itogi.lpgzt.ru - Экономика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 мая 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
ФОТО НЕДЕЛИ 
Микромир
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Экономика 

Когда народ и собственность едины (фото)

08.05.2017 "ЛГ: Итоги недели". Игорь Сизов
// Экономика
Фото Геннадия Логунова

Пожалуй, в России за два десятка лет не было другого столь важного и настолько же непонятого обществом закона, как ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Он действует с 1998 года и мог бы революционным образом изменить уровень благосостояния людей, сделав их полноправными собственниками средств производства. К сожалению, экономического чуда не произошло – в России работает всего-то около шестидесяти народных предприятий. Но это не значит, что чудо невозможно в принципе – оно просто откладывается


Опыт Липецкой области говорит о том, что за народными предприятиями будущее.


Благодаря позиции главы государства Владимира Путина, который не раз обращал внимание правительства на народные предприятия и их опыт, в стране медленно, но верно реализуется курс на коллективную собственность. Липецкая область «народную» идею подхватила много лет назад. Её горячим сторонником стал глава региона Олег Королёв. Областные законодатели подкрепили положение народных предприятий соответствующей нормативно-правовой базой. И есть результат! За несколько лет удалось открыть семнадцать народных предприятий! Одно из них – ЗАО работников «Автотранспортник» из самого дальнего и, как говорили раньше, неперспективного района – Воловского. Но есть своя логика в том, что одно из лучших народных предприятий работает именно в российской глубинке. Там, на границе области, не избалованные вниманием и высоким уровнем доходов люди почувствовали вкус к самостоятельности и коллективному руководству своей собственностью.


В дальней дороге до Волово я сам себе задавал риторические вопросы: почему же русский народ не стал истинным хозяином фабрик, заводов и пароходов ни после революции 1917 года, ни после приватизации начала 90-х? Может быть, он несообразителен и несамостоя­телен, ленив и пуглив? А за окном машины мелькали многочисленные фигуры местных жителей, которые белили, красили, убирали мусор, пахали огороды… Словом, показывали на деле, что чувство хозяина родной земли не растаяло в душах, словно прошлогодний снег. Стоит только поддержать человека, и он благоустроит жизнь вокруг себя.


Конечно, дело не в людях, а в форме собственности. Невольно вспомнился русский философ и публицист Василий Розанов, жизнь которого была тесно связана с Ельцом. Он написал пророческие строки: «В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда в собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается». Эх, не дожил Василий Васильевич до приватизации, что бы он тогда написал? Отношение работника к собственности влияет и на производительность труда, и на уровень благополучия самих тружеников.


Закон «О народных предприятиях» позволяет человеку работать на благо коллектива и себя самого. Он защищает от захвата предприятия одним собственником, как это произошло с большинством наших акционерных обществ. Перед олигархами разных мастей поставлен простой и эффективный заслон – более 75 процентов акций должны принадлежать непосредственно работникам этих предприятий. Один акционер не может обладать более чем пятью процентами акций народного предприятия. По большинству вопросов принятие решений здесь осуществляется на основе демократического принципа «один акционер – один голос», а не «одна акция – один голос». Такой подход к управлению собственностью уже признан в мире одним из самых эффективных.


Так, в крупнейших корпорациях США третья часть в акционерном капитале принадлежит сотрудникам. Более того, акулы мирового капитала добровольно передают часть акций работникам. Парадокс? Отнюдь, ведь вовлечение в процесс управления рабочих повышает их заинтересованность в эффективности производства и его развитии.


А как этот принцип работает на деле в нашей глубинке? Не хуже, чем в Америке, считает директор народного предприятия «Автотранспортник» Александр Федянин. Он побывал в США, Израиле, во многих европейских странах, где изучал строительство дорог с точки зрения как технологии, так и форм собственности. Кстати, и в их американских штатах есть не только хайвеи из высокопрочного бетона, но и обычные асфальтовые дороги, на которых также делают ямочный ремонт. Вот только организация производственного процесса там выше.


ФОТО


Впрочем, «Автотранспортник» всего за три года добился многого в решении застарелых для матушки России проблем. В частности, производительность труда и зарплата в коллективе выросли за этот небольшой срок вдвое! А ведь нужно учесть, что воловские «народники» начинали практически с нуля. Как выразился Федянин: «Ни кола ни двора, ни базы, ни техники». Были только сохранившийся от разорившейся организации ДПМК «Воловская» коллектив да желание работать. Впрочем, не сразу «народное» строилось и не сразу всё устроилось. Вера в новую форму хозяйствования приходила по мере того, как люди понимали: их здесь, как в недалёком прошлом, обманывать не собираются. Вскоре они осознали и то, что работать теперь придётся по принципу, который директор сформулировал грубовато, но по-народному доходчиво: «Как потопаешь, так и полопаешь». Вот и стали «топать» всей командой без исключения: и рабочие, и директор. Для многих людей «Автотранспортник» стал спасательным кругом. Бывший тракторист Сергей Кузьмич Пухлов ездит в Волово из села Ожога, где так и не смог найти работу. А Евгений Глушков даже прославился благодаря работе в новом предприятии – попал на районную Доску почёта.


– Теперь никого уговаривать или применять меры дисциплинарного воздействия не надо – люди трудятся с полной отдачей и без понуканий, – рассказывает Александр Васильевич. – Что греха таить, пьянство ещё с советских времён на селе было делом обыденным. Но наш коллектив работает по принципу «один за всех, и все за одного». И если этот один вдруг запьёт, чего, правда, уже давно не бывало, все ему доходчиво объяснят его права и обязанности. Примечательный факт – у нас трудится полсотни человек, что для района немало, за три года не нашлось ни одного желающего отправиться на поиски лучшего места работы. Наоборот, наши земляки стали возвращаться из Москвы и других крупных городов, уже образовалась очередь из желающих попасть в «Автотранспортник». Только один ветеран за всё время ушёл на заслуженный отдых и то в связи с состоянием здоровья – не мог больше работать водителем. Свои акции, как и положено по закону, должен был продать коллективу. Но он отказался от верных ста тысяч руб­лей, решил подарить их одному из работников. Как говорится, хозяин – барин. Но в любом случае будущие пенсионеры понимают: чем больше благ они создадут на своём предприятии, тем более весомая доля от общего пирога им достанется при уходе на покой. Купили мы автопогрузчик за два миллиона, автоматически каждый стал богаче на сорок тысяч рублей.


Надо сказать, что у этого пирога с каждым годом появляется всё больше слоёв. Управление автодорог и транспорта Липецкой области и администрация района оказали помощь для успешного старта, выделив часть техники и производственные помещения. А областная администрация полностью погасила немалые затраты на организацию предприятия и теперь регулярно возмещает половину средств, израсходованных на покупку техники. Парк её год от года пополняется. Недавно привезли с завода «Орёлстроймаш» новый рециклер, предназначенный для повторного разогрева и переработки снятого асфальтобетона и литого асфальта при проведении ремонта дорог. Скоро поступит механизированная метёлка с бункером для уборки мусора с проезжей части.


Что особенно первое время удивляло директора, так это полное отсутствие бюрократических препон. «Знающие» люди в начале пути пугали: набегаешься теперь по властным кабинетам. А оказалось, что сама власть и стала первым и главным помощником в новом деле.


Именно благодаря мощной поддержке сверху удалось создать такую базу, о которой на старом предприятии и не мечтали. Если раньше был один каток рабочий и один сломанный, то теперь их пять. И все в хорошем состоянии. Во дворе полный набор дорожной техники. Может быть, даже излишний набор. Но мощные машины и механизмы не бывают лишними во время снегопадов. «Автотранспортник» отвечает не только за строительство, но и за содержание дорог во всём районе. А их около 270 километров. Поэтому нынешней небывало снежной зимой пришлось убедиться в простой истине, что технический запас карман не тянет. За всю зиму не было практически ни одной жалобы, местные жители теперь знают, что «народники» всегда придут им на помощь. А ведь задача расчистить заметённые до двух метров сельские дороги не из простых. Крестьянские усадьбы в районе исстари строились с таким географическим размахом, что сегодня порою легче проехать в соседнее село, чем попасть в соседний дом. Вот тут-то и пригодилась вся техническая мощь. Грейдеры и трактора не справлялись с задачей, выручал погрузчик. Кстати, 20 апреля в районе выпало до тридцати сантиметров снега, чего раньше не бывало. Пришлось оперативно выгонять поставленную на летнее обслуживание зимнюю технику. Ничего, всё получилось! В том числе благодаря хорошей ремонтной базе. Тёплые боксы, кран-балки, собственный зал для проведения собраний акционеров – раньше об этом приходилось только мечтать.


Благодаря изменившимся в лучшую сторону условиям труда и продуманной организации рабочего процесса постоянно растут и показатели. Объём выполненных работ в прошлом году увеличился до 72,5 миллиона рублей. Если кто-то считает, что народные предприятия живут только за счёт господдержки, то он глубоко ошибается. Наоборот, затраты на помощь предприятию из бюджета возвращаются туда же – в прошлом году «Автотранспортник» перечислил в казну более двадцати миллионов рублей налогов, в том числе более двух миллионов в районный бюджет. Но главное для районной и областной власти то, что теперь не надо беспокоиться за строительство и содержание дорог в Волово и местных сёлах.


Как только установилась тёплая погода, началось планомерное ежедневное приведение районных дорожных артерий в порядок после разрушающей их зимы. Ещё перед первомайскими праздниками на большинстве магистралей провели ямочный ремонт, нанесли свежую разметку. Причём ямки здесь заделывают по всем правилам технологии – фрезеруют проблемные места, убирают крошку, продувают, грунтуют и только потом закатывают асфальтом. Так что на заплатку даётся год гарантии, а на деле она служит до пяти лет.


Ежегодно предприятие строит более десяти километров новых асфальтовых дорог. В первый год своего существования сделали трассу Волово – Ожога, во второй – Волово – Воловчик. Кроме того, автотранспортники успевают вести объекты в Елецком, Чаплыгинском и Измалковском районах. Мы посмотрели новую дорогу, которая была построена в прошлом году в село с говорящим названием Замарайка. Оно расположено в заболоченной местности, так что пришлось делать мощную насыпь. Теперь сюда можно не только спокойно проехать, но и пройти по селу без сапог. Посетили мы и знаменитый мемориальный комплекс «Высота Огурец», куда благодаря стараниям работников «Автотранспортника» проложена трёхкилометровая щебёночная дорога. На самой высоте сделана асфальтовая площадка. А скоро состоятся торги на строительство и асфальтовой дороги через село Ломигоры до мемориального комплекса. Возможно, и эту сложную задачу доверят решить народному предприятию.


С Александром Васильевичем мы обсудили его участие в круглом столе в Госдуме, посвящённом народным предприятиям. Представители других регионов были поражены тем, что в нашей области принят и действует единственный в стране региональный закон, гарантирующий такие внушительные меры поддержки, позволяющие с нуля развить мощное производство. Федянин во время круглого стола тесно общался с руководителем подмосковного народного предприятия «Совхоз имени Ленина» Павлом Грудининым. На предприятии трудятся 300 человек, средняя зарплата 70 тысяч рублей. Сов­хоз строит бесплатные дома для работников, современные школы и детские сады. Так что ориентир для дальнейших достижений у «Автотранспортника» есть.


Не ушёл Александр Васильевич и от вопроса о его собственной зарплате, прикрываясь, как принято у руководителей, коммерческой тайной. Он владеет пятью процентами акций, а его доход не превышает трёх среднемесячных зарплат в коллективе. Хотя законом рекомендовано до десятикратного превышения, Федянин считает, что такой разрыв в доходах будет социально неоправданным и несправедливым.


В этом году в районе не было ни одной аварии не то что с жертвами, но даже с пострадавшими. И в этом достижении большая заслуга воловских дорожников. Остаётся пожелать работникам «Автотранспортника» и дальше развивать своё народное предприятие на благо местных автомобилистов и собственных семей.


В ТЕМУ


Лучший ответ Карлу Марксу


Наши либеральные реформаторы, начиная с Гайдара и Чубайса, брали на Западе только те идеи, которые были выгодны им, замалчивая или искажая мощное движение в развитых странах за социальную справедливость.


Так, экономику США у нас принято считать наиболее либеральной и наименее социальной. На самом деле именно Соединённые Штаты стали первопроходцами в демократизации производственных отношений. Только с 1974 по 1994 годы американский конгресс принял 25 законодательных актов, стимулирующих процесс превращения рабочих в собственников акционерного капитала.


Сегодня в американских компаниях, принадлежащих работникам, трудятся десятки миллионов человек. В таких корпорациях как «Макдоннелл-Дуглас», «Маккормик», «Проктер энд Гэмбл» доля акций работников составляла более трети. Ещё в конце 80-х годов прошлого века президент компании «Дюпон» Джон Крол говорил о продаже сотрудникам акций компании на льготных условиях: «Хочу, чтобы все, кто работает в компании, являлись её инвесторами... чтобы их личное благосостояние напрямую зависело от успехов компании». Символичны слова бывшего президента США Рональда Рейгана о том, что миллионы американских рабочих, являющихся собственниками своих компаний, – лучший ответ Карлу Марксу.


В Европе демократизация экономических отношений также является важной составляющей вложений в человеческий капитал, одним из решающих условий повышения эффективности производства. Под эгидой Евросоюза образована Европейская федерация работников-собственников, объединяющая ассоциации и союзы более 50 стран континента. В Германии, Франции, Великобритании, Дании, Испании, Италии, Швеции, Израиле приняты законы о правовом регулировании акционерных обществ, использующих принцип совместных решений. В коммунистическом Китае, где Закон «О коллективных предприятиях в городе и коллективных предприятиях на селе» действует с 1992 года, доля коллективного сектора в валовой продукции превысила 40 процентов ещё в далёком 1995 году. Китайцы и сегодня живут по завету Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она хорошо ловила мышей».


В 2009 году Нобелевскую премию по экономике присудили Элинор Остром за работы в области управления общей собственностью, не принадлежащей частнику или государству. Своим многолетним анализом успешных практик в различных странах мира она доказала, что самоуправляемые трудовые коллективы могут эффективно управлять коллективной собственностью, не прибегая к приватизации или национализации. К сожалению, в России исследования нобелевского лауреата не привлекли должного внимания ни официальных лиц, ни общественности.


В нашей стране количество народных предприятий остаётся незначительным. Среди них можно выделить такие успешные ЗАО работников, как «НП Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат», «НП Туринский целлюлозно-бумажный комбинат» и «НП Сухоложскасбоцемент» (Свердловская область), «НП Архангельский хлеб», «НП Завод Искож» (Йошкар-Ола), ЗАОр «НП Конфил» (Волгоград), «НП Красная звезда» (Удмуртская Республика), «НП Жуковмежрайгаз» (Калужская область), «НП Надежда» (Свердловская область), «НП Поволжский фанерно-мебельный комбинат» (Республика Татарстан), «НП Челябинское рудоуправление» и другие.


Почти все они были образованы вскоре после принятия соответствующего федерального закона. Затем процесс застопорился из-за противодействия чиновников и бизнесменов, терявших возможность рулить самостоятельно и выводить капиталы. Ведь с рабочими, осознавшими свои права и ответственно относящимися к обязанностям, спорить трудно.


Между тем многократный рост объёмов производства, производительности труда и зарплаты говорит о высокой эффективности этой формы собственности. Доходы народных предприятий не проедаются, а целенаправленно инвестируются в развитие производства. До половины прибыли по решению трудовых коллективов направляется на обновление основных фондов и технологическую модернизацию, что даёт возможность обходиться без кредитов. На социальные нужды коллектива направляется не менее 30 процентов прибыли. Благодаря этому активно развивается социальная инфраструктура, строятся и принимаются на баланс предприятий жильё, детские сады, поликлиники, пансионаты и дома отдыха, ЖКХ.

Загрузка комментариев к новости...
Четверг, 21 сентября 2017 г.


Погода в Липецке День: +22 C°  Ночь: +10C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх