Вт, 19 Марта, 2019
Липецк: +3° $ 64.67 73.36
Вт, 19 Марта, 2019
Липецк: +3° $ 64.67 73.36
Вт, 19 Марта, 2019

Молитва священномученику Иоанну Кочурову

Светлана и Галина ШЕБАНОВЫ | 11.12.2017

Сто лет назад в Царском Селе был зверски убит отец Иоанн Кочуров, канонизированный в 1994 году как священномученик. Отец Иоанн родился в селе Бигильдино (ныне Данковского района)

В Бигильдино 13 ноября прошла торжественная служба, на которой всем миром почтили память отца Иоанна Царскосельского. В село съехались священники из разных благочиний во главе с епископом Елецким и Лебедянским Максимом, представители районной власти, общественности. В Богоявленском храме вместе с земляками молились и родственники погибшего за веру батюшки.

Дорога к храму

В былые времена в Бигильдино (домонгольское название села – Сурки) жили государственные крестьяне. Жили не тужили. Лесом, лугами, пастбищами все пользовались на одинаковых правах. Земли хватало, хозяйство бигильдинцы вели справно. В селе работали аж три кузницы, где ковали лошадей и ремонтировали сельхозинвентарь. Сапожники точали сапоги, несколько портних обшивали крестьян. До 1917 года все споры народ решал на сходах без конфликтов.

В XVIII веке бигильдинцы всем миром затеяли строительство каменного храма. Так уж им хотелось показать Богу своё усердие и успокоиться в тихой соборной молитве. Наш дед рассказывал, как обжигали сырые кирпичи: укладывали их в ямы, заваливали корнями больших деревьев и всю зиму поддерживали огонь.

Раствор для кладки готовили из камня-известняка, который тоже сначала обжигали, затем кололи, заливали водой и хранили в специально вырытых ямах несколько лет.

Храм Богоявления Господня достроили в 1778 году.

Род Кочуровых

В архивах Рязани (Бигильдино относилось к Рязанской губернии) сохранились списки распределения священно­служителей села Сурки. Настоятелями Богоявленской церкви в них указаны Василий Васильевич (с 1841 года) и Александр Васильевич (с 1857 года) Кочуровы, дед и отец Иоанна Царскосельского.

Фамилия Кочуровых происходит от названия реки Кочуровка, что впадает в Дон чуть выше по течению у села Вой­еково.

Сам Иван Александрович Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в многодетной семье сельского священника, что и предопределило его дальнейшую судьбу. В Богоявленском храме он был крещён, получил начальное образование в приходской школе, где учительс­твовал его отец. А в деревянном здании через дорогу находилась государственная школа, где Кочуров-старший преподавал Закон Божий. После окончания Данковского духовного училища Иоанн поступил в Рязанскую семинарию, а затем в Духовную академию Санкт-Петербурга.

Дом семьи Кочуровых с садом и пасекой находился за храмом. В советское время там размещались магазин и пункт приёма стеклотары. Сейчас это руины.

Новые ветры

С приходом в село советской власти начались гонения на церковь. 13 марта 1918 года Данковский исполком создал комиссию для описей монастырей и храмов и приспособления их под нужды нового мира.

Бигильдинцы, исстари привыкшие решать вопросы миром, собрали сход граждан и попросили не закрывать храм. Протокол собрания вела восемнадцатилетняя учительница Любовь Безменова, которую чуть позже арестовали за это, обвинив в контрреволюционной деятельности, и расстреляли 24 сентября 1918 года в Данкове за городским кладбищем вместе с десятью невинными жертвами.

В 1922 году из храма изъяли весь инвентарь, в 1929-м сняли колокола. В 1933 году осудили и сослали в Сибирь священника храма Владимира Лакедомского и псаломщика Михаила Скворцова. В феврале 1938 года местную жительницу, бывшую монахиню Барятинского монастыря Евдокию Ивановну Манаеву, приговорили к расстрелу за то, что собирала деньги на ремонт церкви.

Новая власть решила из храмового кирпича построить здание машинно-тракторной станции, чтобы доходчиво, на примере, доказать «тёмным» бигильдинцам: святое место – пусто. Как рассказывала наша бабушка, комсомолка на тракторе въехала через боковую стену в церковь, разрушив трапезную. Но у строителей нового мира не получилось отделить кирпичи друг от друга – так крепок был раствор. И духовный, кстати, тоже – годы богоборчества не смогли убить веру и память. Через некоторое время у этой трактористки отказали ноги. Старики так и говорили: «Бог наказал».

Позже в колокольню встроили водонапорную башню, а на месте разрушенной трапезной зимой устраивали каток. Ещё в конце шестидесятых годов там проводили районные соревнования по бегу на коньках.

Несмотря на запреты, местные жители сохранили могилы священнослужителей за алтарной частью храма.

Во время сельских похорон процессия с молитвами обходила вокруг церкви, клала поклоны и только затем направлялась на погост.

Возращение

В 90-х годах в Бигильдино приехали гости и установили рядом с храмом памятный крест в честь Иоанна Кочурова. Только тогда земляки узнали о трагической судьбе сына их батюшки.

Окончив духовную семинарию, Иоанн женился на дочери священника Александре Васильевне Чернышовой. Вместе они отправились к месту миссионерского служения молодого батюшки – в Америку, в Чикаго. В Россию вернулись через двенадцать лет с пятью детьми (потом у них родились ещё двое ребятишек). Иоанн Кочуров служил в Екатерининском соборе Царского Села. 31 октября 1917 года большевики на глазах у сына-юнкера зверски расправились с батюшкой за контрреволюционный в их представлении поступок. Отец Иоанн с двумя священниками провёл крестный ход по городу с молениями о прекращении братоубийственной брани. Его закололи штыками, чтобы не тратить пули.

4 ноября (по старому стилю) 1917 года в Екатерининском соборе состоялось отпевание 46-летнего протоиерея-мученика, первого в XX веке из русского духовенства принявшего от безбожников смерть за Христа.

Вскоре после кончины отца Иоанна его младшего сына забрали в детский дом, а матушке Александре Васильевне с остальными детьми оставили маленькую комнату — так она и растила их одна, перебиваясь с хлеба на воду.

После долгих лет забвения в 1994 году Иоанн Кочуров был канонизирован как священномученик.

...А богослужения в бигильдинской церкви возобновились в начале 2000 годов. Постепенно силами прихожан храм возрождался: поменяли кровлю, оштукатурили стены, приобрели церковную утварь. 14 апреля 2012 года впервые за много лет здесь прошла Пасхальная служба и крестный ход. Уповая на Бога нашего и поддержку новомученика Иоанна Царскосельского мы надеемся окончательно восстановить Богоявленский храм и открыть Дом-музей семьи Кочуровых. .


ПАМЯТЬ

Дети врагов народа

Из воспоминаний внучки отца Иоанна Кочурова Людмилы Григорьевны Кочуровой (Кузьминой):

«Мой отец, Григорий Иванович, родился в 1907 году в Америке, в Чикаго. Рано пошёл работать, рано женился, и жили мы в посёлке Коммунар. В 1935 году после убийства Кирова отца и мать арестовали и выслали в Саратов. Нас с сестрой Анной забрала к себе бабушка, Александра Васильевна Кочурова. Помню, что порой к бабушке подходили люди и, становясь на колени, целовали ей руки. Она всегда очень смущалась и просила этого не делать. На мой вопрос, почему они так поступают, оказывая такое почтение, она отвечала, что всё это почтение и любовь они выказывают в память о дедушке...

В 1937 году, когда в Саратове случился взрыв на рынке, всех ленинградцев, сосланных туда по «делу Кирова», отправили в вятские концлагеря. В 1938 году отцу удалось сообщить письмом, что он осуждён «тройкой» на 10 лет и его везут в лагеря, а в 1943 году мы получили бумагу, что он умер от воспаления лёгких в саратовской тюрьме.

Когда я училась в первом классе, пришла в школу № 3, где теперь Дворец творчества юных (бывшая Царскосельская женская гимназия, на углу Соборной площади и Леонтьевской улицы), учительница говорит: «Не здоровайтесь с ней, дети, она – дочь врага народа». А потом полкласса стали «детьми врагов народа» и сама учительница – «враг»...»

Жили дети «врага» очень скудно. Ходили в булочную Филиппова... нюхать булочки, а в Густерина – колбасу. Белого хлеба никогда не видели. Ели луковый суп. Бабушка заменила девочкам и отца, и мать – Ольга Григорьевна мыкалась всё это время по чужим углам в Саратове, в Пушкин ей вернуться не разрешали...

Опубликовано на сайте Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей

Епископ Лебедянский и Елецкий Максим открыл памятную доску Иоанну Царскосельскому

Епископ Лебедянский и Елецкий Максим открыл памятную доску Иоанну Царскосельскому

Храм Богоявления

Храм Богоявления

Здание приходской  школы

Здание приходской  школы

Иоанн Кочуров с женой (в центре) и родственниками

Иоанн Кочуров с женой (в центре) и родственниками

Александр Васильевич Кочуров в саду в Бигильдино

Александр Васильевич Кочуров в саду в Бигильдино

Епископ Лебедянский и Елецкий Максим открыл памятную доску Иоанну Царскосельскому
Храм Богоявления
Здание приходской  школы
Иоанн Кочуров с женой (в центре) и родственниками
Александр Васильевич Кочуров в саду в Бигильдино
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных