itogi.lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
5 ноября 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
ФОТО НЕДЕЛИ 
Время перемен
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Культура 

Кровные узы в куклах и нитях (ФОТО)

05.11.2018 "ЛГ: Итоги недели". Дарья Шпакова
// Культура

В Областном центре культуры, народного творчества и кино завершилась Межрегиональная выставка-конкурс народного декоративно-прикладного искусства «Нет живописней русского наряда»


Живые куклы народного мастера


Традиционный народный костюм Воронежской, Тамбовской, Курской, Белгородской, Тульской, Липецкой областей, Москвы и Санкт-Петербурга представляли более 140 человек. Это и художники, и модельеры, и мастера-кукольники, и участники фольклорных коллективов.


ФОТО



Многоликая Россия – великая наша держава, но она же ещё и матушка. Так называют её народы от юга до севера, от запада до востока. Россия объединила своих сыновей и дочерей, подарив каждому мир и счастье быть непохожим на брата, но при этом оставаться родственником. Мы едины, потому что разламываем хлеб на всех. Мы вместе, потому что каждый в своём сердце носит Бога. Народы России-матушки сцепляют руки, когда беда и когда Победа. И, конечно, каждый из нас стремится сохранить свой исток – трудиться, как предки, и творить, как они. И если мы продолжим это сакральное эхо, то сможем найти ответ на главный вопрос: кто мы? И передать по цепочке связующие всех нас нити.


Народный мастер Вера Живанович свои «нити», объединяющие поколения, вплетает в уникальных текстильных кукол. Она придумывает целые композиции из русской народной жизни. Здесь и Рождество Христово, и разгульная Масленица, и Чистый четверг, и Троица, и будничный сельский базар. «Живые» куклы Веры объездили не одну страну мира, и везде их принимали как добрых друзей. Языком народного искусства они рассказывают о безвозвратно ушедших временах. Словно сама вековая деревенская жизнь закуталась в платках и сарафанах этих кукол-оберегов.


Чтобы создавать уникальные образы, мастерица много лет изучала и продолжает изучает народный костюм нашего края. По книгам, по подлинникам… Нет-нет да и отыщет клад на дне старинного сундука – то интересный головной убор, то необыкновенную шаль, а если повезёт, то и полностью сохранённый костюм крестьянки. Каждая такая находка – желанная встреча с прошлым.


– Я сейчас собираю коллекцию народного костюма по всей Липецкой области. Это непростая задача. В сундуках наших бабушек уже мало что сохранилось. Недавно в селе Крутченская Байгора Усманского района мне посчастливилось обнаружить уникальный увиток – свадебный головной убор. Мать надевала его на дочь-невесту прямо за свадебным столом. Там же я нашла и белую без вышивки кофту, с двумя пуговицами наверху. Это ведь тоже что-то значило, отражало какую-то традицию. Народный костюм до сих пор несёт в себе множество загадок, как космос, – рассказала о своих экспедициях Вера Живанович.


Секреты зольной куклы


Вера Андреевна для всех участников выставки-конкурса провела мастер-классы по изготовлению традиционной текстильной куклы села Талицкий Чамлык Добринского района Липецкой области. Мастерицы разных волостей творили в одном кругу, про своих местных красавиц рассказывали и нашей добринской незнакомке удивлялись…


– Уникальность добринской зольной куклы в её голове – она делается из мокрой золы и украшается чепчиком. Рассказывают, что в Талицком Чамлыке жила некогда барыня, знавшая толк в нарядах. А крестьянки, крутившие кукол, старались повторить её наряды. Отсюда и манишки на «простолюдинках», – говорит Вера Живанович.


Рукодельницы из города Курчатова, что в Курской области, привезли на всеобщее любование кукол в традиционных саянских костюмах. Их особенность – «долгие» рукава, ниже ладони на двадцать пять сантиметров. А понёвы у этой малоизвестной этногруппы сзади были нарядно расшиты. В такие костюмы мастерицы и облачили своих текстильных красавиц. Вдохновение любители старины черпают из этнографических музеев да из рассказов бабушек, дедушек, которые ещё помнят, во что играли их сородичи и как наряжались.


– Говорят, сейчас уже невозможно отыскать шедевр в бабушкиных запасниках. А я утверждаю: можно! Мы из экспедиций с пустыми руками не приезжаем. Если не костюм найдём, то рассказы о старине глубокой: как свадьбы наши предки гуляли, в какие куклы играли, как праздники православные отмечали, какие песни пели, какие сказки сказывали… Главный источник информации для нас – дети войны. В деревне Банище Курской области до сих пор старики не могут пережить свою утрату. Когда немцы оккупировали их деревню, то стали опустошать сундуки жителей. Думали, что головные уборы – кички – сделаны из золота. Тогда женщины спрятали в снег старинные одежды: понёвы, сороки, украшения. Думали, фашисты уйдут и они достанут свои сокровища. Но немцы стояли в этих местах полтора года, и, к сожалению, все старинные костюмы сгнили, – рассказала Людмила Немцева, методист курчатовского Дома детского творчества.


Ирина Биконова, педагог этого же Дома творчества, учит ребятишек создавать тряпочную подругу – старинную куклу. Говорит, удивительно, но первых своих крестьянок в нарядных сарафанах дети делают обязательно с раскрашенным лицом, а потом, убедившись, что они и так красивые, «косметику» откладывают в сторону. В этом и секрет – дети начинают доверять кукле как своей подружке.


– Нашу куклу может сделать каждый ребёнок и взрослый. И у всех получится своя красавица. И все счастливы прикоснуться к творчеству. Наших кукол мы наряжаем в самые красивые наряды. Работа с цветом, фактурой и рисунком на ткани – это настоящее удовольствие для всех, кто хоть однажды попробовал спрятать своё настроение в разноцветные лоскутки, – считает Ирина Биконова.



На пёстром пятачке


На выставке-конкурсе своё мастерство рукодельницы представляли в двух номинациях: «Традиционная рукотворная кукла» и «Авторская рукотворная кукла». Мастерицы из Тамбова создавали куклу-столбушку и тряпочную красавицу. Наталья Максимова из города Рассказово четыре часа рожала своих жениха и невесту в традиционных для этого края нарядах.


– В наших костюмах много чёрного цвета – он считался символом земли, а белый – знаком печали. Красные одежды служили нашим предкам оберегом от дурного глаза. К праздничным понёвам крестьяне приделывали маленьких человечков. Вышивали костюм золотыми нитями, украшали богатыми лентами. Наш традиционный наряд представлен в этнографическом музее Санкт-Петербурга. Изучая его, погружаешься в историю земли русской, в детали быта, повседневной и праздничной жизни. А потом весь собранный материал находит отражение в куклах. В нашем регионе делали кукол из фуфаек, тыквы, глины и даже из куриных костей, – рассказывает Наталья Максимова, руководитель общественного объединения «Центр возрождения рассказовских ремёсел».


Выставочные куклы были созданы на радость всем любителям русского народного творчества. Бабы в шалях и расписных юбках, мужички в кафтанах и с гармонью в руках, молодухи и девки в сарафанах, по подолу отделанных тесьмой да орнаментом украшенных. Встречались куклы-столбушки. Вроде ничего особенного – всего-то полено, а в какие наряды обряжено!


Гостей праздника на серебристом колесе встречала целая деревня: девки с парнями под гармонь плясали да хороводы водили. Куклы-романушки из соломы повторяли сюжет знаменитой глиняной игрушки. Даже головные уборы на куклах словно солнце сияли. На русском народном собрании к традиционному кругу и авторские куклы.


Елена Булгакова из Воронежа привезла на выставку свою композицию «На свадебку». На санях, подбоченясь, устроились мужичок с бабой, а рядом с ними девки с парнями. И валенки у них свалены вручную и наряд подобран из старинных тканей. У бабы – платок шерстяной в клетку, у мужика – кафтан из шёлковых нитей. На санях и сено имеется, и сундучок с подарками молодым. Всё это семейство сделано без единой нитки. Образ создавали из скрученных тканей.


– Делать кукол для меня – удовольствие. Одна рождает другую, так появляются на свет целые деревенские зарисовки. Я занимаюсь куклой с детьми центра дополнительного образования «Радуга». В творческом процессе у нас задействованы и родители. Они приносят из закромов интересные клочки тканей и вместе с ребятишками творят произведения искусства. Куклы всегда отвечают своим мастерам любовью, будто благодарят за рождение. Мне понравилась одна история про японскую кукольницу, которая осталась практически одинокой в своей умирающей деревне. Так она у каждого дома поселила новых хозяев – рукотворных больших кукол. И вся тоска-печаль у мастерицы улетучилась. Теперь она живёт не одна, а в окружении «тряпочных» соседей и постоянных туристов. Вот такие чудеса может творить простая кукла, если она сделана с душой, – рассказала Елена Булгакова.



Сундучное богатство


Преподаватель мировой художественной культуры из Санкт-Петербурга Людмила Гурвиц поддерживает коллегу из Воронежа. Она убеждена, что в национальной кукле живёт душа народа. Людмила привезла на выставку-конкурс мужиков-куклаков и целый деревенский род, который мастерица буквально посадила в единый карман.


– Эта кукольная семья связана кровными узами и простыми нитками. Там есть деды и бабки, дети и внучки и даже собачка. Такой сувенир в наше время хорошо дарить жениху и невесте на свадьбу. Все мои произведения – авторские реплики на куклы, которые хранятся в Кунст­камере и Российском этнографическом музее. Это повтор костюмов, реально бытовавших в разных регионах нашей страны. Сюда я привезла авторское прочтение костюма северного комплекса – Вологда, Новгород, Псков. Народный костюм так богат и обширен, что объять его невозможно, всегда находится что-то новое. Изучая мастерство наших предков, чувствуешь себя в роли вечного ученика, – считает Людмила Гурвиц.


Полюбоваться подлинным народным костюмом Липецкой области можно было прямо на выставке. На суд зрителя он предстал как разноцветный девичий венок. Здесь и наряд невесты с праздничной завеской из атласных лент, и рубахи с дивными вышитыми узорами на рукавах и весёлыми рюшами на груди. Понёвы из шерсти в полоску и клеточку, расписные платки и шали, нарядные фартуки для праздников. Всюду красуются бусы из настоящего стекла и бисера. Был на выставке и лаконичный повседневный костюм: из-под однотонной понёвы выглядывает юбка, обрамлённая по краю атласной тканью.


Народное дефиле


Ещё раз участники выставки-конкурса убедились, что нет живописней русского наряда, когда окунулись в творчество модельеров-народников. Конкурсная программа – показ-дефиле коллекций костюмов по номинациям «Реконструкция, реплика этнографического костюма», «Сценический народный костюм», «Русские традиции в современном костюме» – впечатлила всех участников и гостей большого праздника народной культуры.


Презентация костюмов была не менее интересна, чем сами произведения творческих коллективов. Здесь и обрядовые сценки, и элементы театральных постановок, где выдавали замуж девку, и искусная демонстрация вышитых рушников. Донские казаки выходили на сцену в своих традиционных нарядах да с залихватской песней. Сарафаны, вышитые рубахи, понёвы разных цветов, головные уборы, словно хвосты дивных птиц, лоскутные коллекции – каждый выход моделей – маленькая сенсация народного стиля.


На суд зрителя и взыскательного жюри участники дефиле «давали» презентацию ожившей винтажной фотографии. Её герои – крестьяне, чей наряд рассказывал целую историю рода. Покорили сердца зрителей костюмы «под гжель» – барышни в изысканных платьях проплывали по подиуму, как сине-белые облака. Творческое объединение «Красный сарафан» из Москвы продемонстрировало свою лоскутную коллекцию шушунов – это верхняя русская народная одежда. Крой у московских мастеров традиционный, а вот декорированы они изысканными льняными вставками и лоскутами. К шушунам полагаются головные уборы, которые придают костюмам настоящий русский шик. «Красный сарафан» порадовал своей лоскутной коллекцией, посвящённой знаменитому русскому модельеру Надежде Ламановой, которая делала коллекции для показа во Франции в 20-х годах прошлого столетия, а на подиуме в её нарядах блистала сама Лиля Брик, когда-то.


– Наше объединение – это творческая лаборатория. Чтобы создавать коллекции, мы изучаем этнографический материал в музеях. Стараемся работать с подлинными вещами из запасников. Наши коллекции сделаны из ситца, льна, шерсти, где главные «действующие лица» – лоскуты. Я считаю, что в костюмах всех народов мира заложена единая основа. Мы все люди одной земли-матушки, и всем нам дорога её культура и традиции, – рассказала Елена Воронова, руководитель клуба-мастерской текстильного дизайна «Красный сарафан».


Любовь Бабахова, руководитель самодеятельного клуба «Тамбовская сударыня», показывала свою коллекцию народного костюма на разных фестивальных площадках. В клубе занимаются пенсионеры по проекту «Старшему поколению – активное долголетие». Здесь они и вяжут, и вышивают, и создают традиционные народные костюмы.


– Когда я стала «народницей», у меня изменился образ жизни, как будто я к Богу пришла. Наш коллектив дружит с уникальным рязанским театром «Красный угол», артисты которого выступают только в подлинных народных костюмах, у них и черпаем вдохновение. В Липецк мы привезли два костюма однодворцев Тамбовской области, матери и дочери, молодухи и девушки. И несколько сарафанных комплексов, – рассказывает Любовь Бабахова.



Строгий суд


Всё великолепие народного костюма и кукол оценивало высокопрофессиональное жюри. Его председатель, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Государственного Российского Дома народного творчества имени Поленова Юлия Борисовна Иванова считает, что сегодня люди стали искренне интересоваться народным костюмом. Проходят фестивали, конкурсы, где можно показать свою реставрацию, увидеть работу фольклористов и этнографов. Но вот на подмостки высокой моды российские дизайнеры не так часто выставляют свои народные творческие коллекции.


– Если во всех странах мира тема «этно» представлена во всей своей красе и звучит в коллекциях ведущих модельеров, то мы можем назвать только несколько имён художников, работающих в этом стиле. Поэтому цель таких творческих конкурсов и фестивалей – привлечь внимание россиян к теме народных традиций. Показать всем, что у нас есть откуда черпать вдохновение, – убеждена Юлия Иванова.


Член жюри Сергей Анатольевич Глебушкин, собиратель и исследователь русского народного костюма, член Союза художников России, член Русского географического общества, объединил в своей частной коллекции более трёхсот русских народных костюмов. Он говорит, что старинный русский народный костюм способен очистить человеческую душу от всякого зла.


– На моей выставке во Франции был такой случай: одна француженка разрыдалась у народного костюма из Орловской губернии. Оказалось, это дочь русского эмигранта, корни её рода на Орловщине. Так подействовало на рафинированную француженку соприкосновение со своей русской историей. Эти кадры сняли журналисты, и они облетели весь мир, – рассказал Сергей Глебушкин.


Нить русских традиций не прерывается во времени, она вплетается в клубок истории, чтобы потом связать прошлое с настоящим и будущим, скрепив всех нас кровными узами. Но эта нить может потеряться, если мы не сошьём все лоскуты народной памяти.


ЭКСПЕРТЫ

Александр Чуносов, директор Областного центра культуры, народного творчества и кино:

- Значимость подобных выставок-конкурсов для нас велика. Мы популяризируем русские народные традиции. Только зная их, можно понимать свою самобытность, идентифицировать себя как личность. В наше время глобализации, в том числе и культурной, трудно сохранить родовые корни. Мы одеваемся одинаково, говорим на языках разных стран. А русский народный костюм рассказывает нам о прошлом народа, о его традициях. Выставка-конкурс «Нет живописней русского наряда» возвращает нас к своим истокам.


Фёдор Катрич, заместитель начальника управления культуры и туризма Липецкой области:

- На этом празднике мы смогли познакомиться со всем разнообразием русского народного костюма, увидеть подлинные свадебные наряды, головные уборы, великолепие лент и бус. Полюбоваться традиционной куклой наших соседей, осознать, насколько богато наше наследие, узнать традиции предков, а ещё пообщаться в кругу единомышленников, увлечённых русским народным костюмом.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 19 ноября 2018 г.


Погода в Липецке День: 0 C°  Ночь: -5 C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх