Пн, 20 Мая, 2019
Липецк: +18° $ 64.56 72.37
Пн, 20 Мая, 2019
Липецк: +18° $ 64.56 72.37
Пн, 20 Мая, 2019

Только шашка казаку?

Евгения Ионова | 31.10.2016

Пять дней в Липецке работала творческая лаборатория для руководителей казачьих фольклорных коллективов

Точного определения, кто такие казаки, нет до сих пор. Как не известна и этимология слова «казак» и откуда есть пошли эти вольные люди. В различных энциклопедиях можно прочитать, что «казачество — этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и другие народности как отдельные субэтносы своих народов в единое целое».

История и лаборатория казачества

До 1917 года российское законодательство рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы.

Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от тех, что были распространены среди россиян. Считается, что казачество зародилось в XIV веке на степных незаселённых просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. Некоторые исследователи пытались обнаружить предков казаков у скифов, половцев, хазар, аланов, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, торков… Другие историки доказывали русскость казачества. Эмигрантская среда выдвинула свою версию, согласно которой предками казаков являются русские из Золотой Орды. Нам же ещё в школе рассказывали, что казаки – это беглые крепостные или скрывающиеся от крепости крестьяне со всей Руси.

Нет единодушия среди учёных и в вопросе о происхождении слова «казак», и всё же большинство специалистов сходятся в том, что пришло оно с Востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово впервые упоминается в летописях 1444 года и означает бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.

На протяжении веков казачество являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Без казаков не обходилась ни одна война, которую вела Россия, начиная с XVII столетия. Казачьи сабли помогали продвигаться вперёд покорителям Сибири и Дальнего Востока.

Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих войск. После революции декретом 17 ноября 1917 формально казачество как сословие упразднили, хотя проекты его ликвидации создавались ещё в конце позапрошлого века.

Потом была Гражданская война, и большинство казачества поддержало Белое движение.

До 1936 года казаки оставались «непролетарским элементом», поражёнными в правах, которым запрещалось даже служить в Красной Армии. А потом появились отдельные казачьи формирования, героически проявившие себя на полях Великой Отечественной.

Возрождением казачества, в первую очередь как историко-культурного движения, можно считать 1988 год, когда началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов как на местах их бывшего компактного проживания, так и в крупных городах. 16 июля 1992 года Верховный Совет РФ реабилитировал казачество.

На сегодняшний день точных данных о численности казаков в России нет. По различным подсчётам, в 73 субъектах Российской Федерации проживает примерно пять миллионов казаков. Число казаков в Казахстане и на Украине, а также в дальнем зарубежье неизвестно.

То есть история у казачества интереснейшая, самобытная, как и культура, ради сохранения и развития которой в Липецк приехали представители 17 регионов страны.

– Наша творческая лаборатория проводится в рамках Всероссийского конкурса «Казачий круг», под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, управления культуры и туризма Липецкой области, Государственного Российского Дома народного творчества и при поддержке постоянной профильной комиссии по содействию развития казачьей культуры Совета при Президенте РФ по делам казачества, – рассказал начальник отдела народного творчества и организационно-кадровой работы регионального управления культуры и туризма Фёдор Николаевич Катрич, как оказалось, тоже из казаков, только кустанайских.

– Главная задача лаборатории – развитие сети казачьих фольклорных коллективов по всей стране, – подчеркнул директор Областного центра культуры, народного творчества и кино Александр Михайлович Чуносов. – В Липецке в лабораторной работе участвовали сорок человек. Подобные семинары пройдут в Ставрополе и в Чите. Нам важно не только сохранять, но и развивать народную культуру. Носители традиции уходят, наша задача находить им преемников. Отрадно, что при фольклорных ансамблях всё чаще создаются детские коллективы-спутники, и живут они в той же среде, что и их взрослые учителя.


Воинам Христовым ничего не страшно

В работе лаборатории участвовали различные эксперты по казачьей культуре, этнографы, фольклористы. Среди них – Виктория Валерьевна Путиловская, художественный руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Покров», главный хормейстер Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра, советник атамана Волгоградского казачьего округа, кандидат педагогических наук.

– Виктория Валерьевна, что такое казачья культура сегодня?

– Это жизнь! Это правда, это голос наших предков. Казачья песня – молитва. В этой культуре многое скрыто, как и в жизни казаков, которые внешне бравые парни, удалые, лихие, рождавшиеся для того, чтобы умереть за веру и Родину. Но ведь глупо думать, что никто не боялся, поэтому все свои эмоции казаки привыкли прятать глубоко. Вот и в песнях они скрывали своеобразные коды, которые понятны только тем, кто чист сердцем. Мало принять казачью культуру, важно, чтобы она тебя приняла. Что мы видим сегодня? Появляются совершенно инородные нашей среде петрушки в лампасах с шашками наголо. Происходит подмена ценностей. Казачья культура – это сила духа, красота. И ведь никто в пост плясать не будет. А сегодня об этих традициях, о Пасхалиях мало что знают, особенно те, кто создаёт разные фестивали. Сколько раз я становилась свидетельницей мероприятий, проводимых в среду и пятницу. При этом я ничего не имею против конкурсов, выпадающих на эти дни, – их можно считать послушанием, работой, а не увеселительным мероприятием. Да и жанры произведений в это время можно подобрать соответствующие, а не разухабистые пляски. Мы забываем о богатейшей духовной культуре казаков, о былинах, о балладах, о протяжных песнях. Но ведь это невесело, и на площади невыгодно смотрится.

– То есть неформат…

– Вот если мы остановимся на выборе: формат мы или хранители культуры, тогда важно понять, куда мы идём. И когда у нас что-то не складывается, мы спрашиваем: почему? Просто культура предков не приемлет фарисейства, лжи.

– Нам сегодня говорят, что Церковь в России отделена от государства. Это так. Но ведь вера у нас от традиции не отделена!

– Конечно, даже есть праздники, в которых несколько традиций соединены в одно, как на Масленицу, например. И всё это живо. Но здесь нужно уметь отделять зёрна от плевел. Если у казаков много произведений с ненормативной лексикой, выносить их на большую сцену категорически нельзя. Концерт, выступление творческого коллектива в первую очередь – воспитательный процесс. И если артисты этого не понимают, происходит подмена ценностей. А публика, конечно, может требовать ещё и ещё спеть что-то «с перчинкой», ведь табу нарушено. В нашем ансамбле мы жёстко стоим на традиционных позициях и не исполняем то, чего не следует. В казачьей традиции многое было табуировано. Например, бытовали песни оп­ределённого казачьего быта, которые исполнялись только в тесной мужской компании, для поднятия боевого духа, когда нет рядом баб, детей, вдали от дома. А вот в семье, где бегает малышня, песни «с картинками» не игрались. Не надо забывать, что воспитание казака – это в первую очередь созидание духа! И ведь только капли казачьей крови достаточно, чтобы стать казаком. На Дон приходили разные национальности, кого-то казаки принимали, кого-то изгоняли. А кто оставался – становился полнокровным казаком.

– На ваш взгляд, насколько полезны такие лаборатории?

– Всем нам важно найти дорогу. Детей вводить в казачий мир нужно осторожно, не как на экзотическую экскурсию, а погружая в традицию с головой. Наш труд бескорыстен во многом. И как казаки, мы в большей степени служим своему призванию и народу, творим во имя православной веры и Отечества, на благо реки, рядом с которой живём и где стоит наше казачье войско. Путь казачьего творчества нелёгок. Не все даже понимают, что это такое на самом деле. Но, слава Богу, Господь создал Интернет, где можно найти то, что ищешь. Культура нашего народа интересная, полноценная, и, несмотря на девяносто лет геноцида казачества, ничего-то нам не сделалось. Потому что воинам Христовым ничего не страшно!

Фото Анатолия Евстропова

Фото Анатолия Евстропова

Виктория Валерьевна Путиловская - художественный руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Покров», главный хормейстер Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра

Виктория Валерьевна Путиловская - художественный руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Покров», главный хормейстер Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра

Фото Анатолия Евстропова Виктория Валерьевна Путиловская - художественный руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Покров», главный хормейстер Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных