itogi.lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
23 ноября 2009г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
ФОТО НЕДЕЛИ 
Время перемен
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Общество 

Герой без Золотой Звезды

Уточнения к боевой биографии. Версия
23.11.2009 "ЛГ: Итоги недели". Леонид Морев
// Общество

Приближается 65-я годовщина Великой Победы. И так уж получается, что чем дальше уходим мы от этой даты, тем доступнее становится информация о событиях 1941–1945 годов.


И связано это вовсе не с изменением политической ситуации, открывшей архивы в далёкие теперь уже 90-е годы прошлого века, а со стремительным развитием внутрироссийского электронного информационного пространства, в котором находится место всему, в том числе и столь значимым для всех россиян событиям времён Великой Отечественной войны. В качестве основных ресурсов можно назвать без преувеличения гигантскую электронную библиотеку «Милитерра» и созданный Министерством обороны по прямому указанию Президента РФ Обобщённый компьютерный банк данных «Мемориал». Последний открывает через Интернет доступ к документальной информации Центрального архива Минобороны о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы войны, а также в послевоенный период.


А вот когда мы праздновали полувековой юбилей Победы, для того чтобы установить фронтовую судьбу конкретного военнослужащего, фактически приходилось методично перебирать бумажку за бумажкой. Теперь же бывает достаточно войти в Интернет и воспользоваться системой поиска, предоставляющей многочисленные перекрёстные ссылки. Именно так, сведя воедино разбросанные на просторах «всемирной паутины» фрагменты военных мемуаров и документальные свидетельства, удалось установить реальную военную биографию лётчика-героя Кузьмы Коробейникова из села Репец Задонского района...



Ошибка из агитки


Уроженец села Репец Задонского района, лётчик-штурмовик Кузьма Коробейников, чьё имя навеки вписано в героические страницы Великой Отечественной, погибал дважды. Первый раз – 16 сентября 1941 года, совершив огненный таран в районе станции Ирса Киришского района на Ленинградском фронте. Второй – 8 января 1942 года «при выполнении боевого задания командования по обороне гор. Москвы от немецких оккупантов».


Под Ирсой Коробейникову оборвали жизнь и военную биографию сочинители военно-исторических агиток, в которых геройский подвиг обязательно завершался геройской гибелью. Вот что написано в одном из таких сочинений за подписью некоего Г. Сотникова, участника Великой Отечественной войны: «Вдруг самолёт Коробейникова резко подбросило вверх: снаряд попал прямо в мотор... Лётчик ещё мог выпрыгнуть с парашютом и приземлиться на территории, занятой врагом. Но он этого не сделал. Превратившийся в пылающий факел самолёт перешёл в отвесное пикирование прямо на скопление фашистских танков... А когда оборвался его полёт, задрожала земля, и огромной силы взрыв потряс воздух. Запылали танки с крестами на башнях, к небу поднялся чёрный удушливый дым. Он рос, расплываясь гигантской шапкой, разнося во все стороны весть о гибели Кузьмы Коробейникова, верного сына Родины». Судя по стилистике, в основе воспоминаний, в лучшем случае, заметка из какой-то фронтовой газеты.


А вот о том, что последний свой боевой вылет Кузьма Коробейников совершил под Москвой несколькими месяцами позже, свидетельствует документ официальный – извещение, направленное из штаба 65-го штурмового авиационного полка (ШАП) родителям лейтенанта К. П. Коробейникова, который «родился в 1920 г. в Орловской области г. Задонск село Репец» (так в извещении).


О второй, официальной дате смерти Кузьмы Петровича, судя по всему, было известно и некоторым очеркистам, бравшимся воссоздавать военную биографию лётчика. Но возникавшее противоречие они решили просто – перенесли таран под Ирсой с сентября 1941-го на январь 1942-го, и бои под Ленинградом перепутали с боями под Москвой.


Дело в том, что где-то в конце сентября – первых числах октября 65-й ШАП был разделён. Две его эскадрильи перебросили на московское направление. Сделано это было не случайно. Из лучшего полка отобрали лучших лётчиков для обороны столицы. За пару недель до этого личному составу 65-го ШАП зачитали на митинге телеграмму командующего фронтом: «За отличное выполнение боевых заданий по защите города Ленинграда от фашистских захватчиков объявляю благодарность всему личному составу 65-го ШАП, уничтожившему большое количество автомашин и мотопехоты»...


«Московские» эскадрильи оснастили самолётами ИЛ-2, и с 8 октября 1941 года они, также под именем 65 ШАП (что добавило потом путаницы военным историкам), были включены в резервную авиагруппу полковника Н. А. Сбытова. Группа действовала на Можайской линии обороны Западного фронта. Причём, как вспоминал позднее сам Сбытов, ситуация здесь была настолько сложной, что его авиагруппа уже вовсю выполняла боевые задания ещё за два дня до своего формального создания: «Начав свои действия 6 октября в районе Юхнова, истребители, штурмовики и бомбардировщики непрерывно наносили удары по танковым и моторизованным группировкам войск противника». Особенно выделяет Сбытов как раз 65-й ШАП под командованием майора А. Н. Витрука. А среди лучших его лётчиков называет и лейтенанта К. П. Коробейникова.


Действовали наши авиаторы смешанными группами. «Обычно впереди шли на большой скорости истребители МИГ-3, которые очищали воздух от фашистских истребителей и вызывали на себя зенитный огонь. В этот момент штурмовики ИЛ-2 с бреющего полёта внезапно нападали на вражеские колонны и точными, молниеносными ударами поражали танки и автомашины», – рассказывает Николай Александрович в своём мемуарном очерке «Авиационный щит столицы». А военный журналист А. В. Устинов в книге «С «лейкой» и блокнотом» вспоминает: «В «Правде» 30 ноября был напечатан мой снимок с подписью: «Младший лейтенант Коробейников, лейтенант Невкипелый, младший лейтенант Алёшин, разрушив вражескую переправу в районе Малого Ярославца, сорвали наступление противника».



Истина


Что речь идёт именно о Кузьме Коробейникове, подтверждают страницы документальной повести Дмитрия Землянского «Высокое небо Витрука», рассказывающей не только о командире 65 ШАП, но и о его товарищах по оружию. Фамилии Коробейникова и Невкипелого вновь рядом. «Январь 1942-го стал особо сложным в боевой истории 65-го штурмового авиаполка. Во время штурмовки вражеских объектов погибли бесстрашные воины-герои комэски Г. Невкипелый и К. Коробейников. Сквозь январские метели мощные «Илы» понесли дальше начертанные на фюзеляжах их имена: «За боевых капитанов Г. Невкипелого и К. Коробейникова». Герои остались жить в памяти товарищей, в боевых делах полка. Вот так Невкипелый и Коробейников оказались вместе и в подвиге, и в смерти. Только насчёт «капитана» и «комэска» автор несколько преувеличил в отношении нашего земляка.


Итоги «боевой работы» лётчика-штурмовика Кузьмы Коробейникова в небе Подмосковья отражены также в научной работе А. Г. Фёдорова «Авиация в битве под Москвой». На странице 126-й читаем: «Смертью героя погиб под Москвой лейтенант К. П. Коробейников, совершивший 48 боевых вылетов и уничтоживший при этом 17 танков, 7 огневых точек и несколько автомашин. Нередко приходилось ему отыскивать цель в сложных метеорологических условиях при плотном огне зенитной артиллерии». Сообщая эти данные, автор ссылается на конкретные документы архива Минобороны.


Так что, вне всякого сомнения, героическая боевая биография уроженца села Репец Кузьмы Коробейникова вовсе не оборвалась, а только началась огненным тараном (в горячке боя его приняли за таковой) под Ирсой. Ведь что такое огненный таран? Это когда лётчик, оказавшись в безвыходной ситуации в гибнущей машине, сознательно направляет её на скопление сил противника, чтобы погибнуть, нанеся врагу максимально возможный вред. После такого обычно не выживали. Или выживали, но оставались на всю жизнь калеками, как ещё один фронтовик из-под Задонска – стрелок ИЛ-2 А. И. Сафонов. Коробейников же всего месяц спустя после тарана успешно выполнял боевые задания под Москвой.


Значит, как минимум для красного пропагандистского словца написано: «Лётчик ещё мог выпрыгнуть с парашютом и приземлиться на территории, занятой врагом. Но он этого не сделал». Видимо, сделал, и сделал вполне успешно, приземлившись на свою сторону фронта.


Косвенное подтверждение того, что Коробейников направил на вражескую технику всего лишь успешно оставленный им пустой самолёт, можно найти в официальной истории 65 ШАП. Здесь зафиксирован факт совершения огненного тарана под Ирсой, но в графе «награды» стоит прочерк. Хотя в военно-патриотических очерках сообщается, что за свой подвиг Кузьма Петрович был «посмертно» удостоен ордена Красного Знамени. Но документальные свидетельства его награждения за Ирсу отсутствуют. Может, всё-таки отметили за героизм под Москвой?


Впрочем, раз уж смерть К. П. Коробейникова в результате огненного тарана оказалась сочинённой теми, кто привык увязывать подвиг с обязательной смертью героя, то и награждение Красным Знаменем оказывается под вопросом. Ведь представление к высшим наградам тогда было не только признанием боевых заслуг, но и подчёркивало политическую значимость совершённого. Одно дело, когда лётчик-комсомолец, не раздумывая, направляет горящий самолёт в смертельное пике «За Родину, за Сталина», и «чёрный удушливый дым от танков с крестами на башнях, расплываясь гигантской шапкой, разносит во все стороны весть о гибели Кузьмы Коробейникова, верного сына Родины»... Другое, когда лётчик-профессионал, ещё довоенный выпускник Борисоглебской авиашколы, налетавший до боёв определённый опыт, покидает гибнущую машину, доверенную ему Родиной, и спасает свою жизнь...


Кстати, полковой товарищ Коробейникова, Невкипелый, у которого на два боевых вылета меньше, был удостоен за бои под Москвой звания Героя Советского Союза. Но он был коммунистом. А вот у Кузьмы Петровича, видимо, не заладилось что-то по политической линии. Но это не помешало ему остаться в истории Великой Отечественной настоящим героем.


Пусть и без Золотой Звезды.


г. Задонск

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 19 ноября 2018 г.


Погода в Липецке День: -1 C°  Ночь: -5 C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх