itogi.lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
3 декабря 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
ФОТО НЕДЕЛИ 
Что ни мужик, то изобретатель
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Общество 

Наталья Колганова: «Всю жизнь я работаю с удовольствием!»

03.12.2018 "ЛГ: Итоги недели". Евгения Ионова
// Общество
Фото Ольги Беляковой
Фото Ольги БеляковойС Натальей Евгеньевной мы встретились в её классе лицея № 44, обсудили волнующие вопросы воспитания и образования детей и сделали открытие

На днях в нашу область пришло радостное известие: преподаватель липецкого лицея № 44 и директор детского развивающего центра «Лучики» Наталья Колганова стала абсолютным лидером Всероссийской олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель». Своей победой Наталья Евгеньевна ещё раз доказала – липецкая Школа жива и у неё есть будущее


С Натальей Евгеньевной мы встретились в её родном лицее. В коридорах – нестандартная и непривычная тишина – каникулы. Так что у нас было время поговорить, обсудить волнующие вопросы образования и воспитания наших детей. А мне – сделать открытие: моя профессия снова позволила удивиться и впустить в свою жизнь нового потрясающего человека, сумевшего ещё раз доказать мне же, что учительское дело – вечное.


– Наталья Евгеньевна, поводом для нашего знакомства стала ваша победа, причём победа в квадрате, на Всероссийской олимпиаде. Вот и расскажите, что это был за конкурс и какие смыслы вы из него извлекли?


– Всероссийская олимпиада педагогов начальной школы «Мой первый учитель» в этом году проходила впервые. Конкурс не имеет муниципального и регионального уровней и этим отличается от других. Все участники проходили два заочных и два очных этапа. Мы боролись в трёх номинациях – образовательной, воспитательной и психолого-социальной. Я выбрала для себя первую.


В конкурсной программе участвовали педагоги из сорока шести регионов страны. На первый тур заявки подали тысяча тридцать шесть моих коллег, восемьсот тридцать из них прошли отбор. Сначала мы представляли портфолио и собственно сам проект, потом презентовали видеоурок и проходили собеседование с членами жюри по скайпу.


До Москвы, где проходил очный этап, дошли всего двадцать девять учителей. В моей номинации была самая большая конкуренция – четырнадцать конкурсантов, в остальных – по семь и восемь человек. В финале девять лауреатов проводили мастер-классы и участвовали в дебатах. В каждой номинации экспертное жюри определило победителей, а уже потом из нас троих абсолютного лидера выбирали все участники очного этапа. И очень приятно, что их голоса принадлежали мне.



– Наталья Евгеньевна, то есть вас высоко оценили и профессиональное жюри, и коллеги-учителя, причём те самые соперники, которых вы же в конкурсе и обошли!


– Это был волнительный момент. И, знаете, мы ведь все очень подружились, до сих пор общаемся, перезваниваемся. На конкурсных отборах я поражалась, сколько в России удивительных педагогов, искренних, преданных своему делу – и из больших городов, и из сёл, и из отдалённых посёлков.



– Какую тему вы заявили в проекте?


– Моя работа называлась «Формирование читательской компетентности младшего школьника».



– Что же нужно сделать, чтобы ученик захотел читать?


– Нужно заинтересовать его. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что любое учение начинается с увлечения. В современном мире увлечь книгой очень сложно. Но можно. Все мои ученики, даже подготовишки, видят, что на моём столе лежат не только учебники, но и художественные книги.



– А вам не кажется, что заинтересовывать книгой в шесть-семь лет уже поздно?


– Согласна. Но учёные доказали: человек становится читателем или не читателем в первые десять лет своей жизни. Конечно, пример ближних, домашних – один из весомых факторов, чтобы ребёнок зачитал. Сегодня, к счастью, большинство родителей понимают: состояться в жизни может только образованный и грамотный человек. А для этого надо уметь читать. Но пример взрослых, в том числе учителей, – это, как я уже сказала, один из факторов…


Следующий – книжное окружение: собрание книг дома, у друзей, у бабушек и дедушек (к счастью, наши бабушки и дедушки – читающие), библиотеки в классе, в деревне, в городе, то есть в том месте, где ты живёшь. Особо отмечу, что в Липецке библиотеки очень хорошие. А наше классное собрание так и вообще уникально – оно пополняется самими учениками, можно взять книгу и отнести её домой и даже не вернуть, если понравилась. Заинтересовываю ребят чтением и через приём «нетипичная фотография»: я показываю снимки молодых Ивана Крылова или Льва Толстого, дети удивляются и под другим углом читают их произведения, понимая, что и классики-старики когда-то были молоды. Ещё один пример: у нас в классе нередко проходят встречи с липецкими писателями. Кстати, детской писательнице Тамаре Алексеевой мои ученики даже подсказали идеи для сказок.



– Наталья Евгеньевна, мир всё больше «оцифровывается». А правильно ли вы делаете, что акцентируете внимание своих учеников на книге?


– Конечно, исключать электронный вариант книги ни в коем случае нельзя – это реалии наших дней. Но чтобы ученик начал её читать, надо в детстве хотя бы полистать бумажный вариант. Именно тактильные приятные ощущения от соприкосновения с бумажными листами и посылают определённые сигналы в мозг. А уж красивые и грамотные иллюстрации и вовсе формируют мотив к чтению у ребёнка.


Кстати, меня пугают разговоры о том, чтобы перевести всю библиотеку в цифру – это, по-моему, угроза вырастить неграмотных людей. А с неграмотными, привыкшими к сжатым, сокращённым материалам людьми нам не построить никакого будущего, тем более цифрового.



– Вернёмся в самое начало. Почему педагогику выбрали профессией?


– Это, наверное, было предопределено. Я вообще никакой иной профессии для себя не представляла! С детского сада мне хотелось стать учителем – с годами только менялась преимущественная специализация. Я родилась в Воронеже, где в технологическом институте получали высшее образование мои родители, училась в школе и в институте уже в Тамбове. А замуж вышла в Липецке, где и живу уже двадцать семь лет. Мне удивительно везло на педагогов, поэтому очень хотелось быть похожей на первую учительницу Надежду Андреевну Шонину. Я училась в замечательной школе в окружении прекрасных одноклассников, с которыми до сих пор дружим и общаемся. Мой дедушка – папин папа – учительствовал в Юрловке Тамбовской области после войны, потом стал директором школы, затем пошёл по партийной линии. Так что педагогический ген мне через поколение, видимо, передался, а мама с папой – инженеры…


На днях я потеряла самого близкого человека – маму… Она всегда была моим помощником, наставником, направляющей и движущей силой, поддержкой. Она никогда не позволяла останавливаться и всегда побуждала развиваться. В семье мамы Татьяны Павловны много родственников-преподавателей. Так что для меня учительство было близко.



– Но вы наверняка понимали, что выбираете не самую престижную, малооплачиваемую работу?


– Я никогда не смотрела на профессию с этой точки зрения. И в тот момент, когда мы стали очень мало зарабатывать, у меня даже мысли не возникло, что из школы можно уйти. В этом меня очень поддерживали именно родители. Когда однажды я всё-таки попыталась пожаловаться на безденежье маме, она как отрезала: ты сделала свой выбор – теперь иди и работай с удовольствием. Что я всю жизнь и делаю. Когда вышла замуж, муж предлагал варианты, но я не видела себя больше нигде.


– А выгорание педагогическое?


– Меня оно не посещало. С 1996 года я участвую в различных профессиональных состязаниях. Вот в прошлом году выиграла Всероссийский конкурс образовательных проектов и программ по духовно-гражданскому воспитанию детей и молодёжи «Гражданин и патриот России». Моя воспитательная система называется «Четыре Л: Липецк, Лицей, Личность, Любовь». Её суть – воспитание любого человека начинается с любви к тому месту, в котором он живёт.



– Какой смысл вы вкладываете в понятие школьное воспитание?


– Прежде всего – это пример взрослых, сначала родителей, а потом учителя. С родителями моих учеников мы очень дружим – это мой принцип. При этом я никого на аркане не тащу и не заставляю следовать за собой. Насаждать воспитание нельзя. Процесс должен идти из семьи, от человека, от души.



– Когда вы научились отпускать детей, которых выпускаете?


– Я к детям эмоционально привязываюсь, и выпускной – почти трагедия каждый раз. В лицей я пришла в 1996 году и взяла второклассников. У нас возникло такое взаимопонимание, мы так любили друг друга – до сих пор рады встречаться и общаться. Когда же пришли следующие ученики, родителям показалось, что их детей я люблю меньше, чем предыдущих. Через четыре года ситуация повторилась, и так из года в год. Я действительно люблю своих детей. Мы же несколько лет живём с ребятами глаза в глаза – столько ни одна мама не смотрит – мамы же рядом, а не напротив. С годами наши отношения перерастают в настоящую дружбу. Так что не знаю – отпускаю ли я своих детей. У нас даже в соцсетях группа есть «Мамочки 12 «Д».



– А любимые ученики – самые сложные, плохиши?


– Отвечу так: когда я пришла в институт, встретила прекрасного педагога Антона Павловича Жукова, он преподавал ботанику. На первой же лекции профессор сказал: «Я люблю умных». Мы сначала насторожились, а потом поняли, что любил он нас всех, просто хотел, чтобы мы были умными студентами. Вот и я такая же: могу обидеться на кого-то, даже поругать, но всех люблю. И оттого много требую. Главное, что любимчиков у меня нет. Мы же о своих учениках знаем больше, чем родители.



– Наверняка, вы заметили, как стремительно меняются нынешние дети?


– Учёные утверждают: раньше поколения сменялись каждые десять лет, сейчас – каждые четыре года. Учителя начальных классов заметили это давно. Ребятишки не хуже или лучше – они разные. И нам нужно под них подстроиться.



– Вы выбрали семейную профессию. А ваши дети?


– Нет, они не пошли в педагогику. Дочь учится на специалиста по связям с общественностью. А сын – инженер, хотя сам себя считал гуманитарием.



– То есть дедушкины гены передались?


– Да, он и похож на деда.



– Наталья Евгеньевна, если вы настолько востребованы и самое главное – реализованы здесь, в лицее, зачем вам понадобилось уходить в систему частного образования и директорство в детском развивающем центре «Лучики»?


– Потому что нельзя стоять на месте. Действительно, я достаточно уверено чувствую себя в профессии, чувствую уважение и со стороны коллег, и со стороны родителей. Пока я не вижу потребности в себе самой для работы со студентами. А вот в «Лучиках» я по-новому открылась, работая с двухлетними детьми.



– Наталья Евгеньевна, есть то, что вы делаете плохо?


– Я стараюсь всё делать хорошо. Учиться плохо не могу, работать спустя рукава – тоже. А зачем? На выпускном вечере моя учительница Надежда Андреевна в школьном альбоме написала: «Наташенька, пусть всё твоё лучшее повторится в твоих учениках». Она знала, что я хочу стать педагогом. Она же мне посоветовала идти только в педагогический вуз, а не в училище, чтобы потом на равных разговаривать с родителями. Я одна со всего начфака Тамбовского педагогического института получала Ленинскую стипендию – её давали только пятикурсникам, а учителя начальных классов учились четыре года.


У меня всё получилось благодаря маме – она во всём меня поддерживала. Чтобы не было к тебе отношения как к «училке», да ещё «началке», всегда нужно развиваться, самосовершенствоваться. Да и сама себя я должна уважать. Мой принцип: если участвовать, значит – побеждать. Моя любимая институтская преподавательница Галина Михайловна Первова как-то спросила нас: «Как вы собираетесь учиться?» Из ста человек курса только одна я написала: «На пять». Это не означает, что я по жизни отличница, мне важно всё делать хорошо.



– Кстати, об оценках. Сейчас в ходу не только традиционная пятибалльная шкала. Как вы относитесь к школьным отметкам?


– Если уходить от отметки, то во всей школе, а не только в первом классе. Разве пятиклассник получит меньший стресс от первой двойки, нежели младшеклассник? Но пока я нахожусь на распутье: нужны оценки или нет? Школа – это одна история, институт – другая, и здесь уже каждый должен решить для себя сам – для чего он учится. Но с другой стороны, мы же всегда что-то оцениваем. И слов для негативной отметки в русском языке масса, а вот для положительной – раз-два и обчёлся. Готовы ли мы все перейти на безотметочное существование? Не знаю.



– Наталья Евгеньевна, вот слушаю вас и не могу не задать такой вопрос: конечно, сегодня в тренде самореализованные женщины. И всё же… Как муж относится к вашему погружению в работу, к вашей занятости?


– Знаете, он меня любит. И это чувство взаимно. А иначе терпеть друг друга сложно. Я мужу очень благодарна за себя, за детей, за отношение к моим родителям. Мой сын раньше говорил: «У всех мама как мама, а у меня – учительница». Но моя востребованность не означает, что я мало внимания уделяла и уделяю семье.



– Наталья Евгеньевна, и уже напоследок, коль уж мы начали с темы чтения, ею и завершим разговор. Какая книга оказала на вас самое сильное влияние?


– Наверное, «Молодая гвардия»…



– Это потрясающая книга, которая меня, пятиклассницу, просто перевернула. Я читала её ночью и рыдала! Мне хотелось стать Ульяной Громовой, а вам?


– Меня и Любовь Шевцова впечатлила, и мальчики. Шла Олимпиада-80, я болела, поэтому было время смотреть по телевизору соревнования. А мама как-то незаметно положила на столик эту книгу. Конечно, я рыдала, конечно, прочитала на одном дыхании. Наверное, именно с «Молодой гвардии» начинается мой читательский стаж.



– Удачи вам во всём. Хочется присоединиться к словам вашего педагога и пожелать лучшего продолжения в ваших учениках. Наталья Евгеньевна, коль уж взяли темп – не останавливайтесь. Спасибо за беседу.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 15 декабря 2018 г.


Погода в Липецке День: -5 C°  Ночь: C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх