itogi.lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
27 ноября 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
ФОТО НЕДЕЛИ 
Шоколад для праздников и будней
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Культура 

Ковры памяти

27.11.2017 "ЛГ: Итоги недели".
// Культура
Липецкие актёры на легендарной веранде в Мелихово
Липецкие актёры на легендарной веранде в МелиховоОльга Овчинникова:
«Пахомову была важна 
и дорога мужская дружба. 
Он умел дружить – с некоторыми тихо и почти молча, 
а с некоторыми – громко, радостно и хлебосольно»Лица друзей, без званий и регалий. Владимир Пахомов 
с Михаилом Ульяновым……и с Марленом ХуциевымЮрий Авдеев и Михаил ПахомовВ гостях у друга отца Ольга Ускова (Авдеева)

«Лица друзей». Так хотел назвать книгу о дорогих сердцу людях Владимир Михайлович Пахомов. Она, к сожалению, не написана. Но спустя десять лет после ухода режиссёра из жизни такое название получил театральный фестиваль, который впервые прошёл в Липецке при поддержке Министерства культуры Российской Федерации


Шекспир сказал: «Весь мир – театр». Для Владимира Михайловича Пахомова театр был миром…


В июле нынешнего года народному артисту России, лауреату Государственной премии РФ Владимиру Пахомову исполнилось бы 75 лет. Владимир Михайлович тридцать лет возглавлял Липецкий государственный академический театр драмы имени Льва Николаевича Толстого и вывел провинциальный храм Мельпомены на мировой уровень. Десять лет назад, 17 ноября 2007 года, режиссёра не стало. В память о нём и прошёл в Липецке первый фестиваль «Лица друзей».


В театре организовали конференцию «Неистовый сочинитель театра», в которой участвовали и липчане, и гости из Москвы, Санкт-Петербурга: Олег Митченков из Министерства культуры РФ, историк театра Валерий Подгородинский, театровед Галина Коваленко, литературовед Ольга Авдеева, радиожурналист Майя Романова. На липецких подмостках Государственный академический театр драмы имени Виктора Алексеевича Савина из столицы Рес­публики Коми Сыктывкара показал спектакль «Чайка». А в фойе второго этажа театра открыли выставку, посвящённую жизни и творчеству мастера.



«Он умел и любил дружить!»


Ольга Александровна Пахомова (Овчинникова), народная артистка России, лауреат Госпремии РФ, вдова Владимира Пахомова, ответила на вопросы журналиста «Итогов недели».


– Фестиваль называется «Лица друзей». Какими были друзья Владимира Михайловича?


– Некоторые друзья были из одесского детства, например архитектор-урбанист, член Королевской академии изящных искусств Испании Мануэль Нуньес-Янвский. Другие пришли в молодости, как режиссёр и создатель «Театра современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. Все его друзья – люди высокой культуры и духовности. С некоторыми из них Владимир Михайлович встречался, перезванивался, не терял контакта. А были и такие, кого он повстречал однажды и уже никогда не выпускал из сердца, хотя личных контактов больше и не случалось – зато были внутренние диалоги. При этом друзьями Пахомов считал и Чехова, и Толстого… Валерий Васильевич Подгородинский, приехавший на фестиваль, хорошо сказал, что Пахомов содрал с Чехова глянец грусти, который так не нравился многим зрителям. Он сумел сделать Антона Павловича интересным публике. При этом Пахомов ни на запятую не отходил от текста, он очень глубоко исследовал чеховское слово, чеховскую интонацию.



– Каждому писателю нужен свой читатель. Видно, Владимир Михайлович оказался своим для Антона Павловича.


– Абсолютно точно! Чехова как-то очень приголубили, а ведь он был человеком очень разным, потому что был человеком. Сокрытое в нём некоторым режиссёрам, даже большим, было непонятно, а вот Пахомов сумел его прочитать правильно и честно. И любовь Владимира Михайловича к Чехову осталась на всю жизнь, её не перебили другие творческие увлечения, он был ему верен.



– А как Пахомов дружил?


– Он был очень широким, щедрым на чувства, эмоции к друзьям. И неимоверный рассказчик. Я всегда говорила, что при рождении Господь поцеловал его в губы. Ему была важна и дорога мужская дружба. Он умел дружить – с некоторыми тихо и почти молча, а с некоторыми – громко, радостно и хлебосольно. Ему очень не хватало любимых людей, которые уходили из жизни. После смерти Владимира Яковлевича Лакшина у него вообще образовалась внутри чёрная дыра, заполнить которую так никому и не удалось. Когда не стало самого Владимира Михайловича, семнадцатого ноября вечером я позвонила Марлену Мартыновичу Хуциеву, и он закричал в трубку: «Володя!.. С кем же я теперь буду разговаривать?!».


– Десять лет уже, как нет Владимира Михайловича…


– Сегодня вечером я уронила телефон, и он какое-то время не работал. А когда включился, высветилось 8 часов 20 минут утра – именно в это время не стало Владимира Михайловича… Как будто он снова мне напомнил о себе… Я сейчас вспоминаю, как он нервничал из-за ремонта театра, выступал даже в прессе, мол, не теми материалами застилают пол. Посмотрите, ведь ковры в фойе и на лестницах лежат не потому, что они так нравились Пахомову, а чтобы зрители не стучали каблуками и не нарушали священнодействия на сцене. Критик Татьяна Константиновна Шах-Азизова всегда восхищалась его отношением к театру. Пахомов не ревновал к таланту, наоборот, приглашал в театр сильных режиссёров, художников, актёров. И никогда не претендовал на лавры чужого успеха. А вот к пошлости был беспощаден.


«Маргаритки не понимают, зачем их давят»


Ольга Юрьевна Ускова (Авдеева), специалист по русской литературе XIX-ХХ веков, музейный работник, журналист, дочь основателя и первого директора Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Антона Павловича Чехова «Мелихово» Юрия Константиновича Авдеева, была гостьей фестиваля «Лица друзей». Она поделилась с «Итогами недели» воспоминаниями о своём легендарном отце и его товарище Владимире Пахомове.



– Ольга Юрьевна, почему вы сегодня в Липецке?


– Я здесь не впервые. На этот раз я приехала к другу моего отца. Они познакомились благодаря очень авторитетному театроведу Татьяне Константиновне Шах-Азизовой, которая осенью 1981 года привезла Пахомова в Мелихово. Было темно, моя мама испекла пирожки, папа и гости вели неспешный тёплый разговор. Как вспоминала Татьяна Константиновна, она сама не поняла, что произошло, но Владимир Михайлович вышел на крыльцо и зарыдал. Шах-Азизова говорила, что трудно было себе представить такого мощного, никого не боявшегося Пахомова в слезах. Следующей весной липецкий театр привёз первую «Чайку». Тогда пошёл дождь, все стояли под зонтами, а когда он закончился – запели птицы, и мы посчитали, что театр прошёл проверку на природную органичность. Тогда мама сравнила липчан с молодыми вахтанговцами.


Пахомова с отцом связывала мечта о соединении театра и музея. И Владимир Михайлович к этой теме подходил очень деликатно, никогда не тянул одеяло на себя. Если он ставил спектакль на поляне, то привозил ковры, чтобы не помять траву. Очень бережно относился к каждому мелиховскому цветочку, к каждому дереву. И так делал лишь он один. Сейчас только ленивый музейщик не сотрудничает с театром, но такого правдивого соединения, как у Пахомова и Авдеева, больше не случилось. В последний раз, за полгода до смерти, Владимир Михайлович при- ехал в Мелихово. Моего отца тогда уже не было в живых. Фестиваль «Мелиховская весна» проводили другие люди, которые со сцены несли какую-то чушь. Не выдержав этой гнусности, Пахомов, а он был уже без ноги, больной, просто взлетел на сцену, чтобы прекратить творящийся беспредел. За столами сидели зрители, купившие дорогие билеты, но не имевшие представления о приличиях, – хозяева жизни. Когда начал говорить Пахомов, все затихли, наступила тишина... Спуститься со сцены после этой речи у Владимира Михайловича сил не осталось, ему помогли. В моей памяти это событие осталось навсегда. Как же Пахомов ненавидел пошлость! Ему так хотелось сохранить фестиваль в первозданной чистоте.



– А возможно ли это?


– Анджей Вайда когда-то сформулировал девиз современности: «Всё на продажу». К сожалению, мы до сих пор так и живём. «Мелиховская весна» продолжается, там случаются и хорошие спектакли. Но такого бережного подхода к усадьбе, такого трепетного подхода к Чехову всё-таки нет. К музею сейчас относятся как к декорации.



– С чем это связано? Быть может, с семейной трагедией Чехова, не оставившего наследников? Посмотрите, как Толстые популяризируют наследие своих гениальных предков! А Чехов, по сути, остался на попечении вашего отца.


– А теперь стал и вовсе сиротой… Хочется надеяться на лучшее. Меняются режиссёры, меняются директора музеев. Но жизнь продолжается. Что-то будет впереди. Когда липецкая труппа на фестиваль не приезжает, я горюю. Пахомовский театр в Мелихово – это традиция, которая должна сохраняться несмотря ни на что. Пусть у руля театра стоят другие режиссёры, но им необходимо продолжать начатое Пахомовым дело – бережного обращения и с чеховским наследием, и с чеховской землёй.



– А почему Чехов?


– В 1949 году инвалид первой группы, почти слепой отец пешком пришёл в Мелихово и стал работать... директором музея. И сделал его культовым местом. Врачи рисковали, выдавая папе рекомендацию о трудоустройстве, в те послевоенные годы инвалидов увозили с глаз подальше. Шах-Азизова считала отца чеховским человеком. В следующем году Юрию Константиновичу сто лет. И недавно произошла совершенно мистическая история – в спецохране Института Российской истории нашли семьдесят шесть работ, которые отец рисовал в окопах. Считается, им написаны триста портретов, не все ещё обретены. Как здесь не вспомнить булгаковскую фразу, что рукописи не горят… С Пахомовым моего отца тоже соединил Чехов. Они были разными людьми, но на многие вещи смотрели одинаково. И умели любить Антона Павловича искренне и преданно.



– А вам эта любовь передалась?


– Я очень долго пьесы Чехова не понимала и не принимала. Хотя посмотрела все спектакли, какие только были возможны в Москве. Но когда в Мелихово привезли из Липецка «Дядю Ваню», я вдруг впервые почувствовала, что не только перенеслась в чеховские времена, но и сама стала участницей событий. Так что я Чехова приняла через липецкий театр. Вот почему я так привязана к Пахомову – он сделал для меня открытие. А ведь я – литературовед, работала тогда в Институте мировой литературы, где готовилось тридцатитомное собрание сочинений Антона Павловича. Думается, что сегодня очень актуальны чеховские слова, что выше всего на земле правда, выше любви, выше денег.



– А почему, как вам кажется, Владимир Михайлович Пахомов так понял Чехова?


– У него, я думаю, всё началось с Мелихово. Потом он стал осмыслять, углубляться в эту тему, проводить чеховские чтения. И Липецк действительно при нём превратился в центр изучения Чехова. Когда Пахомов приезжал в Мелихово, то не сидел на одном месте, не ленился и возил своих актёров – они побывали на полях, которые описаны в «Студенте», исследовали весь Чеховский район. Он старался глубоко понять не только Антона Павловича, его творчество, но и саму усадьбу. Это место казалось ему святым, как и отцу. Папа плакал, когда погибало старое дерево, считал, что оно связывало нас с Чеховым. Пахомов в Мелихово перед спектаклем всегда обращался к небу, прося хорошей погоды. И действительно, словно бы разгонял тучи – такая у него была энергетика.



– Или вера в чеховское слово. А сегодня его слово слышат?


– Оно значимо для людей, которые вчитываются в тексты и заново открывают для себя писателя Чехова и его Россию.



– Когда читаешь некоторые рассказы Антона Павловича, понимаешь, в какой грязи жили русские люди, крестьяне, в какой тьме невежества. Конечно, не все и не везде. Но в какой-то момент они поняли, что не хотят так жить!


– В Мелихово жили очень бедно. Когда Чехов-врач приходил в деревенскую избу, люди извинялись за грязь и неустройство в доме, а Антон Павлович на это и внимания не обращал, понимал, как им тяжело. Если у него крестьяне воровали брёвна, говорил, мол, ничего, им нужнее. Дом, в котором Чехов жил, местные в конце двадцатых годов разобрали. Когда его восстановили, старожилы деревни воссоздали и чеховскую клумбу с маргаритками. Кстати, цветник разбивали женщины, отцы которых хорошо знали Антона Павловича. А сейчас эту клумбу снесли и поставили на её месте скамейки для удобства публики! Зрители сидят и давят каблуками эту землю, маргаритки, которые всё равно прорастают из земли, и не понимают, зачем и почему их давят. При моём отце и при Пахомове такого просто быть не могло – они бы этого не допустили!


Владимир БОРИСОВ (фото)


Татьяна Константиновна Шах-Азизова, критик, театровед:


- Обаяние Мелихово было в дивной патриархальности, которая теперь уходит из нашей жизни и из Мелихово тоже. Обрывки этой тёплой жизни становятся дорогим воспоминанием. Приехал из Москвы автобус, переполненный мхатовцами. Помню Олега Ефремова в авдеевской избушке, который говорил, что он никуда отсюда не поедет, ни на какую конференцию, он хочет жить тут. Они удивительно сдружились с Юрием Константиновичем Авдеевым. Знаменитая страница жизни Мелихово связана с липецким театром. Приехали провинциальные актёры, немножко с апломбом. В ту пору, может быть, даже не слишком культурные. И что-то Авдеев с ними сделал. Зрительно помню этот тёмный вечер, непогоду. Все набились в избу. Авдеев тихо о чём-то говорил с актёрами. Потом Владимир Пахомов плакал. Что называется, «человека перевернуло»: что-то с ним сделалось. С той встречи началась огромная полоса в русской культуре, когда провинциальный Липецк стал чеховской столицей России. И с тех пор каждый год, без перерыва, они приезжали в Мелихово к Авдееву, а потом в память о нём…


НАША СПРАВКА

В октябре 1941 года Юрий Авдеев ушёл добровольцем на фронт, попал в Третью Московскую коммунистическую стрелковую дивизию, защищавшую столицу. Позже он освобождал Новгородскую и Ленинградскую области, Прибалтику. Сначала был связистом, а потом – артиллерийским разведчиком в истребительном противотанковом полку и миномётном дивизионе. Награждён солдатской медалью «За отвагу». И каждую свободную минуту на фронте Юрий Константинович рисовал. С сентября 1942 года создавал портреты героев-однополчан, вернувшихся с поля боя.

Загрузка комментариев к новости...
Воскресенье, 21 января 2018 г.


Погода в Липецке День: -3 C°  Ночь: -4 C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх