Ср, 17 Июля, 2019
Липецк: +24° $ 63.02 71.01
Ср, 17 Июля, 2019
Липецк: +24° $ 63.02 71.01
Ср, 17 Июля, 2019

Спасатели спешат на помощь

Игорь Сизов | 14.11.2016

Аварии на дорогах часто случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью. В авиации подобное легкомыслие невозможно. Здесь совсем другой уровень профессионализма, дисциплины и ответственности за жизнь людей. Не случайно во всём мире в авиакатастрофах гибнет несравненно меньше людей, чем в автоавариях. Примером может служить Липецкий аэропорт, в котором не было, и, надеемся, никогда не произойдёт серьёзных чрезвычайных происшествий  

Тем не менее от нештатных ситуаций в небе и на земле никто не застрахован. Садясь в самолёт, наверное, каждый из нас спрашивал: а если что-то пойдёт не так? Я при случае задал этот вопрос директору Липецкого аэропорта Владимиру Малахову. В ответ Владимир Иванович организовал экскурсию в Службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (СПАСОП). После визита стало ясно, что в авиации нет мелочей – каждая возможная проблема в небе уже просчитана, продумана и заранее готово её решение с максимальным эффектом.

База СПАСОП находится недалеко от аэровокзала, ведь спасатели должны первыми и в кратчайшие сроки прибыть на место возможной чрезвычайной ситуации. Здесь, как говорится, каждая секунда на счету, ведь речь идёт о здоровье и жизни пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях. Техническое оснащение, дисциплина, порядок, постоянные тренировки – всё почти как в армии. 

Чего стоит пожарный автомобиль на шасси от ракетных тягачей с двигателем от танка. Эта махина, созданная ещё в советские годы по конверсии для обслуживания аэродромов, способна перевозить 12 тонн воды и 850 килограммов пены. Таких машин в России остались единицы. В Липецком аэропорту благодаря профессиональному обслуживанию и уходу она на отличном ходу и в любой момент готова полностью выполнить самую сложную задачу. Но сейчас вместе с другим автомобилем большегрузный тягач находится в резерве. А дежурство несут две современные аэродромные машины на базе «КамАза», вмещающие около восьми тонн воды, а также большой запас пены для тушения пожара. Все они отличаются от «гражданских» пожарных автомобилей тем, что имеют увеличенный ресурс запаса воды. Кроме того, в них есть дистанционное управление, которое позволяет на ходу подавать струю жидкости из двух лафетных стволов, один из которых установлен на крыше, а другой – на бампере. Можно перейти и на ручное управление.

Ещё в резерве стоит поисково-спасательный автомобиль «Урал» высокой проходимости. На нём к месту аварии доставляют инструменты и запас оборудования. Здесь есть бензопилы на случай расчистки возможных завалов в лесу, электрогенератор, носилки и палатки для  пострадавших. 

Кстати, в своей работе СПАСОП тесно взаимодействует с другими службами аэропорта: медиками, полицией, аэродромщиками, инженерно-технической службой. У каждого своя чёткая задача и роль в общей спасательной операции. 

Техника и люди всегда готовы к экстремальным испытаниям. И это не просто слова. Каждый автомобиль регулярно проходит сертификацию – подтверждает  свои ходовые качества во время испытаний на скорость и подачу воды. Как и спортсмены, машины стартуют по полосе, а «рефери» с секундомером засекают время.  

– Наша основная задача – поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полётов, – рассказывает начальник службы СПАСОП Игорь Иванович Плотников. – В случае нештатной ситуации на взлётно-посадочной полосе или в зоне ответственности аэропорта, которая составляет двенадцать километров, первая из двух дежурных пожарных машин должна прибыть на место в течение трёх минут. В ней находятся водитель и два бойца, которые обязаны максимально быстро начать тушение самого горящего воздушного судна, а также охлаждение путей эвакуации пассажиров. В самолёте открывается основной выход и аварийные люки – из них люди спускаются по надувным трапам на землю. Оба выхода должны быть безопасны для использования, а значит, отсечены от огня и охлаждены, чтобы никто не получил ожогов и не отравился угарным газом. Вторая машина приходит сразу за первой.

Конечно, предотвратить сложную ситуацию проще, чем устранять её. Поэтому спасатели всегда находятся в полной готовности к решительным действиям. Так, за двадцать минут до взлёта или посадки самолёта или вертолёта пожарная машина встаёт на дежурство. И заканчивается оно только через двадцать минут после окончания всех технологических процедур: высадки пассажиров и экипажа, полной остановки двигателя, дозаправки, если она требуется.

Всего в СПАСОП служит 43 человека. Это сплочённый и, можно сказать, боевой коллектив. Случайные люди сюда не попадают, ведь каждый должен рассчитывать на своего товарища, как на самого себя. А любая заминка или оплошность даже одного члена команды может привести к плачевным последствиям. Поэтому ежемесячно составляется план тренировок, который неукоснительно выполняется. Регулярно проводятся и учения, последние были несколько месяцев назад с МЧС. По их результатам выставлена достойная оценка готовности.

К сожалению, мы с фотокором не присутствовали на этом зрелищном мероприятии. Но Игорь Иванович нас успокоил: сейчас объявим тревогу. Действительно, скоро прозвучала команда. По легенде у стоящего на полосе самолёта загорелся левый двигатель. Мы только успели заскочить в дежурную машину, как она сорвалась с места в сторону полигона. Здесь установлен списанный ЯК-40, исправно выполняющий роль потерпевшего аварию судна. В считанные секунды две машины направили струи воды в сторону двигателя, а несколько бойцов размотали рукав установки, чтобы пеной накрыть место предполагаемого пожара. Напор подаваемой воды огромный – 60 литров в секунду! Словно проливной дождь прошёл над площадкой полигона. Задача выполнена – бойцы собирают оборудование. 

А какие сложные ситуации были в реальной жизни? В памятном 2010 году огонь подходил по горящей траве к самому складу горюче-смазочных материалов. Страшно представить, какие разрушения были бы в случае взрыва больших заправочных ёмкостей. Но бойцы СПАСОП умело и быстро потушили «подползающий» пожар, предотвратив большую беду. 

Летом этого года диспетчер службы услышала разговор пилотов взлетевшего лайнера, которые запросили возвращения в аэропорт из-за неполадки в одном из двигателей. Она мгновенно дала команду: боевая тревога, выезд двух расчётов! Через несколько минут оба экипажа были на полосе во главе с Игорем Плотниковым. Спасатели с замиранием сердца целый час ждали, когда круживший над аэропортом самолёт выработает топливо. Напряжение спало только тогда, когда лайнер благополучно приземлился на полосу. Другой самолёт во время взлёта получил трещину в лобовом стекле от столкновения с птицей. Славу Богу, такие ситуации случаются крайне редко и благодаря слаженным действиям спасателей заканчиваются благополучно. 

На одном из сайтов я нашёл длинный список качеств, которыми должен обладать специалист СПАСОП. Привести его полностью не получится, так как он займёт полстраницы журнала. Приведу лишь одни из пунктов:  «повышенная восприимчивость органов чувств – острота зрения и слуха, глазомер линейный, угловой, объёмный, динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета), избирательность и развитый объём внимания, способность воспринимать одновременно несколько объектов…». Такое впечатление, что требования к космонавтам менее жёсткие. Но нет сомнения, что всеми этими качествами обладают спасатели Липецкого аэропорта. 

О каждом из работников службы можно написать отдельный очерк. Судьбы всех спасателей насыщены интересными фактами. Взять такую мирную и незаметную на первый взгляд профессию, как диспетчер. Четыре женщины, сменяя друг друга, дежурят в диспетчерской целые сутки. Напряжение – огромное, ведь в любую секунду может прийти сигнал о нештатной ситуации. Внимание должно быть отменным, слух – чутким, реакция – мгновенной. В этот раз на вахте была Ольга Федосовна Яковлева. По выправке и чётким ответам стало ясно, что перед нами человек, не понаслышке знакомый с армейской жизнью. 

– Я более двадцати лет носила военную форму – служила в Липецком авиацентре, – признаётся наша собеседница. – Последняя должность перед увольнением в запас – комендант штаба авиацентра, когда его начальником был генерал-майор Александр Харчевский. Сейчас я военный пенсионер. Но сидеть без дела не могу. Поэтому ещё в 2007 году устроилась в СПАСОП. Характер службы мне близок и понятен. Поэтому работаю с интересом и без нареканий, как и все наши диспетчеры. 

Семь человек в коллективе раньше были пожарными в МЧС. Среди огнеборцев с большим стажем и сам начальник службы Игорь Плотников. Он служил срочную в военизированной пожарной охране в Москве. Вернувшись в родной город, Игорь Иванович устроился в пожарную часть на территории Липецкого тракторного завода.  Потом ушёл в не менее экстремальную деятельность – промышленный альпинизм. Приходилось работать на высоте до 250 метров. Но бывших пожарных не бывает. Поэтому в 2013 году Плотников вернулся в профессию – устроился рядовым спасателем в СПАСОП, где и прошёл путь до начальника службы.

– Мне повезло, что в это время Липецкий аэропорт активно развивался под руководством Владимира Ивановича Малахова, – считает Плотников. – Мы все эти годы работаем в плотном контакте, все наши заявки и просьбы он внимательно рассматривает и удовлетворяет. Благодаря созданным условиям наша служба находится в высокой боевой готовности.   

Не менее интересна судьба начальника ведомственной пожарной охраны Сергея Юрьевича Окорокова. Он также служил сначала рядовым, а потом старшим пожарным в Москве. Уже тогда Сергей Окороков участвовал в тушении пожаров второй и даже третьей категории сложности, когда работают сразу десять отделений. После службы и учёбы в Липецком политехническом институте работал инженером-испытателем на ЛТЗ и заводе гусеничных тягачей. Сергей Юрьевич до сих пор уверен, что предприятие можно было спасти. Но когда все надежды рухнули, он ушёл в Липецкую таможню, службе в которой отдал двенадцать лет. А после такого послужного списка, можно сказать, вернулся в боевую молодость. В СПАСОП Липецкого аэропорта начинал рядовым, а позже дослужился до начальника ведомственной пожарной охраны.

– Я нисколько не жалею, что уже в возрасте пришлось послужить рядовым бойцом, – говорит он. – Если человек в каком-то деле стал профессионалом, он в любой момент это должен подтвердить на деле. К тому же я обновил свои давние навыки и знания, получил бесценный опыт. Теперь знаю изнутри, кто из моих подчинённых и чем занимается в каждую секунду служебного времени. Я могу проследить, всё ли делается правильно, и указать заблаговременно на ошибки. А значит, во время экстренной ситуации у нас не будет неприятных неожиданностей.

Начальник пожарно-спасательной команды Юрий Иванович Потанахин много лет отработал в пожарной части города Мирный, что в Якутии. После условий Крайнего Севера с пятидесятиградусными морозами службой в Липецком аэропорте он очень доволен. А водитель Константин Иванович Минин много лет крутил баранку в аэропорту Таймыра – тоже знаком с экстремальными условиями. 

Ветеран СПАСОП водитель Владимир Алексеевич Ячменёв имеет общий стаж более полувека. Он считает, что главное в профессии – знать и поддерживать материальную часть. Ветеран очень рад переменам в Липецком аэропорту, в котором с материальной частью полный порядок. А будет на высоком техническом уровне содержаться база предприятия, будут и коммерческие успехи. Ну и спасатели не подведут, всегда придут на помощь! .

Р.S.  На прошлой неделе в аэропорту «Липецк» началось строительство уникального объекта – командно-диспетчерского пункта. Его планируют сдать к маю 2017 года. Так что наш аэропорт продолжает развиваться в контексте своего звания «международный». 

Фото Николая Черкасова

Фото Николая Черкасова

Директор Липецкого аэропорта Владимир Иванович Малахов считает, что в авиации нет мелочей – каждая возможная проблема в небе уже просчитана, продумана и заранее готово её решение с максимальным эффектом.

Директор Липецкого аэропорта Владимир Иванович Малахов считает, что в авиации нет мелочей – каждая возможная проблема в небе уже просчитана, продумана и заранее готово её решение с максимальным эффектом.

Команда готова к выполнению самого сложного задания

Команда готова к выполнению самого сложного задания

Начальник пожарно-спасательной команды Александр Гаврин

Начальник пожарно-спасательной команды Александр Гаврин

Начальник ведомственной пожарной охраны Сергей Окороков в каске образца 1946 года, которую хранит со времён службы в армии

Начальник ведомственной пожарной охраны Сергей Окороков в каске образца 1946 года, которую хранит со времён службы в армии

 На прошлой неделе в аэропорту «Липецк» началось строительство уникального объекта – командно-диспетчерского пункта.

На прошлой неделе в аэропорту «Липецк» началось строительство уникального объекта – командно-диспетчерского пункта.

Фото Николая Черкасова Директор Липецкого аэропорта Владимир Иванович Малахов считает, что в авиации нет мелочей – каждая возможная проблема в небе уже просчитана, продумана и заранее готово её решение с максимальным эффектом. Команда готова к выполнению самого сложного задания
Начальник пожарно-спасательной команды Александр Гаврин Начальник ведомственной пожарной охраны Сергей Окороков в каске образца 1946 года, которую хранит со времён службы в армии  На прошлой неделе в аэропорту «Липецк» началось строительство уникального объекта – командно-диспетчерского пункта.
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных