itogi.lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
24 апреля 2017г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ФОТО НЕДЕЛИ 
«Союз нерушимый» для маленьких и больших
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Культура 

Вкус жизни

24.04.2017 "ЛГ: Итоги недели". Евгения Ионова
// Культура
Своё семидесятилетие артист Липецкой областной филармонии, виртуозный аккордеонист, заслуженный артист России Владимир Селявкин отметил большой юбилейной программой в концертном зале имени Тихона Хренникова «Унион»
Своё семидесятилетие артист Липецкой областной филармонии, виртуозный аккордеонист, заслуженный артист России Владимир Селявкин отметил большой юбилейной программой 
в концертном зале имени Тихона Хренникова «Унион»
Дуэт аккордеонистов – заслуженный артист России Владимир Селявкин и лауреат международных конкурсов Максим АникеевВладимир Селявкин выступил на своём юбилейном концерте с  камерным струнным оркестром «Русская классика» (дирижёр Константин Барков)Председатель Липецкого областного отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство» Валентин Сонин наградил музыканта почётной медалью за вклад в развитие культуры региона

В год шестидесятилетия Липецкой областной филармонии свой юбилей отмечает один из самых известных музыкантов региона – заслуженный артист России Владимир Алексеевич Селявкин


Владимир Селявкин родился в Воронеже, семьдесят лет назад. Он – из поколения послевоенных, постпобедных детей. Довольно-таки поздно для профессионального музыканта – в 14 лет – взял в руки инструмент – аккордеон. В его творческой биографии – учёба в Липецком музыкальном училище и Челябинском институте искусств, работа в Воронежской, Северо-Осетинской, Пензенской филармониях. Его первый заход в липецкие филармонические воды случился сорок лет назад. С 1997 года Владимир Алексеевич – солист Липецкой областной филармонии. Его супруга Екатерина Анатольевна Квитко была участницей легендарного украинского трио бандуристок. Продолжают род Селявкиных дочь Екатерина, двое внуков и правнучка.


На следующий день после юбилея, 19 апреля, Владимир Алексеевич давал сольный концерт на сцене камерного зала «Унион». В конце месяца его ждёт Псков.



– Владимир Алексеевич, журнал «Итоги недели» и наши читатели поздравляют вас с юбилеем. Начать беседу хочу с воспоминаний. Бывали времена, когда вы со своим аккордеоном давали по двести двадцать концертов в год! Можно сказать, что вас здесь знала каждая собака.


– Можно так сказать. Я всю область объехал семь раз, то есть с разными концертными программами семь раз выступал на каждой центральной усадьбе региона – от Липецка до райцентра и столицы сельского поселения. Тогда была плановая экономика, и мы, музыканты, старались план выполнить.



– Поплывём ещё дальше по волнам вашей памяти. Почему вы выбрали аккордеон, да ещё и в подростковом возрасте?


– Это не я выбрал, а отец. Принёс инструмент, поставил и не велел трогать. А какой же мальчишка устоит перед запретным плодом? Когда аккордеон оказался в моих руках, понял сразу и навсегда – это моё! Так что отцовская тактика имела успех.


Отец Алексей Тихонович Селявкин был мастером, каких в стране по пальцам можно пересчитать. Для него ничего невозможного не было. Высококвалифицированный рабочий-станочник, во время войны в Узбекистане делал самолёты. А в свободное от работы время – елецкие рояльные гармошки, на которых ещё и прекрасно играл. Наверное, и аккордеон представлялся ему продолжением «роялки». Кстати, аккордеон отец считал русским инструментом, тогда как Лазарь Коганович – космополитичным, а значит вражеским. Дело в том, что за «своего» аккордеон принимают многие народы Европы (хотя автором названия инструмента, следовательно, и его изобретателем считается венский органный мастер Кирилл Демиан, – прим. авт).


Долгое время в Советском Союзе аккордеон, саксофон и гитара считались вредными инструментами, на которых не рекомендовалось учить детей. Я и в Липецке оказался только потому, что в родном Воронеже не преподавали аккордеон, а в Липецком музыкальном училище был такой класс. За два года с четырнадцати лет я прошёл программу всей музыкальной школы и поехал поступать в Липецк.



– Хорошо, инструмент вы освоили быстро. А сольфеджио?


– Теория музыки училась сама собой – я же буквально спал на учебнике…


–  Прямо как в фильме «Большая перемена», где герой Евгения Леонова зубрил английский во сне при работающем магнитофоне!


– Так это одна из лучших техник запоминания. Таким способом я уже учил «Историю КПСС». Запомнил на один день, экзамен сдал на «отлично» и забыл благополучно… Одним из любимых предметов в институте искусств была «Психология музыкальных способностей» – в нашей стране, по-моему, редкая дисциплина. Её развивали в Америке, в Англии, во Франции. У нас же считали, наверное, что народу много – кто-нибудь, да пробьётся. А заниматься с детьми нужно очень аккуратно, отбить у ребёнка желание учиться музыке очень легко, а вот заинтересовать творчеством, сопряжённым с тяжёлой ежедневной работой – сложно. Музыкальные способности есть у всех, просто у каждого они свои. При этом музыкант обязательно должен быть стратегом: понимать своего зрителя, слушателя, подготавливать публику, прислушиваться к ней.



– В последнее время вы выступаете не только сольно, но и в дуэте с молодым аккордеонистом Максимом Аникеевым…


– Это очень хороший опыт. Мне комфортно и репетировать, и концертировать с молодым коллегой. Да и звучание двух аккордеонов очень богатое. Максим – техничный исполнитель, способный воспринимать чужой опыт. Главное для него сейчас – вырасти в хорошего филармонического артиста.



– А что это значит – быть филармоническим артистом?


– Это значит знать, что такое искусство, понимать и чувствовать музыку, самосовершенствоваться.


– А командная игра?


– Главное – иметь индивидуальность. При этом уметь работать в большом коллективе, подчиняться общим правилам и идти в одном направлении. Сейчас у солистов филармонии благодаря умной политике художественного руководителя Наталии Николаевны Мекаевой появилась прекрасная возможность играть с симфоническим, духовым оркестрами и оркестром народных инструментов. Это счастье! Я с оркестром не играл уже много лет и сегодня получаю истинное удовольствие.



– Немного сменим тему. Откуда ваши корни?


– Все предки – воронежские. Бабушка у меня была удивительная: лучшая лошадь в селе – её, лучший огород – её. Работать она умела. Бабушкин дом стоял возле церкви, когда храм разоряли, она спасла множество икон. Она крестила всех – детей, внуков, даже несмотря на то, что отец был коммунистом.



– Вы же тоже состояли в партии. Более того, возглавляли парторганизацию филармонии.


– Мне кажется, что беспартийные имели небольшое влияние в советском обществе. А мне подчиняться всем подряд не хотелось. В 1977 году партийная организация была общей у филармонии, театра кукол и управления культуры. Когда нам удалось добиться самостоятельности, мы смогли ставить перед властью насущные для филармонии вопросы и решать проблемы. Сейчас часто можно услышать: мол, раньше лучше жилось. Читайте классиков! У Пушкина есть произведение «История села Горюхина». Так вот там старики, сидящие на завалинке, тоже сетуют, что раньше было лучше. В пору нашей молодости всё было лучше, потому что у нас всё было ещё впереди.



– А сегодня вы так же активны, вы делаете выводы из всего происходящего вокруг?


– У меня есть свой взгляд на всё. Но мне семьдесят лет – кто меня станет слушать! Во мне музыка живёт. И это иногда мешает, потому что не могу её просто слушать – постоянно анализирую, раскладываю по полочкам. У меня каждый день спина мокрая – репетирую вне зависимости, есть выступление или нет. Вот и молодым нужно не только техникой увлекаться, но и работать «пятой точкой», то есть постоянно заниматься, да ещё думать, как и что играть.



– Есть что-то в жизни помимо музыки?


– В огород меня не пускают, считают, что пользы от меня немного. А вот реставрация баянов, аккордеонов, гитар и скрипок, ремонт мебели, часов – это моё. Люблю работать руками: по железу, по дереву, стеклу, восстанавливал фарфор.



– Какими же были ваши первые годы, детство-то выпало на время тяжкое, голодное, послевоенное?


– Моя мама Ирина Ивановна до войны работала почтальоном. Когда немцы напали на Советский Союз, она с отцом в эвакуацию в Узбекистан не поехала, верила, что Красная Армия разобьёт врага ещё на границе. А враг оказался на пороге родного дома и чуть не уничтожил её с двумя детьми. В марте 1942 года мама с трёх- и четырёхлетней дочками на руках – моими старшими сёстрами – переходила Дон по пояс в воде. Она хотела убежать от войны, а попала аккурат в руки фашистов – её с детьми отправили в концлагерь в Касторное. Потом их освободили. Мама умерла рано, в пятьдесят девять лет… Помню, накрошит она в тарелочку чёрного хлеба, солью посыплет, водичкой сбрызнет. «Ешь, – говорит, – масло потом будет, вот тогда и польём». А сестра рассказывала, что в роддоме от голода у мамы молоко пропало, так она всё тот же чёрный хлеб в тряпочку заворачивала, жевала и мне – новорождённому –  в рот клала. Наверное, с тех пор я чёрный хлеб и не люблю, предпочитаю белый. Кстати, по сей день я хлеб держу неправильно – всегда под столом, так в детстве его от других прятал, вот привычка и осталась…



– Кто ваши друзья?


– Разные люди и не обязательно из творческой среды. Главное – родство душ, патриотизм, переживание за судьбу страны, родной земли, за будущее нашей культуры, наших внуков-правнуков. И это не простые слова. Сейчас Россия обложена санкциями, а я под санкциями много лет прожил – аккордеон же был запрещённым инструментом. Так что могу поделиться опытом выживания.



– Владимир Алексеевич, вы прямо как Северная Корея!


– (Смеётся) Очень бы хотел там побывать – у корейцев хорошая школа аккордеонистов. А что до тоталитарного режима… Я вывел для себя такое правило: человек свободен, когда живёт по законам своей страны. Я на сцене абсолютно свободен. Когда-то бросил фразу, что у меня власти больше, чем у президента. Меня потом многие и долго клевали за эти слова. Но имелось-то в виду, что пока я играю, я – творец, хозяин, владеющий умами и душами слушателей. Например, глава нашего государства Владимир Владимирович Путин слушал меня дважды. И на время исполнения он шёл за мной, попав во власть музыки. Когда она закончилась, всё встало на свои места – президент снова стал первым, а я – рядовым гражданином своей страны.


– А что такое патриотизм для вас?


– Это не побояться пролить кровь за Родину. Фашизм, к сожалению, возрождается, поднимает голову. Не надо далеко ходить – он рядом. И сегодня мы, послевоенное поколение, стоим на рубежах. Пусть я музыкант, в возрасте, но всегда найду слова, музыку, чтобы дать отпор. Я – активный пользователь Интернета и стараюсь оппонировать тем, кто отрабатывает свои тридцать сребреников, поливая грязью нашу Родину.



– Спасибо за беседу. И ещё раз – с днём рождения!




Николай ЧЕРКАСОВ (фото)

Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 23 октября 2017 г.


Погода в Липецке День: -4 C°  Ночь: C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх