Ср, 18 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51
Ср, 18 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51
Ср, 18 Сентября, 2019

Из Рязани с любовью

И. Неверов | 24.02.2010

Заворожённые неоглядными богатствами главных российских хранилищ искусства – Эрмитажа, «Третьяковки», Пушкинского или менее «раскрученных», но не менее уникальных вроде Музея культуры Востока, мы нередко даже не подозреваем, что в провинции тоже можно обнаружить россыпи богатств.

Думаю, мало кто знает, допустим, об интереснейшей коллекции картин Липецкого областного краеведческого музея, в том числе о подлиннике Айвазовского.

Ну а если говорить о старых губернских городах, то там накоплены тысячи холстов, скульптур, графических листов, которым, без преувеличения, может позавидовать любая столица. Почти сто лет существующий Рязанский государственный областной художественный музей имени И. Пожалостина относится именно к таким галереям.

Из двенадцати тысяч работ разных стран и эпох для экспозиции в Липецке были выбраны творения, чьи авторы привержены академической и салонной манере. Решение, скажем так, неординарное, неожиданное. Для нас сами понятия «академизма» и «салона» окрашены в неодобрительные, в лучшем случае иронические, в худшем – негодующие тона. Действительно, все выдающиеся мастера, по нашим представлениям, выламывались из «академической рутины», порывали с окостеневшими традициями, презирали сладко-гладкую, бездумную салонную живопись. На острие конфликтов и разрывов с «эпигонской» классикой появились великие «передвижники», импрессионисты Репин, Ван Гог, Пикассо и иже с ними.

Но вот идёшь по залу нашего краеведческого музея, где развёрнута рязанская экспозиция, и начинаешь понимать прелесть и высокое ремесло осмеянных, отброшенных на обочину зрительского интереса художников. Тех, что искали в реальности умиротворённо красивые лица, пейзажи, предметы и переносили на полотно с классическим тщением, не боясь упрёков в фотографической точности или идеализации натуры.

Заметьте, кстати, господа: эти живописцы не избегали обыденности, мотивов и сюжетов из жизни «низов». Но «низы», крестьяне или мастеровые, у них облагорожены, привлекательны, примерно как сеятели и жнецы у Венецианова, как тропининская «Кружевница». И есть ли у кого-то абсолютное право утверждать, что такое «приукрашивание», такое поэтическое отношение к персонажам не выражают той части истины, которую намеренно и тенденциозно игнорировали хотя бы те же «критические реалисты»? Мир многослоен, многосоставен. И простолюдин даже в далёкие времена не всегда был голоден, пьян или вымотан непосильными трудами. А нежная дворянка в бальном платье необязательно должна символизировать порочную праздность и эксплуататорскую суть аристократического сословия.

Основа той части рязанской коллекции, что привезена в Липецк, – работы, собранные в течение нескольких десятилетий военным, учёным, преподавателем генерал-майором Василием Крестьяниновым. Он завещал свои картины землякам-рязанцам, видимо, не сомневаясь, что и это искусство необходимо будущему.

В числе имён, которые зритель найдёт на табличках под картинами, немногие – Остроухов, Маковский – окажутся ему знакомыми. Большинство других – вряд ли. Это, однако, отнюдь не говорит о том, будто мы имеем дело с творчеством каких-то очень средних авторов. Напротив: в границах избранного стиля почти все они достигли очень убедительных результатов, сделав безупречное владение ремеслом, по слову Пушкина, подножием искусства.

Наверняка стоит добавить: произведения из Рязанского художественного музея вызывают большой интерес в разных регионах и России (начиная с Москвы и Санкт-Петербурга), и за рубежом. Рязанцы не раз «гастролировали» в Италии, Австралии, США и других странах. Их липецкая экспозиция – проект, рассчитанный на продолжение: планируется, что в дальнейшем рязанская публика сможет познакомиться с экспонатами нашего краеведческого музея.

А. Эберт. «Портрет Аделины Патти».  Холст, масло

А. Эберт. «Портрет Аделины Патти». Холст, масло

В. П. Соколов. (1913 г. ) «Стакан чая». Холст, масло

В. П. Соколов. (1913 г. ) «Стакан чая». Холст, масло

В. П. Соколов. (1913 г. ) «Стакан чая». Холст, масло

В. П. Соколов. (1913 г. ) «Стакан чая». Холст, масло

Я. Я. Калиниченко. (1893 г.) «Утро». Холст, масло

Я. Я. Калиниченко. (1893 г.) «Утро». Холст, масло

А. К. Порозов. (начало ХХ века ) «Предрассветный час». Холст, масло

А. К. Порозов. (начало ХХ века ) «Предрассветный час». Холст, масло

А. Эберт. «Портрет Аделины Патти».  Холст, масло В. П. Соколов. (1913 г. ) «Стакан чая». Холст, масло В. П. Соколов. (1913 г. ) «Стакан чая». Холст, масло Я. Я. Калиниченко. (1893 г.) «Утро». Холст, масло А. К. Порозов. (начало ХХ века ) «Предрассветный час». Холст, масло
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных