорожного вокзала. Келейница встретила нас, рассказала о старице, о любимой песне матушки «Цвет фиалки полевой», которую они пели вместе с отцом Макарием (Болотовым)… Вот и сейчас я чувствую силу её заступничества, – рассказала Ольга Воинова.

…О себе могу сказать, что посещение святых мест – дело всегда благодатное. Вырываясь из повседневного и хотя бы на время переходя мостик от временного к вечному, будто на крыльях летаешь. Этого ощущения хватает как раз до следующей поездки. 

Всё, что нам кажется случайным, у Господа – промыслительно. Несколько лет назад, когда мой дух пребывал в смятении, подруга подарила мне икону «Взыскание погибших». Икона мне уже и тогда помогала. Я думаю, что именно она спустя несколько лет позвала меня в этот Путь и привела к матушке Серафиме.

Слава Богу за всё! 

Фото Олега СМИРНОВА

Фото Олега СМИРНОВА

Боголюбская икона Божией Матери

Боголюбская икона Божией Матери

Тихая улочка Мичуринска, ведущая к храму

Тихая улочка Мичуринска, ведущая к храму

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Матушка Серафима много и слёзно молилась перед своей келейной иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Матушка Серафима много и слёзно молилась перед своей келейной иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Липецкие паломники в Мичуринске. Фото Надежды ШАЦКИХ

Липецкие паломники в Мичуринске. Фото Надежды ШАЦКИХ

Фото Олега СМИРНОВА Боголюбская икона Божией Матери Тихая улочка Мичуринска, ведущая к храму Фото Николая Черкасова Матушка Серафима много и слёзно молилась перед своей келейной иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Липецкие паломники в Мичуринске. Фото Надежды ШАЦКИХ
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных