itogi.lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
6 марта 2018г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
ФОТО НЕДЕЛИ 
Плыл по станции запах сирени
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Общество 

Засияет купол – вознесётся в небо крест…

06.03.2018 "ЛГ: Итоги недели". Дарья Шпакова, фото автора
// Общество
Воинство Христово села Аксай строит свой храм и оберегает родное село
Иван Фролов видел в своей жизни чудеса веры
Александр и Сергей Фроловы готовы 
построить храм своими руками
В селе Аксай Усманского района силами верующих строится храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского. На холме – там, где исток реки Боровицы, уже возвышается крест и залит фундамент будущей церкви


Заснеженная водная гладь… А на ней горит в лучах солнца ещё один крест – ледяной. Здесь служат водосвятные молебны и бьют ключи святого источника. Тропинку сюда жители Аксая проложили совсем недавно – молятся, надеются на милость Божию. Верят, что их дети обретут благодать небесную и выпрямится их жизнь, как шпиль на маковке храма.


Люди вовсе несостоятельные радеют за свою малую церковь и собирают средства на её возведение. Каждый вносит посильную лепту. Главный идейный вдохновитель и строитель Божьего дома – Александр Фролов. Сам он родом из Аксая, здесь остался его отчий дом и мальчишеская любовь к  двум улицам (порядкам) родного села. Здесь мать надевала ему нательный крестик, когда он пошёл служить в армию. Но тогда ещё вера не коснулась сердца воина и он отказался от её благословения.


– К вере я пришёл уже зрелым человеком. Учился на спортивном факультете Липецкого государственного педагогического института. На занятиях по науке и религии ко мне в руки попало Евангелие. Это был первый шаг к Богу. Сейчас в вере воспитываю своих детей и стараюсь с Божией помощью возвести небольшую церковь на родине. Ведь все храмы на земле – они и на небесах будут жить, – рассуждает Александр Фролов.


Александр – многодетный отец. С женой Ниной они воспитывают четверых ребятишек. Старшие Сергей и Маша уже создали свои семьи, а младшие – под крылом у родителей: Данилу десять лет, Анне – девять. Сергей помогает отцу на стройке. Вместе с ним фундамент заливал, кирпич завозил – любые отцовские начинания разделяет 
с чистым сердцем и молитвой. Считает строительство храма своим послушанием.


– Когда мы делали архитектурный проект, нам никто не помогал. Сами придумали, каким он должен быть. Планируем сделать храм с тремя полусферами. Одна будет в алтарной части, две другие – по бокам.  Храм полностью автономный. Топить собираемся дровами. Денег на газ у нас нет – провести его стоит пятьсот тысяч рублей. Предполагаю установить солнечные батареи для экономии электроэнергии. Надеемся, Бог поможет, всё у нас получится, – рассказал о своих строительных планах Сергей Фролов.



Без помощи не останется


Александр уже много лет строит дома и реставрирует поруганные храмы. Однажды он восстанавливал церковь в селе Ивово Липецкого района и познакомился там с инокиней Антониной. Она-то и разглядела в нём строителя святыни и убедила, что именно ему нужно взяться за богоугодное дело. И даже позвонила на саратовский кирпичный завод с просьбой пожертвовать стройматериалы для будущего храма. Руководство пообещало помочь, но пока первую партию красного кирпича Александр закупил на личные средства.


– Сейчас  мы строим церковь всем миром. Приглашаю парней из моей бригады, плачу им небольшие деньги. Заливать фундамент пришли и местные жители. Деньги люди жертвуют не только из Аксая. Многие, кто узнаёт о возведении церкви, отдают свою копеечку. А так, если людской поддержки не будет – потихонечку и сами справимся. Я знаю все строительные работы. Ведь всё в руках Божьих. Если Господь захочет, всё сложится. А если нет, хоть как старайся, а дело не выйдет, – считает Александр. 


Он уверен, что без помощи не останется. Знакомые уже обещают на лето своих внуков прислать на стройку. Его родственники тоже готовы потрудиться на благое дело. Александр не раз был свидетелем того, как, возрождая храмы, люди веру обретали и сами преображались. Один его знакомый после долгих конфликтов с матерью получил душевное исцеление и помирился с самым близким человеком. А с двоюродным братом Александра и вовсе настоящее чудо произошло, после того как с его помощью фундамент в Аксаевской церкви залили.


– Мой брат Александр долго не мог продать в Усмани свой дом. А потом вдруг нашёлся покупатель, который дал столько денег, что ему хватило на две квартиры для своих детей. Даже если кто гвоздь забьёт в строящемся храме, окажется под покровом Божьим. А кто примет участие в разорении святыни, будет наказан. Это уже проверено людьми, – рассказывает Александр Фролов.



История Аксая


В самом Аксае храма никогда не было, но Димитров день здесь считают престольным праздником. Люди заселили здешние земли в 1936 году, разобрали дома в окрестных деревнях и перевезли на лошадях в Аксай – подальше от образовавшихся в то время колхозов. Крестьяне привыкли к своим плугам и бороздам. Эти истории о своих предках хранят местные бабушки и дедушки. Говорят, знают крупицы – не принято было тогда у родителей спрашивать, боялись гонений и репрессий. 


– Сейчас молодые стали интересоваться своими корнями, любят слушать истории о родовых гнёздах. Я своим внукам рассказываю, как мои тётки в плен к немцам попали, – говорит старожил села Полина Михайловна Рязкина. – Одну из них освободил поляк и влюбился в неё. Они в Польше всю жизнь прожили. А мы тут в постоянном страхе находились – вдруг заберут и в лагеря сошлют. Потому и ходили тайком в храм Покрова Пресвятой Богородицы в соседнее село Боровое – молиться за весь наш род. Там до войны жил ещё один наш родственник. Его за веру в лагеря сослали в 1937 году. А он оттуда вернулся, вырыл землянку напротив храма и всё молился. В итоге его второй раз забрали. Больше мы о нём ничего не слышали.


Иван Юрьевич Фролов тоже, можно сказать, будучи пионером, за веру пострадал. Его учителя поставили в угол за то, что он якобы ходил на Пасху в церковь в соседнее село. А он в тот день бабушке по хозяйству помогал и молился только за обедом, как она учила. Но борец за справедливость всё-таки отстоял свою честь перед всей школой.


– Я тогда в школе главным горнистом был. Играл на всех пионерских собраниях. А после наказания отказался гимн исполнять. Меня  даже директор школы упрашивал, а я не сдался. Говорю: нечестно со мной поступаете, вот и не буду больше на горне играть, – с улыбкой вспоминает Иван Юрьевич Фролов.


Всходы веры


Иван Юрьевич всю жизнь свою отдал колхозу. Трудился водителем и агрономом. Берёг каждый колосок. Говорит, в шестидесятых годах их земли были самыми богатыми в Усманском районе. Сетует, что сейчас к  пшенице золотой относятся с прохладцей. Рассыпают урожай так, что брошенное зерно всходит напрасно. А вот всходы веры в этом селе, оказалось, проросли прочно. Не забыть Ивану Юрьевичу, как они в двухтысячных годах ходили в Боровской храм Пресвятой Богородицы посмотреть на чудо – нетленные мощи, найденные под половицами церкви.


– Это чудо явилось случайно. Под пол провалился на одной из служб дьякон, а там оказался склеп, в котором покоились эти источающие миро мощи. Чьи они, нам так и не удалось узнать – находку отвезли в епархию. В этот момент в храме случилось знамение – на обычной фанерной доске проявился лик Христа, – вспоминает Иван Фролов.


В каждом доме Аксая, как и в тысячах других деревенских хатах, хранится своя история чуда, посланного истинной верой. У строителя храма Александра  это видение образов, случившееся с его дедом  Акимом. Он был верующим человеком, читал псалмы и Библию. Пройдя финскую войну, дед понял: рано солдатам на покой, скоро будет ещё одна битва. И решил дед Аким перед этим событием съездить в Москву, купить своим дочерям одежду. А по дороге увидел в облаках образ двух икон – Донскую Божию Матерь и Казанскую.


– А потом бабушка рассказывала, что она разговаривала с каким-то старцем, который ей разъяснил, что эти иконы видятся людям к войне. Дед Аким ушёл на фронт разведчиком. А потом был замучен в фашистских лагерях. Нам об этом рассказал его чудом уцелевший сокамерник. Чуть позже моя соседка нашла в мусоре две иконы – Казанскую и Донскую Божию Матерь. Они, я надеюсь, обретут место в нашем храме, – рассказал свою семейную историю Александр Фролов.


Почему в этих краях так чтят святого великомученика Димитрия Солунского – покровителя воинов и врачевателя душ, остаётся загадкой. Местные жителя говорят, что в соседнем селе Куликовке есть двенадцать курганов. Предполагается, что это захоронения татарских воинов, которые полегли на Куликовом поле. Поэтому считается, мир на  этих  землях  оберегает покровитель российского войска святой Димитрий Солунский. Теперь и в Аксае будет приход, где по молитве и вере воздастся мир в душах прихожан. Александр признался, что один из храмов пожертвовал для строящейся церкви алтарь. А знакомый священник подарил верующим красивое распятье. Строитель храма будет на каждом кирпичике писать имя  живых односельчан и усопших. 


– Мы мёртвые люди, пока наша душа без Бога живёт. Если хоть один человек спасётся, то и не напрасно наши дела свершатся, – сказал строитель храма Александр Фролов. – Этим летом будут заложены первые кирпичи храма. Каждая лепта в этом благом деле цены не имеет. Засияет купол, вознесётся в небо крест, забьют святые родники веры. Проснётся душа, полная надежды… .



В ТЕМУ


Отечестволюбец Димитрий Солунский


В старинных русских сказаниях святой Димитрий предстаёт русским по происхождению. Его почитают все славяне, особенно сербы и болгары. Они называют его отечестволюбцем.


Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после крещения Руси.

Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички мощей, одежды, миро или даже перста от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия.


В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский построил храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.


В 1197 году была перенесена из греческой Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы.


Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля.


Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.


В Древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников – службу обыкновенно совершал сам патриарх в присутствии государя.


Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьём и мечом в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу в видении Иллюстрия: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».


Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.


После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 28 мая 2018 г.


Погода в Липецке День: +18 C°  Ночь: C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх