itogi.lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
1 октября 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
ФОТО НЕДЕЛИ 
Что ни мужик, то изобретатель
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Общество 

«У Господа всё просто»

01.10.2018 "ЛГ: Итоги недели".
// Общество
В Урицкое мы ездили в 2012 году по вопросу возможного 
переименования села в Царёво…Тогда колокольня была в лесах. Казалось, поднять её невозможно…...Прошло шесть лет. И вот она, колокольня без лесов – здесь уже идут службы
В наш сложный век мы теряем многие истинные ценности, о которых тоскует душа, и сами себя загоняем в тупик. Многое перевернулось с ног на голову: молодёжь не почитает старших, и почтенный возраст перестаёт быть синонимом мудрости...

В таком общении в свете простоты и смирения предстают немногословные уроки их жизни, отвечающие на важные вопросы.


Наш собеседник – настоятель храма в честь великомученика Димитрия Солунского, что стоит в селе Урицкое Тербунского района, протоиерей Василий Хрипунов, батюшке 72 года.


 


– Отец Василий, для начала расскажите, из какой вы семьи, как получилось, что выбрали духовную стезю, и на каких традициях зиждется ваш священнический стержень? 


– Родители мои самые обычные. Отец, Иван Дмитриевич, шофёром работал, мама, Анна Ивановна, домохозяйкой была. Мы жили почти в 50 километрах от Воронежа, в селе Пчельники. Храма в то время не было даже в районе, самый близкий – в Воронеже. 


Я возрастал, окончил сельскую среднюю школу, семь классов, а десятилетку – в другом селе, в Ступино. Потом пошёл на производство, в СУ-3 треста «Промстрой» учеником электрика. А с 1965 по 1968 год в армии служил. Вернувшись, поступил в техникум на вечернее отделение в Липецке, в 1971 году окончил. Работал электриком высшего разряда на чугунолитейном заводе «Центролит». Потом поступил в духовную семинарию. 



– И как же это случилось? Вели мирской образ жизни, и вдруг – семинария?.. Скажите, а крестик носили? В советские годы это было не принято.


– Без креста ходил… Когда работал на «Центролите» и жил неподалёку в рабочем посёлке, то ко мне один человек подошёл из верующих: «Василий, – сказал, – сходи в храм, причастись, в грехах покайся». Вот так он сказал, а я и понятия не имел, что это значит… Но послушался, к тому времени мне было 33 года.



– И вы уже были женаты?


– Ещё нет. Я пришёл в храм, как он и сказал, в грехах покаялся, причастился. Потом начал ходить по выходным и чаще, в свободное от работы время.



– В какую церковь?


– В ту пору в Липецке было два храма – Преображенский в районе «Спутника» и на улице Арктической, Христо-Рождественский, где служил протоиерей Георгий Костромин, ныне покойный.


Потом вокруг меня были люди верующие, они посоветовали: «Василий, поступай учиться в духовную семинарию». Ну, думаю, если мне так говорят, то и пойду. Мне стало очень интересно, что там есть, в этом духовном заведении. Я достал программу для поступающих – что надо учить, какие молитвы… И потом уже встретился со старцем Макарием (Болотовым).


– Мы знаем, что у Господа случайностей не бывает, всё промыслительно…


– Да. Приехал я за духовным советом к батюшке отцу Иоанну Скопинцеву, который в те годы служил в селе Калиновка Становлянского района, он ныне почил о Господе, я к нему и раньше в храм ездил. А потом довелось мне встретиться со схиархимандритом Макарием (Болотовым), в то время он ещё отцом Власием был. И я спросил: «Батюшка, в какую мне семинарию поступать?» Он отвечает: «В Одесскую иди». Ну, я собрал документы, которые нужно – у меня в то время как раз был отпуск по работе, – и поехал экзамены сдавать в Одессу. Это был 1980 год. 


Я, правда, плохо читал по-славянски, думал, что меня не примут. Но меня утешили: «Успокойтесь и не волнуйтесь, здесь разные есть абитуриенты. Приёмная комиссия решит, зачислять или нет». К тому времени мне было 34 года, а по условиям семинарии поступать можно до 35 лет. И, видно, в приёмной комиссии рассудили: «Если сейчас не примем, потом уже по годам не подойдёт». Меня зачислили, и я начал заниматься.


Надо сказать, учился прилежно, я там был старше всех. Кто помоложе, те после занятий уходили куда-то развеяться – погулять, по городу походить. А я большей частью, можно сказать, «сидел за партой». На трапезу схожу, в храм по распорядку, ходил и на могилку к преподобному Кукше Одесскому. А всё остальное время – в классе, сижу и штудирую предметы. И, кстати сказать, успевал лучше молодых, потому что брал своей усидчивостью.



– Осознанно…


– Да, закончил без троек, рукоположился.



– Кто вас рукополагал?


– Владыка Сергий (Петров), митрополит Одесский, ныне покойный, Царствие Небесное. Одно время он был в Ельце епископом (епископом Воронежским и Липецким, с 1961 по 1963 год.Прим. редакции).


После окончания семинарии мне дали предписание ехать в Воронежско-Липецкую епархию, откуда и прибыл. Направили в Вознесенский храм села Бурдино Тербунского района Липецкой области, это мой первый приход.



– К тому времени, как приехали в Бурдино, вы уже женились?


– Да. Сначала женился, а потом уже рукоположение было. Мы с будущей женой в Одессе познакомились. Супруга, Анна Георгиевна, родом из Молдавии, из верующей семьи. Брат у неё священник, и отец на клиросе пел, да и сейчас ходит на клирос, помогает как псаломщик. И мама её, теперь уже покойница, тоже в храм часто ходила. 



– Деток родили, батюшка?


– Дочка родилась в 1984 году, Ангелина. А сынок в 1987 году, его имя необычное, Мартирий. Родился в день памяти трёх святых Мартириев, так и решили назвать. Теперь у нас с женой уже внуки: четверо мальчиков и девочка. Сын диаконом служит в Воронежской епархии. Сначала служил в Воронеже, потом перевели в Лиски.



– Батюшка, за время служения кто был для вас примером священнической жизни? Кого назовёте своими учителями, наставниками? 


– Отца Иоанна Скопинцева, который в Калиновке служил, тогда, по первости, я с ним часто советовался. Отца Владимира Баязова из Преображенского храма Липецка и также отца Власия, в схиме Макария (Болотова), которого я при его жизни застал и немного знал. 



– Что особенного было в тех батюшках и чего нет у молодых?


– Прежнее духовенство более степенное было. У молодых сейчас привычка: побыстрее отслужил и уехал… Судить, конечно, не можем, но у них как-то всё получается намного стремительнее. Раньше весь смысл жизни был – подготовка к службе и служение, и чтобы служба шла дольше и благопристойнее: больше собрать людей, чтобы исповедать, больше причастить, это было смыслом жизни, источником радости и праздника. А сейчас у молодёжи как будто появились другие «главные дела»…



– Отец Василий, у вас такой длинный путь священнический… Расскажите, какими тогда были люди по сравнению с теперешними? 


– Хотя в то время всё, что касалось Церкви, было, как бы это правильнее сказать, «сжато», «зажато», но мне думается, что было подуховнее. Сейчас всё открыто, но какое-то расслаб­ление есть в людях. Это, правда, наблюдается и во времени в целом. Казалось бы, сейчас много людей в храм приходят, а вот выйдут – и сразу какие-то разговоры личные начинаются, суды-пересуды, свободное поведение…



– Страх Божий уходит…


– Да. Настрой какой-то иной. Сейчас ведь электронный век наступил, и это нас всех взбудоражило: телефоны мобильные, компьютеры, телевизоры многоканальные... И вот маленькие люди, детишки, а уже в телефон играют. Им говоришь: «Бросьте, бросьте», а они как будто и не слышат, втянулись.



– Для молодёжи это стало естественным…


– Да. В церковь они приходят, но после техники электронной получается уже что-то не то, расхолаживание какое-то, отвлечение… Наверное, это так повсеместно, к сожалению.


Мир изменился. К примеру, раньше нас, священников, благочинный по письму собирал: явиться на собрание туда-то и тогда-то… Бумагу получили – и едем. Всё было степенно. А сейчас – просто по звонку собираемся. 


– Батюшка, мы видим, что сейчас семья в трудном положении. Вы, как человек, много лет послуживший в духовном сане, как думаете: почему это происходит – потеря веры, семейных ценностей?


– Видимо, влияет на человека то, что его окружает. Мир влияет, соблазны, то, что показывают по телевидению или на компьютере. Для молодёжи развлечения всевозможные: клубы, танцы и дискотеки, этот образ жизни негативно действует на их ум. Такого раньше не было. Люди лишились сосредоточенности, начиная с самого малого возраста. 


Взять наше детство – оно было совсем другое, с иным настроем. Нынешняя система школьного образования такая, что детей просто перегружают. Раньше в первом классе писали палочки и крючочки, а сейчас надо, чтобы ребёнок приходил туда готовым писать и читать. С малышей требуют, загружают, забивают им голову… Уже и экзамены теперь начали сдавать после 4-го класса! Система подавляет, дети становятся забитыми. 


Раньше мы хоть и шалили, но придерживались правил. Отец ремнём даст или по спине, если за столом сидишь и засмеёшься… Была строгость. А сейчас, казалось, детям многое разрешают, но при этом «разбивают» их личность и психику. Дети наши были ещё поспокойнее, а вот внуки – уже другой настрой.



– Строгость ушла, а радости нет…


– Да. Раньше мы в школу отправлялись в том, кто что соберёт: мне покойная тётя сшила штанишки, рубашку и сумку. А сейчас детям надо портфель, специальную школьную форму купить и прочее, прочее… Всё есть, казалось бы, а нет жизни, одно напряжение. 


Внуки через компьютер делают уроки, техника просто задавила! Изменился сам настрой жизни. Раньше люди старались трудиться на своей земле, на участке, а сейчас даже у кого кусочек земли или дача есть, ленятся работать. Молодёжь не хочет трудиться, всё надо бы им подать, а сами, к сожалению…



– Храм, где вы сейчас служите, «готовым» вам достался или восстанавливаете? Какие труды понесли?


– Село Урицкое, где я служу, раньше называлось Царёво, но в революцию переименовали. По указу я стал настоятелем храма великомученика Димит­рия Солунского с 2001 года. Но конкретно и постоянно начал служить с 2003 года, потому что до этого времени меня ещё в Елец вызывали на помощь, тогда мало служителей было. Примерно с полгода служил в Елецком соборе, затем в Казанском храме.


Сейчас в Урицком молельный дом есть, восстановили старую колокольню и уже служим в ней.



– А вы могли бы сказать о Божией помощи в связи с восстановлением вашего храма в Урицком?


– Бог нам помогает. Крупного у нас нет благотворителя, чтоб деньги давал, но с помощью жителей потихоньку собираем средства. Иной раз не ждёшь, а кто-то заедет и хоть немножко на строительство даст. Появляется эта копейка, и выходим из трудного положения.



– У вас есть воскресная школа?


– К сожалению, нет. Я в сельскую школу хожу к ученикам, беседую с ними, рассказываю о Боге, о Церкви, о жизни. Стараюсь заложить в них правильную основу – как появился мир, люди, Вселенная, каковы причины зла. Вкратце стараюсь всё это преподнести, чтобы дети хотя бы представление имели.


– Батюшка, а что вы считаете в служении священническом для себя первичным, что самое главное?


– За каждым разом идёшь в храм – и переживаешь, конечно, как отслужить, чтобы никакого не было по службе запинания... За людей тоже переживаю, как они там. У прихожан – свои проблемы и попечения: дела семейные и прочее, прочее. Рассказывают, спрашивают духовного совета. Молюсь о них, что-то объясняю, отвечаю на вопросы. Всё это очень близко через меня проходит – и служба, и люди… Конечно, теперь уже устаю. Когда был помоложе, то легче переносилось, а сейчас года, чувствуешь и усталость. 



– Что вы делаете, если жизненная ситуация заводит в тупик или «загоняет в угол», как поступаете?


– До такой степени сильно у меня никогда и не было. Случались, конечно, разные жизненные накладки и обстоятельства, и по служению, но тяжести разрешались с Божьей помощью.
Господь Бог нам всем помогает, выводит из положения…


Были примеры, которые хорошо запомнились. Я окончил ещё духовную академию в Сергиевом Посаде: поступил на заочное отделение в 1985 году и в 1992-м окончил. И был в связи с этим такой случай: не успел я подготовиться к одному из экзаменов, а на сессию ехать надо. Захожу в аудиторию, а преподаватель был строгий. Как сдавать, рассуждаю про себя, каким образом Бог поможет выйти мне из этого положения? Думал-думал… И вдруг что получается? Открывается дверь, заходит другой преподаватель и вызывает моего экзаменатора к телефону. Он вышел, на его место пришёл другой, и при этом, новом, экзамен я сдал... Часто мы даже не можем представить, каким образом Бог нам поможет и выведет из затруднительной ситуации.


Таких примеров в жизни каждого, если приглядеться, немало. Просто надо научиться замечать, как Бог помогает, выводит из всевозможных трудных обстановок. Думаешь уже, что безвыходное положение… Смотришь – а всё вдруг по-другому развернулось,
Господь всё управил.



– Батюшка, какую добродетель в окружающей и церковной жизни вы считаете главной, к чему надо стремиться всем нам?


– Благие дела. Сейчас можно делать много доброго: вокруг нас малоимущие и нищие, пусть даже цыгане, люди, у которых вообще нет средств на жизнь, пусть они в общепринятом представлении даже малообразованные, как бы не вписывающиеся в современный мир...Материальная помощь – это тоже хорошо. Если просит человек – значит, надо ему что-то дать, вывести его из тяжёлого вынужденного состояния. Наставить духовно – тоже хорошо, смотря кому что нужно... Бывают разные случаи. Есть один мой знакомый тракторист, пашет, всем в селе угождает,
бе­­­з­от­казный человек, но вот как запьёт – это всё. Однажды вижу: женщина ведёт его под руки, но не в силах довести до дома метров 300-500. Пришлось вызывать машину, просить отвезти домой. Пьянка губит, но мы не должны отказывать в милосердии… Просто надо помогать людям, в чём их нужда есть.


– А с чем вы не можете примириться?
Какие грехи считаете наиболее пагубными?


– Не приемлю высокомерия о себе, лжи, лицемерия, лести. Даже противно и тошно становится, когда некоторые постоянно рвутся себя показать и где-то поставить.


– А есть ли у вас любимая молитва, к которой вы прибегаете особенно часто? И что советуете своим прихожанам?


– «Отче наш» – мы должны постоянно читать, «Богородице Дево, радуйся!», молитву Ангелу-Хранителю, «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» или просто «Господи, помилуй меня, грешного!». Это надо часто говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», «нас, грешных» – такую короткую молитву стараться творить постоянно, думая о Боге, о вечности. Кажется, в голове у нас это есть, но… надо стараться не потерять, удерживать постоянно: «Господи, помилуй меня, грешного» говорить…


Вот как моя мама покойная рассказывала. Один человек едет на лошади пахать. У него спрашивают: «Как ты молишься?» – «Да я и не молюсь». А сам лошадь погоняет и говорит: «Но! По­ехали. Господи, помилуй!». Значит, такой была молитва его, как «Господи, благослови». Призывал Господа перед всяким делом. 



– Батюшка, все мы смертные, всем придётся перед Богом отвечать. Что вы скажете Господу на сугубом суде, на что потратили силы, талант, служение своё?


– Матушка, что там скажешь? Только и остаётся: «Господи, буди милостив мне, грешному. Мало что я сделал, а много согрешал. Не порази меня, Господи, за все мои беззакония, за все мои грехи». Как мытарь говорил, буду просить милости Божией и больше ничего. Мы все тут что-то делаем, но наши старания могут оказаться недостаточными. Думаем о чём-то, пытаемся не лениться, а в конечном итоге всё это… Остаётся просить милости Божией, какие там оправдания…



– Можете ли вы с уверенностью сказать, что прожили интересную жизнь?


– Да, жизнь интересна. Вспоминаю, конечно, свои ошибки – греховную молодость – и думаю: если бы снова жизнь начать, то можно было бы поступать по-другому. Вот об этом сожалею. Но милость Божия с нами, Господь нас всех долго терпит и милует. А если бы раньше всё знать по Богу, можно было по-другому прожить. Но Бог каждого из нас в своё время приводит к Себе, по-разному и разными путями.



– Отец Василий, какое бы дали вы напутствие вашей пастве и нашим читателям?


– Дай Бог, чтобы все люди хоть немножечко осознали свою греховность, чтобы покаялись, просили милости Божией и постарались исправиться. Я и на службе об этом говорю, на проповеди, что возрастать надо духовно всем нам, стараться меньше согрешать, совершенствоваться, святости уподобляться, как Бог свят. Выбросить из сердца зло и месть, у кого они есть. Жить просто, без коварства и без лукавства. И чтобы люди пришли ко спасению, вразумились. Чтобы хотя бы перед смертью покаялись, исправились, хоть какую-то частичку благодати получили бы, хоть при конце жизни. Чтобы над нами была милость Божия. .



Беседовала Татьяна ЩЕГЛОВА 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 16 декабря 2018 г.


Погода в Липецке День: -5 C°  Ночь: C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх