Вс, 20 Января, 2019
Липецк: -10° $ 66.33 75.58
Вс, 20 Января, 2019
Липецк: -10° $ 66.33 75.58
Культура | Итоги недели

Такого ещё не бывало!

Евгения Ионова | 26.03.2018
 

21 марта в Международный день кукольника и накануне Международного дня театра в Липецке открылся первый детский фестиваль книги, театра и анимации «Вафельное сердце» – самый необычный и удивительный

В день, когда в Липецке начинал свою работу детский фестиваль, на пленарном заседании в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации отчитывался министр культуры Владимир Мединский. В его докладе была и театральная тема.

По словам министра, лидерами театрального бума в России стали федеральные театры – увеличилось количество спектаклей и число посетивших их зрителей. В регионах запущены новые проекты. Самые крупные среди них – «Театры малых городов» и «Театры – детям». Первый предусматривает трёхгодичную государственную поддержку 149 театров в городах с населением до 300 тысяч человек. На второй проект по решению Президента России Владимира Путина с этого года выделяется 700 миллионов рублей на новые постановки и оснащение детских и кукольных театров.

– Мы ставим задачу, чтобы эти федеральные средства шли в первую очередь на создание постановок по отечественной литературе, соответствующей школьной программе. Наша цель – чтобы каждый ученик и каждый класс не менее трёх раз в течение года посетили детский театр, – подчеркнул министр.

В Липецкой области целевая поддержка в рамках проекта «Театры малых городов» оказывается елецкому драматическому театру «Бенефис»: ему выделено более пяти миллионов рублей на пошив костюмов, изготовление декораций, приобретение театрального реквизита, переоснащение сцены, комплектование гримёрного цеха, радиоосветительной и пошивочной мастерских.

Липецкий государственный театр кукол в минувшем году вошёл в программу «Театры – детям» и получил средства на финансирование осенних гастролей, на закупку специального оборудования для изготовления кукол и на постановку спектакля «Медвежонок Рим-Тим-Ти».

Государственный академический театр драмы имени Льва Николаевича Толстого стал частью федеральной программы «Большие гастроли» и вошёл в число трёхсот театров из 85 регионов страны, участвующих в обменных спектаклях. Летом нынешнего года липецкая труппа поменяется подмостками с коллегами из Симферополя.

А с 21 по 25 марта театр имени Толстого принял на своей сцене эксклюзивный фестиваль «Вафельное сердце». Он прошёл накануне Недели детской книги и Международного дня театра в рамках объявленного Президентом РФ Владимиром Путиным Десятилетия детства. Фестивальными платформами также стали книжный магазин «Багаж» и кинотеатр «Киномакс».

Фестиваль назван в честь бестселлера норвежской писательницы Марии Парр, которую российские критики называют «новой Астрид Линдгрен». В творческом форуме участвовали труппы из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска и Липецка. Задача «Вафельного сердца» – способствовать продвижению культуры чтения среди детей и подростков, приобщая их к литературным произведениям современных российских и зарубежных авторов через театральные постановки и анимационные фильмы. Уникальность международного интерактивного проекта как раз и заключается в синтезе нескольких составляющих – литературной, театральной и мультипликационной с включением мастер-классов, квестов и встреч с авторами.


Екатерина Никитчанова: «Вся фестивальная история для меня – это поддержка и согласие»

«Итоги недели» встретились с генеральным продюсером фестиваля, членом совета директоров, председателем комитета по стратегическому развитию киностудии имени Горького, руководителем экспертного центра Российского института директоров Екатериной Никитчановой и поговорили о книгах, спектаклях, планах на будущее, а заодно выяснили: почему именно Липецк стал столицей «Вафельного сердца»

- Екатерина, фестиваль – вещь непростая и затратная. Как зародилось зерно, и почему именно в липецкую землю оно было положено?

– Всё началось с того, что полтора года назад мы с подругой открыли в Липецке специализированный детский книжный магазин…

– Подождите. Насколько я поняла, вы живёте и работаете в Москве…

– Да, уже много лет я – москвичка. Родилась в Воронеже, но очень скоро мы переехали в Липецк, и именно этот город я считаю родным. Здесь я окончила школу, здесь живут мои родители, семья, сестры и друзья. После Воронежского университета вернулась в Липецк, поработала немного и перебралась в столицу. Но связь с родным городом у меня очень тесная.

– Ну теперь понятно, почему «Вафельное сердце» забилось в Липецке.

– Моя профессиональная жизнь связана с культурным контекстом. И мне очень хотелось что-нибудь полезное сделать для города, которому принадлежит моё сердце. По второму образованию я театральный продюсер, занимаюсь управленческим консалтингом, работаю с серьёзными компаниями и большими чиновниками. Но моё творческое начало всегда ищет выход. Так появился магазин. И я поняла, что любовь к книге нужно прививать через различные формы.

Мало кто из родителей знает, какая сейчас появилась блестящая плеяда молодых современных авторов, пишущих для детей, как много зарубежных великолепных писателей. Так зародилась мечта о фестивале. И здесь мы снова говорим о женской дружбе. Когда я поделилась идеей с ещё одной подругой, она горячо меня поддержала. Сегодня мы ответственно заявляем: «Вафельное сердце» – уникальный, единственный фестиваль. Кстати, название пришло одновременно с идеей. «Вафельное сердце» Марии Парр – одна из первых книг, которую я прочла пять лет назад, когда стала знакомиться с современной детской литературой. И знаете – это счастье! Взрослую литературу я читаю два раза в год – в отпуске. Так что племянница Лиза стала моим мотиватором.

– А вы как-то связывались с Марией Парр?

– Конечно. Она была счастлива и рада тому, что её книга дала название фестивалю в России. У меня были контакты с норвежским фондом, который согласился профинансировать её приезд в Липецк, но у Марии маленькие дети, и она почти не выезжает из Норвегии. Но я надежды не теряю, думаю, что мы её на липецкой земле обязательно увидим. Я останавливаться не собираюсь, планирую сделать фестиваль традиционным. Мне хочется, чтобы под эгидой «Вафельного сердца» проходило как можно больше мероприятий…

– Только в Липецке?

– Только в Липецке! Хотя мне уже поступают предложения из других городов. Но я отказываю. У меня есть амбициозная идея: хочется, чтобы все приезжали к нам в город (видите, до сих пор к нам – это в Липецк!) на фестиваль, чтобы сюда стремились попасть и театры, и зрители из разных уголков России и зарубежья. Соседний Воронеж славится своими фестивалями, вот и Липецк не должен соседу в этом уступать. Будем создавать здесь новую театральную среду. Кстати, это наша с вами общая задача.

– Почему вы не остановились на чём-то одном? Синтез книги, театра и мультипликации – это сознательное ограничение возрастного контингента? Или это такой манок?

– Мы плохо знаем и современную детскую литературу, и анимацию для детей. Не классическую, а нынешнюю. А ведь это потрясающий культурный пласт. Нам хотелось показать не банальные мультики, а штучные вещи, эксклюзив. И меня снова поддержали. Пришла на большой мультипликационный фестиваль, поделилась задумкой и нашла понимание. Вообще, вся фестивальная история для меня – это поддержка и согласие. Мне никто ни на каком этапе не сказал нет. У меня не было никакого административного ресурса – только идея. Пока обхожусь без государственных денег – сугубо спонсорская частная инициатива. Изначально я рассчитывала только на семейный бюджет и поддержку друзей. А потом появилась чайная компания, которая помогла финансово и стала нашим другом.

– По какому принципу составляли фестивальную программу?

– По большому счёту мы сейчас работаем на нескольких площадках: театр имени Толстого, наш магазин, кинотеатр, библиотеки, Липецкий музей декоративно-прикладного искусства. Из Государственного литературного музея мы привезли выставку «Счастливая память, или Моя семья и другие картинки». Она будет передвижной, побывает за полтора месяца во всех городских библиотеках. В один из фестивальных дней мы провели квест по книге «История старой квартиры», и теперь он войдёт в постоянную интерактивную программу музея декоративно-прикладного искусства. Видите, фестиваль закончится, а его «детки» надолго останутся в Липецке.

– Как пополняли список участников?

– Я отталкивалась от репертуара. Некоторые театры я хорошо знаю, с некоторыми познакомилась здесь. Изюминка нашего фестиваля в том, что мы не только показали спектакль и книгу, по которой он поставлен, а ещё и познакомили зрителей с авторами. Это чудесно. И очень важно.

– А почему вы обошлись без кино? Это как-то по меньшей мере странно, ведь вы не последний человек на киностудии имени Горького?

– Кино мы оставили на следующий год. И так всего много. При этом будучи на фестивале «Золотая маска» я уже смотрела спектакли на следующий фестивальный сезон. Так же и с книгами – я постоянно нахожусь в тесном контакте с издателями. И мне важно на фестивале представить не только современную детскую литературу, но и классическую. Так в программе появился спектакль липецкого театра «Винни-Пух…». С анимацией та же ситуация: мы презентуем и мировую премьеру – французский мультик «Большой лис и другие сказки» – по книге, которая ещё не переведена на русский язык, и ретроспективу мультфильмов Алексея Дёмина, сделанных на классической литературной основе.

– Мы можем говорить, что кризис отечественной детской литературы преодолён?

– В последние годы появилось много издательств, специализирующихся именно на детской литературе…

– Екатерина, по большому счёту вакуум литературы для детей, причём хорошо иллюстрированной, заполнили книги скандинавских авторов! Наши-то подгребли позже, вскочив практически в последний вагон.

– Безусловно. Есть такое понятие «скандинавская детская литература». У норвежцев, финнов, шведов особое отношение к ребёнку. И литература у них великолепная. Счастье, что у нас есть хорошие переводчики. И, знаете, когда я бываю в Европе, обязательно захожу в книжные магазины. И очень радуюсь, что наши дети читают те же книги, что и их сверстники в других странах. Я понимаю, что мы – часть огромного мира! Я не делю литературу по национальному признаку – есть плохая или хорошая книга. И фестиваль «Вафельное сердце» – это прекрасная возможность поделиться моими открытиями с юными читателями моего родного города.

– Спасибо, Екатерина. Вы открыли фестиваль в свой день рождения. Мы поздравляем вас и с именинами, и с освоением нового пути, по которому пойдут наши дети.


В ТЕМУ

Татьяна Горелова, директор Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Николаевича Толстого:

«Фестиваль показывает новый театр»

- Фестиваль «Вафельное сердце» театру очень интересен. И не только потому, что он вписывается в рамки Десятилетия детства. В репертуаре театра, к сожалению, сегодня нет спектаклей для малышей. Поэтому нам есть ещё куда развиваться и чему учиться. А в фестивале как раз принимают участие коллективы, специализирующиеся на постановках для малышей. Мы рады тому, что организаторы заинтересовались нашим спектаклем «Винни-Пух и прочие возможности» и включили его в свою программу. Очень рассчитываем, что «Вафельное сердце» станет традиционным и надолго «пропишется» в Липецке. Фестиваль показывает новый театр, позволяет даже самым маленьким зрителям не только созерцать сценическое действо, но и участвовать в нём, создавать из пластилина главных героев.

У Липецкого академического театра хорошая «детская» история. Когда-то актёры во главе с Владимиром Михайловичем Пахомовым собирали юную аудиторию по школам. Им удалось «заразить» театром несколько поколений липчан. Мы также продолжаем двигаться в этом направлении и завоёвывать новую публику, в том числе и посредством таких фестивалей. В театре есть детская студия. В нашем репертуаре порядка десяти спектаклей для детей и подростков. Более того, нынешний профессиональный праздник – День театра – мы посвятим теме детства, покажем, что театр – это чудо, это сказка, это удивительный мир.


Светлана Залесская-Бень, режиссёр театра «Картонка», Минск

«Рады, что открыли для себя липецкого зрителя – большого и маленького»

- "Картонка" – настольный театр, создающий спектакли в стилистике домашнего бумажного театра. Того самого, который был невероятно популярен в девятнадцатом веке и совершенно несправедливо забыт сейчас. Свет настольной лампы, общение и игра с публикой, преображение привычных бытовых вещей, магия оживающих картинок, отсутствие дистанции между актёрами и зрителями... Это всё – наша «Картонка». Можно сказать, что мы – это содружество людей, любящих литературу, театр, импровизацию и лёгкость жизни. Мы играем разные спектакли – и для детей, и для взрослых. В Липецк привезли три постановки для самых маленьких: авторскую переработку сказок Дональда Биссета «Был бы у меня дракон», «Большая маленькая девочка» по книге Марии Бершадской и «Волшебный мелок» норвежской писательницы Синкен Хопп.

Наш театр близок к книжной иллюстрации, к мультипликации. Поэтому мы оказались очень ко двору устроителям фестиваля. В Белоруси, кстати, подобные форумы есть, мы рады, что открыли для себя ещё и российскую площадку, липецкого зрителя – большого и маленького. Надеемся, что ещё не раз вернёмся сюда. Быть может, сыграем для вас что-нибудь на белорусском языке.

«Вафельное сердце» меня очень вдохновило. Здесь мы повстречались с интереснейшими людьми, с коллегами, завязали новые знакомства, которые, думаю, нас во многом обогатят.

Фото Павла Белякова

Фото Павла Белякова

«Вафельное сердце», Творческое объединение 9, Москва

«Вафельное сердце», Творческое объединение 9, Москва

«Большая маленькая девочка», театр «Картонка», Минск

«Большая маленькая девочка», театр «Картонка», Минск

«Винни-Пух и прочие возможности», Липецкий академический театр драмы имени Толстого. Фото Павла ОСТРЯКОВА

«Винни-Пух и прочие возможности», Липецкий академический театр драмы имени Толстого. Фото Павла ОСТРЯКОВА

Фото Павла Белякова «Вафельное сердце», Творческое объединение 9, Москва «Большая маленькая девочка», театр «Картонка», Минск «Винни-Пух и прочие возможности», Липецкий академический театр драмы имени Толстого. Фото Павла ОСТРЯКОВА