Чт, 18 Июля, 2019
Липецк: +24° $ 63.02 71.01
Чт, 18 Июля, 2019
Липецк: +24° $ 63.02 71.01
Чт, 18 Июля, 2019

Розы из кожи

Ольга Головина | 31.10.2016

Можно ли открыть домашнюю кожевенную мастерскую, если в вашем распоряжении пара старых перчаток или замшевые язычки от кроссовок? Большинство скажет как отрежет: «Абсурд». А вот Яна Полухина уверена, что попробовать можно и даже нужно. Главное – проникнуться желанием, стремлением и вдохновением!

Яна с детства знала, что будет заниматься творчеством. Родилась она в Тюмени. Там, в Сибири, и прошло её детство.

– Я неплохо училась, занималась спортом, но больше всего любила художественную школу, – вспоминает Яна. – У нас были замечательные педагоги, которым легко удавалось увлечь своих воспитанников искусством. Специально для нас они организовывали выставки в городских музеях или домах культуры. И мы этим очень гордились, приглашали родственников и друзей посмотреть на наши этюды.

Одну из выпускных работ Яны Полухиной готовы были купить, и даже деньги предлагали неплохие, но вмешалась мама и сказала: мол, пусть картина останется в семье на память. С тех пор прошло немало лет, Полухины переехали из Тюмени в Липецк, поменяли несколько квартир, но свой главный талисман – выпускную картину Яны – берегут с особым трепетом.

На новом месте

Когда пришло время поступать в вуз, Яна не колебалась. Единственное, чего она хотела – заниматься творчеством. Поэтому выбрала факультет дизайна. К этому времени родители девушки развелись. Отец остался в Тюмени, а мама с детьми перебралась в Черноземье.

– Я даже не знаю, почему выбрали Липецк, – говорит Яна. – Скорее всего, так решили на семейном совете. В Липецке было относительно недорогое жильё. Это и стало решающим фактором. А вот учиться мне хотелось на родине, поэтому поступила в Тюменский институт педагогики, психологии и управления.

Яна с удовольствием вспоминает прекрасные студенческие годы. Она вела очень активную жизнь – играла в КВН, участвовала в выставках и конкурсах, старалась не пропускать ни одного интересного мероприятия.

– Однажды у нас объявили творческий конкурс «Альтернативная мода». Нужно было придумать и создать необычную одежду. Главное условие – костюмов должно быть несколько. Моя мама прекрасная портниха, может, творческая жилка у меня именно от неё. Она всегда нам с братом делала великолепные новогодние костюмы. А в девяностых, когда одежду было не достать, мама шила всё и одевала нас с иголочки. Но конкурс требовал чего-то особенного. Мы придумали наряд из перьев. Сначала приделали длинный шлейф к платью-футляру. Потом расшили наряд перьями, выкрашенными в невероятно насыщенный фиолетовый цвет. Сделали и специальный головной убор. В общем, получился образ настоящей Жар-птицы. Второй костюм, наоборот, был очень демократичным. На его изготовление ушёл не один мусорный мешок. Так что с заданием сделать альтернативную одежду мы справились на все сто. Жюри, естественно, оценило по достоинству наши креативные идеи. После первого успеха я участвовала в нескольких дефиле на разных городских праздниках со своими суперплатьями.

Так случилось, что после второго курса Яна была вынуждена перевестись из тюменского вуза в Елецкий университет на факультет дизайна, который так интересовал девушку. Но, как призналась Яна, в Ельце после большого мегаполиса жить было очень непривычно, и она перебралась в Липецк, где и окончила худграф ЛГПУ.

– Я с юных лет могла проявить характер, – признаётся Яна. – Поэтому иногда в учёбе приходилось непросто. Преподаватели требовали от нас рисования по канонам и правилам, а мне хотелось сделать всё по-своему – так проявлялась жажда творческой свободы. Но мне говорили: «Сначала стань художником, а потом твори». Поэтому, когда не нравился натюрморт, я предлагала свою кандидатуру в натурщицы и спокойно позировала. Благо на курсе у нас был всего один парень.

Поиск

Получив диплом, Яна устроилась художником-витражистом в студию «Поэзия стекла». Очень быстро набила руку и стала ведущим специалистом на предприятии.

– Заказов было много, – вспоминает Яна. – Мы делали плёночные витражи, двери, межкомнатные перегородки, окна, зеркала. По сравнению с витражами тиффани они технологически проще и не требуют специального дорогостоящего оборудования, дополнительного помещения. Проще говоря, они надёжны и при этом недороги. В студии я научилась общаться с клиентами, понимать их желания, идеи. Не всегда была возможность выехать на место и увидеть обстановку своими глазами, чаще приходилось делать всё по фотографиям. Это не очень удобно. А витраж должен быть изюминкой интерьера, гармонично в него вписываться.

Более трёх лет отработала Яна в студии, а потом решила уйти в свободное плавание. Помог случай. Однажды девушка ужинала вместе с подругами в кафе. На одной из них были замечательные серьги, милые, весёлые и очень не­обычные. Естественно, поинтересовалась, откуда украшения. Оказывается, она их сделала сама из полимерной глины. Вернувшись домой, Яна перерыла весь Интернет, всё досконально изучила, а утром отправилась в магазин за «ингредиентами». Работа закипела. Азарт захватил девушку с такой силой, что очень скоро она скопила приличный ассортимент продукции. Само собой, пришла идея продавать украшения.

– Я помню, как волновалась перед первой ярмаркой, – рассказывает Яна. – И напрасно. Встретила там много единомышленников и друзей. Вместе общаемся вот уже несколько лет, делимся новостями, новинками, идеями. Первый блин не получился комом, мои украшения пользовались спросом и неплохо расходились.

В одну из таких торговых ярмарок, а Яна Полухина стала их постоянной участницей, рядом с ней разместилась девушка из Воронежа. Когда она открыла свою «коробочку», Яна ахнула – необычные, красивые, стильные, яркие кожаные браслеты, серьги, пояса, ремни, ожерелья. Чего там только не было.

– Я, конечно, поинтересовалась, как она всё это делает. Однако делиться секретами соседка не спешила, а я всё для себя решила в тот момент, – констатирует Яна. – Несмотря на свою внешнюю хрупкость, в душе я люблю всё брутальное, строгое. Поэтому кожа именно тот материал, с которым мне приятно и хочется работать. Начала с теоретической подготовки, много читала, рассматривала картинки изделий из кожи и однажды решила перейти к практике. Но для этого надо было найти материал.

Яна отправилась в путешествие по магазинам тканей и там скупала остатки и обрезки. Первые работы, естественно, были очень неумелыми и сырыми. Но это ни на минуту не остановило решительного мастера. Она упорно шла к цели. И очень скоро строчки становились всё более ровными и уверенными, изделия утончёнными и интересными.

Дело мастера боится

Сегодня у Яны достаточно заказов. Её группы в социальных сетях известны, неплохо работает лучшая для всех времён и народов реклама – сарафанное радио. Но она говорит, что торговать не её ремесло – не очень-то получается. Но, как известно, ничего невозможного нет.

– Сегодня рынок заполнен самой разнообразной продукцией, – считает Яна. – Покупатель достаточно привередлив и избалован. Ему хочется уже не массового ширпотреба, а индивидуальных, изысканных, высококачественных вещей. Поэтому многое зависит от профессионализма мастера. За эти годы мне довелось изготавливать многие вещи – от элементарных книжных, блокнотных переплётов до визитниц, ключниц, бутылочниц и даже футляров для топора. Очень часто после первого заказа поступает второй.

Безусловно, красота и качество изделий зависят от качества исходного материала. Яна закупает кожу в основном через Интернет. Первое время приобретала её в Италии, сейчас нашла отечественных поставщиков. Но проколов избежать не удалось.

– Один раз заказала довольно крупную партию кожи, – рассказывает Яна. – Тогда я не очень-то разбиралась в нюансах, а когда получила и раскрыла посылку, ахнула. Из такой кожи можно разве что сёдла для лошадей делать, а не бумажники с ремнями. Но сильно не расстроилась, была уверена, что всё наладится. Вот недавно исполняла необычный заказ, с которым пришлось долго повозиться, хотя изначально ничто не предвещало сложностей. Делала кожаный чехол на стул. Получилось круто.

Постепенно Яна решила наносить на свои изделия различные рисунки. Купила выжигательный аппарат и освоила его. Затем научилась раскрашивать свои картинки специальными красками и кремами для кожи. Получается очень красиво.

– Сначала было непривычно обращаться с выжигателем, ведь это не ручка и не кисточка, чуть замешкался, отвлёкся, и всё – в лучшем случае лишняя полоса, в худшем – дырка, – рассказывает Яна Полухина. – Но сейчас отдыхаю, когда рисую. Несколько раз приходилось даже наносить портреты будущих владельцев на обложки бумажников или паспортов. Желание заказчика – закон. Такая работа требует особой собранности и ответственности. Мне же по душе рисовать животных и птиц. Ну разве может кто-то сравниться с грацией и красотой тигра или льва, например.

По мнению Яны, кожа – великолепный материал. Самое главное – он натуральный и прочный. Ведь кожу использовали самые дальние наши предки. И даже изобретение ткацкого станка не вытеснило её. Индейцы Южной Америки до сих пор уважительно относятся к амулетам из кожи. Более того, они свято верят в их магическую силу. А аборигены из Австралии предпочитают защищать себя во время сна волшебными ловушками для сновидений, которые изготавливаются из хорошо выделанных (а затем разрисованных) шкур летучих мышей. К слову, Яна уже нашла подходящий эскиз и хочет сделать и себе подобную ловушку.

Мастерская у Яны располагается на дому. Признаётся, что работает почти каждый день.

Я поинтересовалась происхождением пенька, на котором мастер отбивает кожу и устанавливает фурнитуру. Оказывается, рабочие обрезали тополя, которые разрослись у дома и уже мешали проводам. Пенёк принесли в квартиру. А из его коры Яна соорудила удивительные часы. Кстати, Яна призналась, что впервые тополь и каштан увидела именно в Липецке, в Тюмени ей приходилось любоваться кедрами. Есть у Яны и пуфик из старого чемодана, и люстра из водосточных труб. Родным и знакомым подарки чаще всего тоже делает сама. А они того и ждут. Ведь каждому хочется иметь эксклюзивный, добротный аксессуар.

Фото Павла Острякова

Фото Павла Острякова

Вдохновение приходит во время работы

Вдохновение приходит во время работы

Изображения животных на аксессуарах пользуются особой популярностью

Изображения животных на аксессуарах пользуются особой популярностью

Одно из последних и любимых изделий – ключница

Одно из последних и любимых изделий – ключница

Фото Павла Острякова Вдохновение приходит во время работы Изображения животных на аксессуарах пользуются особой популярностью Одно из последних и любимых изделий – ключница
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных