Вс, 20 Января, 2019
Липецк: -10° $ 66.33 75.58
Вс, 20 Января, 2019
Липецк: -10° $ 66.33 75.58
Культура | Итоги недели

«…Так мне в угоду вам легко взойти на сцену!»

Татьяна Щеглова | 03.05.2018
 

Наталья Сосновская, яркая ведущая множества концертов, музыковед, педагог Липецкого областного колледжа искусств имени Константина Николаевича Игумнова, художественный руководитель Липецкого Дома музыки, на днях отметила юбилей

Легко ли сохранить в себе музыку и смело шагнуть на сцену – об этом наше интервью с Натальей Сосновской.

– Наталья Георгиевна, для зрителей и музыкантов, приезжающих в Липецк, вы являетесь той самой «прелюдией», которая готовит к концерту и настраивает на него. Всегда вдохновенная, красивая, праздничная – как вам это удается?

– Спасибо за добрые слова. К каждому концерту, конечно, готовлюсь, стараюсь что-то перечитать, обдумать и, как вы правильно сказали, настроить нашего зрителя на концерт, сделать некую музыкальную «подводку». От этого, как мне кажется, многое зависит.

– Скажите, почему вы выбрали эту профессию и связали себя с музыкой?

– Я думаю, когда человек в юном возрасте выбирает свой Путь, главное – любить то, чем будешь заниматься многие годы. Банальные истины – всегда верные – я очень люблю Музыку. Музыкальная школа, колледж, консерватория... А потом, на другом жизненном отрезке пути, надо постараться делать своё дело честно – по отношению к людям, с которыми работаешь, к самому себе. И если так получается, то это греет и успокаивает.

Я – максималистка, стараюсь относиться к себе со всей строгостью. Веду множество концертов, преподаю в Липецком колледже искусств, а когда мои знакомые спрашивают: «Для чего тебе это нужно?», отвечаю: «Время разбрасывать камни и время собирать». Мне думается, чем больше ты сеешь семян, тем больше добрых всходов они дадут. Моя задача – чтобы зрители и ученики, кто бы они ни были, приблизились к Музыке, подошли к ней вплотную, дотронулись до неё сердцем.

Смогла ли я чего-то «добиться»? Слово «добиться» – означает оставить что-то после себя. Как художественный руководитель я мечтаю, чтобы слушатели и зрители в любое время суток могли застать в нашем доме Музыку, чтобы она звучала в концертном и камерном залах, фойе, нашем арт-кафе, которого пока что нет… И чтобы любой человек с 11 утра и до 10 вечера обязательно нашёл что-то для себя: услышал музыку разных стилей, интересные лекции… Такие вот ставлю перед собой задачи. Хочется, чтобы у нас было больше премьер, больших программ, объединяющих усилия всех коллективов и солистов. И чтобы Дом музыки превратился в сильный центр притяжения. Вскоре у нас должен появиться орган, и я повторяю как мантру: «Пусть каждый липчанин услышит его голос и побывает в Доме музыки». Это сейчас для меня – главное!

– Как музыковед вы были ведущей многих концертов – маэстро Валерия Георгиева, художественного руководителя и главного дирижёра Мариинского театра, Московского государственного хора под управлением Владимира Минина, государственной симфонической капеллы под управлением Валерия Полянского. Расскажите о своих ощущениях, чем они отличались от прочих?

– Когда сталкиваешься с великими людьми, надо у них учиться. Впервые оказавшись ведущей на таком концерте, я несказанно удивилась тому, что в нашу провинцию вместе с хором при­едет и сам Владимир Николаевич Минин. Я ещё спрашивала тогда: неужели за пультом будет маэстро, а не второй дирижёр? Владимир Николаевич при­ехал, дирижировал и общался очень отрыто. Его искренне интересовало мнение нашей, липецкой, публики о выступлении. Помню, в кулуарах маэстро выпытывал у меня: «А как вам показалось звучание «Пушкинского венка» Георгия Свиридова на нашем концерте?» Мы много говорили о том, как это звучало на пластинке в исполнении других коллективов и спустя десять лет…

– И в чём же отличие значительного музыканта от самого малого?

– Я наблюдала многих великих дирижёров. Они умеют концентрироваться в нужное время и в нужном месте. Вот маэстро сидит в гримёрке, сил у него нет совсем, а когда выходит к оркестру, то перед слушателями предстаёт совсем другой человек: с огромной энергетикой, способный вести за собой…

Наблюдая за этим, я пытаюсь разобраться в себе, в том, как выхожу к публике, к залу… И до сих пор ощущаю некую неуверенность: в чём состоит главный механизм взаимодействия с концертом и зрителем? Иногда мне кажется, что я подготовилась «на все сто», а по глазам я вижу, что не произошло чего-то главного. А иной раз – наоборот: чего-то опасаешься, а публика расходится в полном восторге и долго обсуждает великолепный концерт…

– И каждый раз – непредсказуемо. Наверное, о том же написала и Белла Ахмадулина: «Пришла и говорю:/ Как нынешнему снегу легко лететь с небес в угоду февралю,/ Так мне в угоду вам легко взойти на сцену./ Не верьте мне, когда я это говорю!»

– Наверное, так. Молодые солисты и музыковеды меня часто спрашивают: дескать, дайте рецепт, научите, как концентрироваться на сцене. Когда я начинала ведущей концертов, то очень смущалась от того, что видела каждого зрителя в зале – глаза, устремлённые на меня, слышала разговоры. Это сбивало и не давало работать. Потом я прошла очень полезную школу концертов «на улице» и в, частности, в Нижнем парке. О тех же ощущениях, наверное, говорил Пётр Ильич Чайковский: «Когда тебе трудно – иди в народ», и это сработало. Я говорила со сцены, и зрители тоже обращались ко мне. Я научилась не слышать «другие голоса», не смущаться и не отвлекаться. И если, не дай Бог, позади меня случится взрыв, я всё равно буду вести свой концерт.

– Есть ли у вас любимые исполнители? Композиторы?

– Гия Канчели. Он соединил в своей музыке простоту, красоту и эмоции. Симфонические глыбы у него сменяются монодией. Это не столько Грузия, сколько общемузыкальное пространство… С большим пиететом отношусь к пианисту Николаю Луганскому, творчеству Михаила Плетнёва – и пианиста, и дирижёра. В своё время была «байка», что, обучаясь в консерватории, Михаил Плетнёв ударял по одной ноте 24 часа в сутки. А потом блестяще исполнил концерт Сергея Прокофьева. Наверное, в этом и есть суть взросления. Да простят меня наши виртуозы, я не люблю «громкого пианизма», всегда хочется «музыкальной тонкости».

Когда я училась в Липецком музучилище, то на 3-4 курсе, как и многие мои сокурсники, увлекалась музыкой Александра Скрябина – его «Поэмой огня», фортепианными этюдами и прочее, прочее. Сергей Рахманинов, с которым Скрябин учился у одного педагога, виделся слишком приземлённым и «плотским». С годами пересматриваешь приоритеты и вкусы меняются.

С 20 до 30 лет я увлекалась музыкой Эдисона Денисова, Софьи Губайдулиной, Альфреда Шнитке, нам очень хорошо её преподавали в музучилище, потом – в Донецкой консерватории. А после сорока лет захотелось гармонии, простоты и красоты, и те же композиторы в своём творчестве пересмотрели музыкальные пристрастия и демонстрируют это….

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих педагогов Липецкого музыкального училища за те знания, которые они дали и которые мне послужили долгие годы, помогли в учёбе в консерватории и в преподавании в Липецком музыкальном колледже имени Константина Игумнова: Валентину Николаевну Двуреченскую, Ларису Алексеевну Желябовскую, Людмилу Евгеньевну Микулич, Людмилу Анатольевну Фёдорову.

– Ваш муж – бессменный модератор международного фестиваля «Джазовая провинция». Как уживаются в доме два творческих лидера? Какие действуют законы музыки и быта?

– Игорь Верещагин, как и я, окончил Донецкую консерваторию по классу музыковедения со специализацией «исследователь». Я писала дипломную работу по Мессиану, Игорь – по джазу. И мой педагог сказала: «Вот если бы твою скрупулёзность и верещагинский мужской охват мысли, из вас бы вышел идеальный музыковед». Но пока этого не случилось, мы с мужем соревнуемся между собой. Когда-то Игорь на высокой музыкальной волне, а когда-то и я. Между нами есть конкуренция даже в сознании. Игорь пытается осознать себя и уходит в глубины личности. А для меня слово «надо» – на первом месте. При этом мы уважаем друг друга как музыканты и супруги, и я безмерно благодарна мужу, что многие бытовые заботы мы делим между собой.

– Ваши предпочтения в жизни. Что можете простить людям и что – нет?

– Я – счастливый человек. В моей жизни, слава Богу, не было больших катаклизмов. Я выросла в дружной семье, где меня любили и любят. Любовь повторяется и в моей семье. Меня никто не предавал – это главное. В своём окружении не люблю бессердечия, безответственности, с чем, к сожалению, приходится сталкиваться всё чаще и чаще. Легко забываю «эмоциональные взрывы», они и у меня присутствуют. Легко мирюсь с невниманием к себе – друзья могут не звонить по два-три года, не поздравлять с праздниками и днями рождения, но я всегда их помню и знаю, что они – настоящие и если случится беда, встанут рядом.

– Глядя со стороны, что вы себе самой пожелали бы и что пожелаете нашим читателям?

– Себе самой я пожелала бы научиться различать плохое и хорошее, настоящее и ненастоящее; видеть людей в реальном их качестве… Ещё – добиваться поставленных целей и уверенности при принятии решений. Читателям «Итогов недели» и всем липчанам – побольше слушайте хорошей музыки. Иной раз едешь в такси или автобусе, и в уши «долбят» попса или рэп. Это так грустно. Ведь можно слушать классику и великолепное наследие наших композиторов! Когда мне говорят о том, что классическую музыку можно слушать на грампластинках или электронных носителях, я просто теряюсь. В зале, в живом исполнении – совсем другое сопереживание. Публика и исполнители взаимодействуют, влияют друг на друга, у каждого концерта особая энергетика, и он неповторим! Приходите в Дом музыки и наслаждайтесь настоящим искусством! .


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Наталья Сосновская родилась 24 апреля 1968 года. Окончила Липецкое музыкальное училище, отделение теории музыки, Донецкую государственную консерваторию, факультет «музыковедение», специализация – «музыковед-исследователь».

Ещё студенткой стала работать в Липецкой государственной филармонии музыковедом, помощником художественного руководителя, позже – заместителем директора и помощником художественного руководителя. Филармонический стаж – 23 года.

С 2016 года – художественный руководитель и музыковед Липецкого Дома музыки.

Наталья  с супругом Игорем Верещагиным 
и заслуженным артистом РФ Владимиром Селявкиным

Наталья с супругом Игорем Верещагиным и заслуженным артистом РФ Владимиром Селявкиным

Дирижёр Владимир Федосеев и ведущая его концерта Наталья Сосновская. Всегда в форме, всегда обаятельна, всегда умна и радушна

Дирижёр Владимир Федосеев и ведущая его концерта Наталья Сосновская. Всегда в форме, всегда обаятельна, всегда умна и радушна

Один из последних концертов народного 
артиста  РФ Анатолия Безденежного

Один из последних концертов народного артиста РФ Анатолия Безденежного

Наталья Сосновская часто ведёт концерты ЛИД-проекта

Наталья Сосновская часто ведёт концерты ЛИД-проекта

Липецкий камерный хор в полном составе, художественный руководитель – заслуженный артист РФ Игорь Цилин

Липецкий камерный хор в полном составе, художественный руководитель – заслуженный артист РФ Игорь Цилин

Наталья  с супругом Игорем Верещагиным 
и заслуженным артистом РФ Владимиром Селявкиным
Дирижёр Владимир Федосеев и ведущая его концерта Наталья Сосновская. Всегда в форме, всегда обаятельна, всегда умна и радушна
Один из последних концертов народного 
артиста  РФ Анатолия Безденежного
Наталья Сосновская часто ведёт концерты ЛИД-проекта Липецкий камерный хор в полном составе, художественный руководитель – заслуженный артист РФ Игорь Цилин