Ср, 22 Мая, 2019
Липецк: +21° $ 64.54 71.97
Ср, 22 Мая, 2019
Липецк: +21° $ 64.54 71.97
Ср, 22 Мая, 2019

Русский квадрат

Евгения Ионова | 31.10.2016

В Липецкой области в третий раз прошла Межрегиональная выставка-конкурс народного декоративно-прикладного искусства «Нет живописней русского наряда»

ФОТО

Технический прогресс

«Русский квадрат» – одна из техник народно-прикладного творчества. Её применяют, например, при изготовлении лоскутного одеяла.

Известно, что у квадрата все стороны равны. А русский человек испокон веков с одинаковой любовью, желанием и участием и землю возделывал, и Богу молился, и культуру создавал, и Родине служил, сознавая, а лучше сказать – чувствуя важность и необходимость своего созидательного труда, находящегося в гармонии с Космосом и природой, которые были ему родными.

Вот и традиционная одежда – из той же, как говорят, оперы. Русская сряда – это вам и паспорт, и паспарту, и сшитое (связанное, сотканное, собранное) представление о жизни и месте каждого в ней. Это и оберег от злых духов. И всё – в рамках национального самосознания.

На третью Межрегиональную выставку-конкурс декоративно-прикладного искусства «Нет живописней русского наряда» свои работы привезли мастера народного творчества, хранители, популяризаторы, дизайнеры костюма из десяти российских областей. Каждый – со своей историей, со своим видением будущего традиционной одежды, куклы и аксессуаров.

– Радостно, что в последнее время такие фестивали, выставки становятся всё более популярными, – говорит председатель жюри конкурсной программы, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Государственного Российского Дома народного творчества Юлия Борисовна Иванова. – Сегодня, в двадцать первом веке, когда традиционная культура всё больше удаляется от нас, в эпоху глобализации, важно помнить о своих корнях. А народный костюм – хороший помощник для памяти.

– Сегодня модно носить одежду с национальными принтами, – подчеркнул директор Областного центра культуры, народного творчества и кино Александр Михайлович Чуносов. – Это подчёркивает наше отношение к своим корням, побуждает молодое поколение изучать историю своего народа. Мне думается, что у русского костюма есть не только богатое прошлое, но и интересное будущее, а такие выставки, как наша, этому способствуют.

Впервые выставку-конкурс «Нет живописней русского наряда» в нашей области провели в 2011 году. Автор проекта – заведующая отделом традиционной народной культуры Областного центра культуры, народного творчества и кино Вера Живанович – специально ездила в Ярославль на всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох», смотрела, как работают мастера, перенимала опыт.

– Так же как и в Ярославле, мы решили проводить выставку раз в два года, – рассказывает Вера Андреевна. – Наша главная задача – сохранение подлинных традиционных комплексных нарядов, на основе которых можно впоследствии делать и реплики, и сценические образы. Нам важно, чтобы была преемственность у народных мастеров, мастериц декоративно-прикладного творчества. Поэтому на этой выставке-конкурсе мы проводим мастер-классы, где можно многому на­учиться. С каждым годом в Липецкую область приезжает всё большее число участников, их профессиональный уровень постоянно повышается.

Имена и номинации

В этом году оценивать участников конкурса приехал Сергей Глебушкин – известный российский собиратель и пропагандист народного костюма, обладатель самой обширной коллекции русского наряда (по разным данным, в его собрании от 150 до 300 комплектов крестьянского праздничного, бытового, а также сценического костюма). Сергей Анатольевич уже многие годы живёт и работает в столице, преподаёт в Московском государственном университете культуры. Он обладатель множества премий и наград. А родился коллекционер на Рязанщине, в славном села Выша. Многим россиянам оно известно как место духовного стояния батюшки Феофана Затворника.

– Вот и моя бабушка Анна была богомольной, пела мне песенки, как народные, так и церковные, стишки духовные читала, сказки сказывала – откуда и пошла моя любовь к традиционной культуре, корневому устройству жизни, – делится Сергей Анатольевич. – К сожалению, в России институт бабушек исчезает. Они сейчас все цивилизовались, окультурились, внуки их теперь только по именам и называют. Безобразие. Откуда же ребёнку черпать настоящее, подлинное, русское? Теперь вместо бабушки – Интернет. А хорошему ли он научит?

– А что вас сподвигло начать собирать традиционную русскую сряду?

– Бабушкина панёва. Вернее, моё детское воспоминание о том, как бабушка свою драгоценную и многосложную одежду просушивала весной, как она бережно к ней относилась. С трёх лет это запечатлелось в памяти, как на фотографии, и ждало своего часа. Когда я начал петь в фольклорном ансамбле «Россияночка», понял: если я эту старину не сохраню, то она вскорости исчезнет. В нашей семье по обычаю костюм передавался по женской линии, я выкупил его у двоюродной сестры, отреставрировал. Затем отправился к двоюродной бабушке Сане, которая жила в селе на границе с Мордовией. Вот с этого всё и началось.

– В последнее время вы переключились на сценический костюм. Почему?

– Пока я собираю исключительно костюмы государственных народных хоров России, а их – одиннадцать. Мне кажется, мы должны знать и эту сторону истории российской культуры. Представьте, некоторые хоры, такие как Кубанский, родились два века назад, а хор Пятницкого – более ста лет назад. Это наши жемчужины. Мне хочется быть полезным руководителям фольклорных коллективов, ведь на сцену в этнографии не выйдешь, а вот сделать правильную реплику можно только обладая определёнными знаниями.

– Вы о музее не задумывались?

– Пока это моя неосуществимая мечта! Свою коллекцию я показал уже во многих уголках России, её видели в США, во Франции, Италии, Чехии, Китае, даже в Саудовской Аравии. У меня случается по восемнадцать выставок в год, постоянная действующая экспозиция есть в Российском этнографическом музее, в питерском Русском музее. В Рязанской филармонии открывают музей рязанского народного хора, одну из комнат которого отдают под мою коллекцию. С июня на Роза Хуторе в Сочи в культурном центре «Моя Россия» проходит моя выставка. А недавно мне предложили создать там галерею собранных мною костюмов.

Елена Дмитриевна Зинина из Центра романовской игрушки взяла Гран-при в номинации «Сценический народный костюм» за коллекцию «Яблочный спас».

– В конце августа на Спас наши предки доставали из сундуков самые лучшие наряды и шли в церковь – святить яблоки, – рассказала мастерица. – Тот вариант костюма, который мы представили на конкурс, называется «городская парочка», он был популярен в селе Троицкое Липецкого района в конце позапрошлого – начале прошлого века. Сельчане не желали одеваться «по-деревенски», а хотели «как в городе ходить».

Елена Лоскутова из Тамбова впервые участвовала в липецкой выставке-конкурсе. Пока никакой награды не взяла, зато получила массу положительных эмоций. У мастерицы говорящая фамилия. Оказалось, что Елена Владимировна до последнего времени была практикующим зубным врачом. Пять лет назад попала на мастер-класс по изготовлению вепсской куколки и пропала.

– А вернее – себя нашла, – смеётся рукодельница. – Я стала много читать о традиционных промыслах моего края, училась на семинаре в Камышине. Из стоматологии ушла, теперь – мастерю кукол и одежду. Так что стоило прожить почти пятьдесят лет, родить и воспитать троих прекрасных сыновей, чтобы вот таким чудным образом найти свою дорогу. Я мужу так и сказала, что счастлива: у меня есть всё – и семья, и дети, и увлечение всей жизни! Предпочтение отдаю куклам, потому что они играют огромную роль в воспитании детей, особенно девочек. В своей работе с куклами я использую только старые ткани.

Народное единство

Что может объединять народы? Пожалуй, прошлое и будущее. В настоящем, в суете сегодняшнего дня, наверное, сложно проследить связующую нить. А вот оглядываясь назад или загадывая на завтра, всё видится объёмнее. Конкурсы, подобные липецкому, как раз и несут тот самый объединяющий элемент, несмотря на состязательный характер мероприятия.

– На такой большой выставке я впервые, и считаю, что прошла здесь хорошую школу, познакомилась со многими мастерами из разных регионов Центральной России, у которых кое-чему научилась, а кому-то сама помогла, – делится Елена Булгакова. – В нашей Воронежской области о вашем конкурсе хорошо знают, многие мечтают сюда попасть, в этом году повезло мне.

Гостья из города Курчатов, что в Курской области, Людмила Немцева в номинации «Традиционная рукотворная кукла» стала обладательницей второго места. Людмила Николаевна, архитектор по профессии, занимается этнографией уже 23 года. Работает в детском Доме творчества.

– Все пять конкурсных кукол я сделала за отпуск, так что здесь у нас случилась самая настоящая премьера. В Курской области живут разные народности, у каждой – своя культура, свои традиции. Я всё это изучаю, научилась вот по-саянски вышивать. Моя главная задача – передать все навыки ученикам, привить им любовь к малой и великой Родине.

О том, что на конкурс в Липецк приезжать полезно, как никто знает постоянный участник, народный мастер Волгоградской области Ирина Шикова. Липецкой публике и профессиональному жюри Ирина Владимировна демонстрировала разные стороны своего таланта. На этот раз она привезла коллекцию, сделанную в соавторстве с липецким фотохудожником Николаем Черкасовым. Его снимки с помощью специальной техники мастерица переносила на ткань.

– На прошлой выставке мы с Николаем Александровичем познакомились, я стала следить за его творчеством в Интернете, общаться с ним в соцсетях. Меня вдохновили его фотообразы липецкой земли. Так получилась моя кукольная экспозиция «Времена года», где на игрушечных одеждах можно увидеть ваш Нижний парк зимой, задонские просторы в осенних красках…

Со своей льняной коллекцией Ирина Шикова также участвовала в конкурсной программе выставки в номинации «Русские традиции в современном костюме». Ирина Владимировна утверждает, что лён – это настоящее золото России.

– В Волгоградской области старинного костюма нет, потому что земли заселялись уже достаточно поздно, – рассказывает мастерица. – Я с детства любила рукодельничать, всегда сама одевала своих кукол. До сих пор люблю осваивать различные техники рукоделия и на таких фестивалях обязательно чему-то учусь. Очень вдохновляют традиционные женские головные уборы, но моя фантазия уносит меня дальше, рождает свои идеи, которые воплотились в нынешнюю сказочную коллекцию. Западные кутюрье любят использовать русские мотивы и узоры в своих линейках одежды, но их интерпретации настолько сложны, что трудно угадать первоисточник. Нужно изо всех сил стараться сохранять наши национальные особенности в нарядах, чтобы не забывать, кто мы и откуда.

Чаплыгинский сценический костюм. Фото Анатолия Евстропова

Чаплыгинский сценический костюм. Фото Анатолия Евстропова

Чаплыгинский сценический костюм. Фото Анатолия Евстропова
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных