itogi.lpgzt.ru - Гид Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
27 ноября 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
ФОТО НЕДЕЛИ 
Фестиваль всея Руси
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Гид 

Иконостасных дел мастера из Данкова

27.11.2017 "ЛГ: Итоги недели". Дмитрий КОРОБОВ, член Липецкого областного краеведческого общества
// Гид
Храм великомученика Димитрия Мироточивого Солунского, построенный в 1760 году в Данкове, работал до 1933 года. В стенах храма с 1961 года располагался Данковский краеведческий музей. В 2015 году здание церкви передали Данковскому благочинию
Храм великомученика Димитрия Мироточивого Солунского, построенный в 1760 году в Данкове, работал до 1933 года. В стенах храма с 1961 года располагался Данковский краеведческий музей. 
В 2015 году здание церкви передали Данковскому благочиниюМитрофан Павлович Кузнецов с семьёйПокровская церковь села Ратчино Раненбургского уезда Рязанской губернии 
(ныне Добровского района Липецкой области). Фото начала ХХ векаБратья Кузнецовы. Слева А. М. КузнецовПоследняя фотография
Алексея Митрофановича Кузнецова
На чердаке одного дома в Данкове найдены уникальные документы, проливающие свет на забытые имена иконостасных дел мастеров


Среди обнаруженных документов – договоры (в иных местах они называются Условиями) на устройство иконостасов в двадцати двух церквях: двенадцати в Рязанской, восьми в Тульской и двух в Тамбовской губернии. Исполнители работ – Митрофан Павлович Кузнецов с сыновьями. Семейство проживало в Данкове на улице Каретной, «на Каретке», как звали её тогда (ныне улица Советская). Но во всех документах тех лет уточняется, что сам Митрофан Кузнецов – крестьянин деревни Павловка Данковского уезда Кудрявской волости. Иногда добавлялось – Рязанской губернии. Чаще всего записывалось его имя, полуотчество и фамилия: «Митрофан Павлов Кузнецов».


Среди находок есть отзывы заказчиков о работе, а ещё – выписи (именно так) из метрических книг Димитриевской церкви города Данкова, свидетельства об окончании курса в Данковском приходском начальном училище и аттестаты об окончании курса в Данковском четырёхклассном городском училище. А ещё – план деревянного дома, который был «предназначен к постройке крестьянином Данковского уезда деревни Павловки Митрофаном Павловым Кузнецовым в 1888 году в городе Данкове». Он утверждён Данковской Городской Управой «1888 года июня 7 дня» и подписан членом Управы В. Поповым.



Условия


Первое из сохранившихся Условий датировано 10 марта 1899 года (по старому стилю). Оно было заключено «церковным старостой села Стрешнева Хитровской волости Осипом Васильевым Степановым» и «крестьянином Кудрявской волости деревни Нижней Павловки Митрофаном Павловым Кузнецовым». Согласно этому документу в Стрешневской церкви предстояло выполнить следующие работы:


«1). Промыть все стены храма и иконостас. В случае, где на стенах окажется неисправность, то есть слезла краска, то всё исправить и закрасить.


2). Отдельный иконостас Святого Митрофания снова выкрасить карсиином, царские двери сделать снова и вызолотить какая на иконостасе есть позолота, на верху среди иконостаса сделать резную арабезку. Позолота должна быть Марданная. Киот Ильи Пророка сделать также, как и иконостас, с позолотой. Если в иконостасе окажутся иконы попорчены, то их поправить. На всю эту работу материал должен быть Кузнецова, на подмостья лес должен быть церковный…»


Заказчики: от дворянина до крестьянина


Заказчиками на устройство иконостасов были причты, церковные старосты, церковно-приходские советы, приходские попечительства, священники.


11 июня 1910 года договор с Митрофаном Павловичем Кузнецовым на ремонт Спешневской Знаменской церкви Данковского уезда (ныне Данковского района) помимо священника отца Тихона Михайловича Скворцова и псаломщика Василия Ларионовича Окунькова подписал «церковный староста Камер Юнкер Высочайшего двора Коллежский Советник Николай Леонович Шишков».


7 ноября 1912 года заказчицей «для устройства для Покровской церкви пригородной города Данкова слободы Богословки той же волости одного настоящего иконостаса с иконами и резьбой для него по рисунку, предоставленному Кузнецовым», выступила данковская купчиха Александра Ивановна Попова, вдова купца Василия Гавриловича Попова. 


30 января 1915 года Митрофану Кузнецову и его сыновьям Алексею и Ивану «заказал сделать один предельный иконостас с резьбой и иконами для него для церкви села Андреевки Ефремовского уезда Тульской губернии крестьянин деревни Истленева Ивановской волости Данковского уезда Тимофей Васильевич Косоротов». Заказчик обязался уплатить Кузнецову восемьсот рублей.


Хранить свято и нерушимо


В те времена очень точно, подробно, до деталей оговаривались работы по устройству иконостасов, технические, финансовые и другие условия. Вот пример церкви села Волотово Черепянской волости Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Лебедянского района Липецкой области). Фрагмент документа:


«Тысяча девятьсот шестнадцатого года марта седьмого дня, мы, нижеподписавшиеся, члены строительного комитета церкви села Волотова Черепянской волости Лебедянского уезда, – крестьяне того же села: Иван Иванов Косарев, Ефим Пименов Мальнов, Василий Евдокимов Афанасов, Михаил Логвинов Чалых, Ефим Сидоров Афанасов с одной стороны и подрядчик иконостасных работ – крестьянин Данковского уезда, Кудрявской волости, деревни Павловки Митрофан Павлов Кузнецов с другой стороны, заключили между собой настоящий договор в следующем:


1) Я, Кузнецов, подрядился для церкви села Волотова сделать иконостас по рисунку мною, Кузнецовым, уже предоставленному означенным членам строительного комитета.


2) Тело иконостаса должно быть сделано из сухого соснового материала толщиной не менее одного вершка с четвертью в чистом деле и окрашено с обеих сторон краской цвета, какой пожелают члены строительного комитета.


3) Всю резьбу по иконостасу, как то: колонны, царские двери, рамы на иконы, тумбовые и фризовые арабезки, карнизы и тому подобное должно вызолочено сусальным червонным золотом девяти-золотникового достоинства и по полименту. 4) Доски для икон и под резьбу должны быть поставлены липовые.


5) Иконы в иконостас должны быть наилучшей живописи, нижние иконы и в царских дверях иконы должны быть написаны на золочённых чеканных фонах и за цельными бемскими стёклами. 6) Всю вышеописанную работу я, Кузнецов, обязан исполнить к 1 сентябрю сего тысяча девятьсот шестнадцатого года.


7) Ценой мы договорились за все вышеозначенные работы тысячу восемьсот пятьдесят рублей, каковые деньги членами строительного комитета мне, подрядчику Кузнецову, уплачивают следующим порядком: при совершении сего договора задатком сто пятьдесят рублей, пятнадцатого июня тысяча девятьсот шестнадцатого года пятьсот рублей, по окончании работ, то есть первого сентября тысяча девятьсот шестнадцатого года пятьсот рублей, а остальные деньги семьсот рублей не позднее первого января тысяча девятьсот семнадцатого года.


8) В случае какой-либо перемены в моей, Кузнецова, жизни, то работу за меня исполнят мои сыновья Алексей и Иван Митрофановичи Кузнецовы, при чём к назначенному сроку и на всех условиях, выше обозначенных.


9) Договор этот нам, договаривающимся, хранить свято и нерушимо.


10) Подлинный договор должны иметь члены строительного комитета, а засвидетельствованную копию с него-Кузнецов. Крестьяне: Иван Иванов Косарев, Ефим Пименов Мальнев, а по неграмотности их и личной просьбе, а равно и за себя лично расписались Василий Афанасов. Ефим Афанасов. Михаил Чалых и Митрофан Павлов Кузнецов, а по неграмотности его и личной просьбе расписался сын его Иван Митрофанович Кузнецов».


Договор заверен в конторе лебедянского нотариуса Аполлона Леоновича Новицкого на Кузьминской улице, в доме Уланова.


В храме Димитрия Солунского


В 1910 году Митрофан Кузнецов заключил Условие «поставить» иконостас в данковский храм во имя Димитрия Солунского. Заказчиком выступило общество крестьян Стрелецкой слободы. В этом храме кроме главного имелись ещё два придельных алтаря. Дубовый резной иконостас с иконами для левого придела сделал известный московский мастер Николай Яковлевич Епанечников, потомственный реставратор, придворный поставщик.


Точную копию его иконостаса с иконами для правого придела «во имя Боголюбской Божией Матери» взялся исполнить Митрофан Павлович Кузнецов «из своего дубового материала». Что касается икон, то особо оговаривалось, что они должны быть за цельными бемскими двойными стёклами, а их рамы – вызолочены. Одним словом, между правым и левым иконостасами не допускалась разница ни в материале, ни в достоинстве выполнения работ. Все существенные указания давал священник Понаретов, он же, как следует понимать, контролировал и ход работ. 


По договору установка иконостаса и икон в храме делалась за счёт Кузнецова. «При чём если при этой установке будет допущено какое-либо отступление от иконостаса Епанечникова, то я, Кузнецов, обязан устранить это отступление за свой счёт», – оговаривалось в документе.


В иконостасе содержалось 28 разных размеров Священных Изображений на платном цинке, который выдали Кузнецову по реестру. В документе обозначается: «Священные Изображения должны быть написаны на живописном фоне, одинаково с работой Епанечникова. Заказ этот мною, Кузнецовым, должен быть выполнен к 10 марта 1912 года».


А теперь о гарантиях качества: «Помимо этого, если в продолжение двух лет со дня постановки на иконостасе и иконах окажутся какие-либо недочёты, как то: трещины в резьбе и столярстве или отставание краски на иконах, то я, Кузнецов, обязуюсь всё исправить за свой счёт.


За все вышесказанные работы Общество крестьян Стрелецкой слободы обязуется уплатить Кузнецову две тысячи пятьсот рублей».


По неграмотности Митрофана Павловича Кузнецова договоры и Условия по его просьбе подписывали сыновья Дмитрий, Алексей и Иван.


К сожалению, пока неизвестно, у кого и где учился Митрофан Павлович Кузнецов ремеслу иконостасчика, но владел он им искусно, если имел столько заказов. Возможно, в молодые годы он начинал в какой-нибудь артели, а после, набравшись опыта и мастерства, создал вместе с сыновьями свою мастерскую. 


Сроки действия некоторых договоров и Условий как бы накладываются одни на другие, из чего следует, что Митрофан Павлович Кузнецов одновременно выполнял несколько заказов. Возможно, на него работали и наёмные работники. 


География храмов, где были установлены иконостасы Кузнецова, подтверждает авторитет мастера и его широкую известность.



Знак качества


До нас дошли отзывы о работах Митрофана Кузнецова и его сыновей.


В сентябре 1912 года в адрес Митрофана Павловича Кузнецова пришло Удостоверение настоятеля Покровской церкви села Ратчино Раненбургского уезда Рязанской губернии протоиерея Иоанна Троицкого: 


«Дано сие удостоверение Митрофану Павловичу Кузнецову, исполняющему заказы на работы иконостасные, позолотные и резные, в том, что он, Кузнецов, в нашей Покровской церкви поставил три иконостаса его собственной работы, а вместе с тем им была взята и исполнена иконостасная живопись и стенные работы. Все эти работы нами поручены Кузнецову по осмотру его работ в некоторых других церквах. И всеми его, Кузнецова, работами мы остались довольны и благодарны настолько, что сознаём должным свидетельствовать и свидетельствуем, что все вышеозначенные работы исполнены Кузнецовым честно, добросовестно и искусно. К чести и достоинству его относится и то, что рабочие люди поставляются кроткие, честные и трезвые труженики и знатоки своего дела и все работы производятся под непосредственным наблюдением его самого и таких же добрых, честных и трезвых его сыновей. Всё сие удостоверяем своими подписями и приложением церковной печати».


Ещё один аттестат выдан священником Иоанно-Воинской церкви при селе Авдулово Ефремовского уезда Тульской губернии (ныне Данковского района Липецкой области) Ивану Митрофановичу Кузнецову, сыну Митрофана Павловича, в том, что он «произвёл ремонт двух иконостасов, промывку живописи и призолотку киота иконы Великого Князя Александра Невского. Причём всю вышеупомянутую работу выполнил очень хорошо».



Добрые воспоминания 


Последние два договора из найденных на чердаке датированы 16 мая и 6 июня 1926 года. Согласно им сыновья Митрофана Павловича Иван и Алексей подрядились в храмах сёл Тёплое Раненбургского уезда (ныне Данковского района Липецкой области) и Архангельское Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Мичуринского района Тамбовской области) выполнить ремонт иконостасов и переписать иконы.


Уже нет речи о золочении, а упоминается лишь бронзовый порошок и эмалевая краска… Имя Митрофана Павловича уже не значится.


Современник, помнивший Митрофана Павловича и его сыновей сызмальства, писал в своих воспоминаниях:


«…Дом у Митрофана Павловича Кузнецова добротный, кирпичный, длинный – 8 окон, но окна, хотя и большие, но посажены низко, это делает его приземистым и некрасивым.


Хорошо помню Митрофана Павловича: роста выше среднего, худощавый, серая, острая бородка. Ходил в чёрной поддёвке; очень опрятный старичок. Помню одного из его сыновей – Ивана Митрофановича, очень симпатичного, невысокого с приветливым лицом. Отец и его сыновья столярничали, помню верстак, доски, стружки, запах сосны в рабочей комнате…»


Иконостасы многих церквей вышли из мастерских Митрофана Павловича Кузнецова и его сыновей. К сожалению, время не пощадило их работы. Возможно, какие-то из икон или фрагментов иконостасов, сделанных их руками, до сих пор хранятся где-то. Наша задача – возвратить благодарную память об этих людях. 

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Пятница, 20 апреля 2018 г.


Погода в Липецке День: +7 C°  Ночь: +6 C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 

Фестиваль всея Руси

Евгения Ионова // Культура

Служить верой и правдой

Дарья Шпакова // Власть

Электронные проекты Фонда соцстраха

Ирина Смольянинова // Власть
  Вверх