itogi.lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
17 сентября 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ФОТО НЕДЕЛИ 
Что ни мужик, то изобретатель
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Культура 

Легенды края в глине и в сказках

17.09.2018 "ЛГ: Итоги недели". Татьяна Щеглова
// Культура
Елена СМОЛЕЕВСКАЯ: 
«Лепка – это то, что я умею, – моя молитва и вклад 
в мироздание. Это – моя жизнь»Студенты-практиканты с Иваном Фёдоровичем ГункинымФольклорный ансамбль Кристаллины Иващенко «Воскресение»Мастер-класс от Елены СмолеевскойФольклорный коллектив «Колесо»

«Настоящая игрушечная жизнь» – так называется ретроспективная выставка члена Союза художников РФ, народного мастера России Елены Смолеевской


Елена Геннадьевна – лауреат всероссийских фестивалей и конкурсов, ученица известного мастера романовского промысла, гончара и игрушечника Ивана Фёдоровича Гункина.


«Настоящая игрушечная жизнь» экспонируется в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства, она приурочена к юбилею художницы. Экспозиция продолжит работу до 7 октября.



Преемственность и фантазии


…Под её рукой оживают не только сказочные персонажи – Иван-царевич и Серый Волк, три богатыря, генерал Топтыгин, семейство Муми-троллей писательницы Туве Янссон, но и события, вошедшие в историю нашего края и как легенды, и как реальность. Художница запечатлела сцены на Липецком бювете, в Свято-Успенском монастыре, династию Романовых в их родовой вотчине, откуда и вышла уникальная романовская игрушка…


Искусство глиняной игрушки уходит в глубь веков. Мастера-гончары «баловались» игрушечной лепкой в межсезонье, когда не было других заказов. Повсеместно сюжеты просты: женские фигурки, всадники, кони, медведи, птицы… Но случалось, что нет-нет, да и блеснет новая искорка, появится мастер, который к исконной архаике добавит своё: содержание, детали, настрой – и выведет ремесло на новую ступень настоящего искусства. У нас таким самородком, мастером романовской игрушки, перенявшим ремесло от отцов и дедов, был Иван Фёдорович Гункин из села Пады Липецкого района. Елена Смолеевская училась у него.


Среди её побед – участие в выставках, фестивалях, конкурсах и призовые места в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Вологде, Скопине и многих других городах. Везде, где она представляла нашу романовскую игрушку, Елена несла свою миссию, зрители восхищались самобытностью форм и сюжетов. Нередко работы самой Елены оставались в музеях и у коллекционеров в городах, где она представляла Липецкий край.


В чём же секрет творчества и успеха Смолеевской? В следовании традициям, кропотливой краеведческой работе, в безусловном таланте, умении опереться на фундамент предшественников и воспарить на крыльях фантазии? Много чего нужно, многое должно сойтись в одной точке.


Однажды, посетив её выставку и пообщавшись воочию, я тут же отправилась на её мастер-класс. Наблюдая за ней, а Елена всё делает легко, быстро, а главное – красиво, во многом – неожиданно, я не перестаю удивляться и восхищаться её трудами до сих пор. Первый урок перешёл в нашу дружбу.



Картинки с выставки


В экспозиции представлены восемь сюжетов. Часть из них была на других выставках, а что-то зрители видят впервые. «Памяти учителя Ивана Гункина» – игрушки по мотивам мастера, его «глиняный портрет», и вдруг… сама Елена вместе со студентами Липецкого педагогического университета за столом с Иваном Фёдоровичем.


«Реконструкция археологических находок» – игрушки по мотивам восстановленных осколков, найденных во время различных экспедиций, возвращённые из небытия сюжеты глиняной игрушки наших мест.


«400-летию Дома Романовых»: в карете Екатерина Вторая, рядом – её сын Павел и внук Николай Первый… В композиции, посвящённой Великой Победе 1945 года, полководец Георгий Жуков представлен в виде Георгия Победоносца, только на месте попираемого змия – орёл с фашистской свастикой.


Персонажи драмы «Маскарад» Михаила Лермонтова и его поэмы «Тамбовская казначейша» экспонировались в столичной Лермонтовской библиотеке. Тема Льва Толстого для художницы – особенная: великий писатель и его герои; Лев Толстой за самоваром с Марией Александровной, дочерью Пушкина; граф пашет… (работы были представлены на Всероссийском фестивале народной игрушки в Липецке).


Никогда не подумала бы раньше, что изображать своих современников можно не только на холсте, акварелью или в бронзе, но ещё… и в романовской игрушке! Что уж там Лев Николаевич или герои Лермонтова – Елена запечатлела художника Юрия Татьянина вместе с зайцем (этих животных живописец всегда изображает на своих полотнах). Заяц и Юрий – в обнимку, в один рост – такой вот тонкий юмор. В той же серии – Кристаллина Иващенко, руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение»; и там же, простите, и я, как писательница, за чашечкой кофе и с книгами. Ощущение от созерцания невероятное.


А на одной из витрин – сама Елена в окружении пятидесяти (по числу юбилейных лет) крошечных, с ноготок, глиняных игрушек, многие из них – звучащие. И как тут не вспомнить мастера Левшу – богат народ русский на таланты!


Да, и ещё. Впервые на выставке Смолеевской по соседству с глиняной игрушкой представлены другие ремёсла, которыми Елена владеет так же мастерски: вышивка тамбурным швом; руко­творные куклы в костюмах Добровского района; забавные авторские персонажи из войлока и подручного материала.


Сказки-рассказки


Фотографии органично вписываются в экспозицию. Представлен весь цикл создания произведений: добыча глины, замес, художник лепит игрушку и сажает её в раскалённую печь…


До этой выставки я знала Елену как оригинального и вдумчивого художника-исследователя. А на сей раз дивилась и радовалась за неё как за литератора, собрата по пишущему цеху. К экспозиции про Петра Великого: «Пётр Первый на заводах», «Пётр Первый на ярмарке», «Пётр Первый и купец» – Елена написала самобытные сказки. И до того они получились у неё весёлыми, яркими и звонкими, в живом «русском духе», что не могу не процитировать.

К открытию выставки Елена написала не только сказки, но и частушки про романовскую игрушку – шестнадцать куплетов между прочим.




Гункин барыню слепил,


Романушкой нарядил.


Барыня ты моя,


Романушечка моя!..




Их с блеском исполнил на вернисаже детский фольклорный коллектив «Колесо» (руководитель Екатерина Бровкина). Текст транслировался на экране, зрители подпевали. Дети были наряжены в русские костюмы, как игрушки.


– Почему я этим занимаюсь? – переспрашивает меня Елена и отвечает: – Для меня то, что я делаю, – настоящая жизнь. Когда я смотрю ТВ или «блуждаю» по Интернету, то это – чужие миры. А лепка – это то, что я умею, – моя молитва и вклад в мироздание. Может, высокопарно сказала, как думаешь? (улыбается) Но так это и есть. Это – моя жизнь. Ради того и дышу.



В ТЕМУ

Бережно хранимый


Романовская игрушка пережила времена тотального забвения: в сороковых годах XX века, после того как в стране был введён большой налог на гончарство, её перестали лепить.


Возрождение уникального промысла связано с именем мастера Виктора Васильевича Маркина. Случилось это много-много лет назад – в шестидесятые годы прошлого века. Виктор Васильевич на огороде нашёл обломки глиняной фигурки. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком. В XIX веке почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки.


Отсюда и пошёл интерес к промыслу, который сегодня держится на плечах энтузиастов-художников и бережно сохраняется ими.


Игрушка цвета солнца


Иван Фёдорович Гункин был мастером от Бога. Гончарным мастерством владел настолько искусно, что работа его была сродни волшебству: завораживающе вертится гончарный круг, руки сначала будто нащупывают, ловят нужный момент, и вот – окунулись в глиняную массу и поплыли в ровном течении.


Работал он всегда молча. Даже когда детям показывал, как игрушки делать, – ни слова. Многие образцы романовских игрушек Иван Фёдорович восстановил по памяти. Умер Иван Гункин в 1997 году, оставив богатое наследство: несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла.


Романовская игрушка прекрасна в своей простоте и лаконичности. Игрушка цвета солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налепов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета. Почему игрушку всегда делали свистулькой? По древним поверьям, свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие…


«Пётр Первый и русалка» (о том, как в Липецке появился курорт)

«…Не успел Пётр отдёрнуть руку (от родника), как в неё крепко вцепились сильные пальцы неизвестно откуда появившегося существа, мутно белевшего в тёмной воде. Наступала ночь. Царя упорно тянули в воду. «Что ж, поглядим, кто кого», – решил Пётр и немного подался вперёд. Тотчас раздались плеск и хохот. Из воды показалась женская фигура, едва прикрытая прядями рыжих волос. «Ну что, понравилась моя водичка? Другие стороной обходят, ржавая, говорят, и того хуже ругают. А этот, смотри, повадился!» – Так она хохочет, а сама всё тянет и тянет… Переборол царь русалку и открыл новый родник. «Необычный минеральный вкус, по всему видать, для здоровья пользительный... Надобно здесь колодезь поставить и ванны устроить на манер Европ и Франций» – провозгласил Пётр.


Так и появился в Липецке первый в России курорт.


«Пётр Первый и медведь»

«…Сунулся царь Пётр в кузню: что там такое? Видит, двое в фартуках кожаных работают, а третий в шубе стоит.


Рассердился: «Так-то вы трудитесь?! Мёрзнете, в шубы кутаетесь?» Кузнецы вытянулись перед царём в струнку, молчат. Присмотрелся царь, а это не человек вовсе, а медведь живой, настоящий. «Зверинец устроили? Развлекаетесь?!» Мастера в ответ: «Не гневись, батюшка, он хороший работник, помощник наш». Стали молотами махать наперегонки, и миша в грязь не ударил. А по заводу молва пошла: «Любит царь Пётр Алексеевич работящих русских медведей!» – такая вот сказка, душевная, яркая.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 15 декабря 2018 г.


Погода в Липецке День: -5 C°  Ночь: C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх