itogi.lpgzt.ru - Общество Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
16 ноября 2009г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
ФОТО НЕДЕЛИ 
Время перемен
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Общество 

«Хочешь жить – двигайся!»

16.11.2009 "ЛГ: Итоги недели". Наталья Сизова
// Общество

Такого правила придерживается директор ГУ «Информационно-аналитический центр развития физической культуры и спорта Липецкой области» Елена Полынская.


В доме по соседству живёт удивительно дружная семья: папа, мама и двое прекрасных сыновей, один из которых – инвалид детства, прикованный параличом к инвалидной коляске. Недавно этот мальчик занял призовое место в соревнованиях по танцам. Среди колясочников. Вот такой силы было его желание победить мучающую скованность…


Впрочем, можем ли мы, вполне здоровые люди, до конца понять радость юного танцора? Ведь многим из нас лень даже сделать элементарную утреннюю зарядку…


– Я много думала: почему физкультура и спорт не являются для каждого человека гармоничной составляющей жизни? – рассуждает Елена Полынская. – Ответ искала в культурологии, психологии, философии. Есть такое понятие: триединство человека. В него входят тело физическое, психическое и тело мысли – ментальное. Когда три эти составляющие находятся в гармонии – человек здоров, бодр, жизнерадостен, а значит, счастлив. Если же каждое «тело» живёт само по себе – человек долго идёт по пути «проб и ошибок», нездоровья, терзаний и сомнений.


Моя принципиальная жизненная позиция заключается в том, что здоровье – это категория не для здравоохранения. А для физкультуры и спорта. Лечить человека «по частям» – на мой взгляд, неправильно. Мне ближе «восточный» подход: чтобы справиться с недугом, нужно сначала изменить ход своих мыслей. И, как говорится, далее по списку… Нужно научиться управлять своей жизнью, здоровьем, достижениями. Даже ребёнка мы учим: куда горшок поставить, куда вещи положить. Без этого сложно социализироваться. Сейчас нас пытаются повернуть к тому, чтобы мы были более самостоятельными и несли за себя персональную ответственность. От того, насколько в обществе здоровье в цене, зависит и уровень цивилизации. Если в цене колбаса, пиво и другие насущные биологические потребности, говорить о цивилизации смешно. Физкультура и спорт могут быть той областью, где человек сможет самореализоваться, развить в себе любой потенциал через движение, волевые усилия. Этот потенциал позволит на протяжении многих десятилетий успешно выполнять любую умственную и физическую работу. Причём отрезок времени, когда можно накопить жизненный ресурс, небольшой: до 25 лет максимум. К сожалению, об этом мало говорят и задумываются в детских садах, школах и вузах.



– В чём причина такого отношения?


– Есть интересный посыл: «Я делаю так, потому что знаю!» И тогда всё работает. И человек никогда не собьётся с верного пути. Он знает, что ограничение движений доведёт его до болезни. У нас чаще живут по другому принципу: «Делай, как тебе сказали». А зачем и что это даст человеку – не объяснили. И на этом построены почти все системы общества. Человек превращается в пассивное существо, которым, кстати, очень легко управлять. То есть, у него нет мотивации. В 2002 году в школах попытались ввести физическую культуру как знание. Но учителя оказались в сложной ситуации, потому что их тоже к этому не готовили. Как развить способности, укрепить нервную или сердечно-сосудистую систему? Об этом знают немногие.



– Можно ли заложить спортивное будущее ребёнка ещё до рождения?


– Конечно, в спортивной системе есть масса наработок по этой теме. Всё начинается с ритма, в котором, например, будущая мама танцует под музыку. Связь здесь прямая: если мама двигается, идёт активное кровообращение, приток питательных веществ к плоду. И клетки малыша запоминают это позитивное состояние. Поэтому после рождения ребёнок также будет стремиться к движению. Но здесь важно помнить, что объём нагрузок должен быть разным (в зависимости от времени суток, биоритмов) и комфортным. Этому нужно учиться, в том числе на уроках физкультуры. У меня есть большая мечта: чтобы в нашей области в ЕГЭ включили физкультуру. Эти знания стали бы ответом на вопросы: как научиться собой владеть и как быть здоровым!



– Но профессиональный спорт, как правило, травмирует и даже калечит. Может, лучше выбрать небольшие физические нагрузки?


– Спорт, в принципе, не может быть вредным. Другой вопрос – что мы понимаем под спортом, и кто к чему расположен? В детском возрасте заниматься спортом необходимо. Во-первых, формируются системы и функции ребёнка. Есть периоды, когда быстро растут кости и медленнее мышцы. Это сложный момент. И здесь просто необходимы регулярные тренировки. Не для олимпийских рекордов, а для того, чтобы организм набрал силу и развивался в гармонии. Конечно, навредить можно и в спорте. Примеры есть. Если тренер заинтересован только в разрядах и результатах, а закономерности спортивных тренировок игнорирует, то пользы от спорта не будет. Другое дело – профессиональные спортсмены. Они знают, за что бьются, зачем выдерживают непосильные нагрузки. Но таких не очень много. И если грамотно всё просчитать, то в будущем со здоровьем всё будет нормально.



– Чтобы не навредить, тренер или учитель физкультуры должны быть высокопрофессиональными, компетентными людьми. Много ли сегодня таких?


– Это один из самых больных вопросов спортивного сообщества. Профессионалов в этой отрасли сегодня действительно немного, и большинство из них уже в солидном возрасте. Они работают ещё по старым схемам, критериям. А за последние десятилетия жизнь, экология, питание очень изменились, поэтому нужны иные подходы, требования. Другой вопрос, что в Липецкой области нет ни одного профессионального учебного заведения для сферы физической культуры и спорта. В то же время у нас есть уникальная областная комплексная спортивная школа, и в каждом муниципальном образовании области трудятся её специалисты. Они ведут тренерскую работу по разным видам спорта и максимально нуждаются в более глубоком профессионализме как тренеры.


– А как понять, каким видом спорта лучше заниматься?


– На нашем сайте есть специальная диагностика. Каждый желающий может зайти туда, ввести свои параметры и получить информацию, к чему у него есть способности, каков его потенциал здоровья. Там же даны рекомендации, что нужно делать, чтобы этот потенциал сохранить и приумножить. А спортсменам будет интересно узнать, каких результатов в выбранном виде спорта можно добиться. Эти компьютерные программы составлены серьёзными научно-исследовательскими институтами.



– Елена Анатольевна, а есть ли какие-то общие признаки, по которым без компьютерной диагностики уже можно определить «спортивный потенциал», скажем, у ребёнка?


– Признаки, конечно, есть. У профессиональных тренеров, что называется, глаз намётанный, и они по росту и размеру стопы родителей и самого ребёнка, по конституции тела и психическим реакциям могут дать общий «прогноз». Например, если ребёнок быстро мыслит, у него устойчивая нервная система, чёткие и быстрые реакции, он может стать гимнастом, легкоатлетом. Кстати, определить это мог и обычный врач в поликлинике. Знаю случаи, когда первые рекомендации родителям и детям давали именно неравнодушные доктора, которые делают ставку не на медицинские препараты, а на естественные силы организма. Но чаще всего, к сожалению, педиатру бывает проще выписать справку, освобождающую от занятий физкультурой. А я бы сказала, освобождающую от жизни. Ведь если нет движения, тормозятся все процессы в организме. Остаются, образно говоря, мозги в нежизнеспособном теле. Сегодня, к сожалению, с двигательной активностью у нас большие проблемы. Почти у каждого есть личный автомобиль. Все – от детей до взрослых – «прилипли» к экранам телевизоров и компьютеров. Идёт мощная психологическая привязка к виртуальной жизни. А на улице – жизнь реальная. И если ребёнок не знает, что такое реальная жизнь, он не захочет выходить в мир.



– Как освободиться от этой психологической привязки?


– Если речь идёт о детях, то их нужно организовывать. Меньше говорить и больше делать. И здесь большую роль играют родители. Нужно грамотно подобрать ребёнку такую физическую нагрузку, секцию, которая приносила бы ему радость, чтобы у него была реальная, насыщенная жизнь, максимально наполненная движением. Вообще двигательный режим ребёнка должен составлять не менее шести часов в сутки. Он может быть разной интенсивности: утренняя зарядка, ходьба в школу и обратно, быстрые движения, бег и так далее. Сегодня, к сожалению, в школах акцент больше делается на знания. Но важно понять, что сами знания принесут обществу мало пользы, если в теле – болезни.


– Стало модным заниматься фитнесом для поддержания фигуры…


– Этот вид физической нагрузки подходит далеко не всем. Он может быть даже вредным. Есть такой тип сложения тела, которому анаэробные нагрузки нежелательны. Жаль, что люди об этом не знают. Да и инструкторы не всегда бывают профессионально подготовленными. Для некоторых из них, что человек, что болванка на станке – всё одинаково. И к физической культуре и спорту они не имеют никакого профессионального отношения.


– Елена Анатольевна, раньше были нормы ГТО. Потом их отменили. Как вы к этому относитесь?


– ГТО – это целая система в советской эпохе. Были в ней и положительные, и отрицательные моменты. Одно можно сказать определённо: в ГТО были ориентиры. Новых ориентиров в общероссийском масштабе пока не разработали. А вот в Липецкой области они есть: от 7 до 22 лет. К сожалению, они пока не очень широко внедряются среди населения. Здесь у работников физической культуры и спорта большое поле для работы. Вообще, за последние двадцать лет уровень двигательных способностей населения стал ниже по многим показателям. Более 50 процентов школьников имеют средние показатели физического развития, около 15 процентов – ниже среднего. Это по нашим разработкам и научно обоснованным данным.



– Случается, что у тех, кто занимается спортом, организм не справляется. Синдром внезапной смерти пугает многих. Как быть?


– У этой проблемы – много причин. Во-первых, часто виноваты взрослые, как родители, так и педагоги. Если ребёнок получил рекомендацию врача, если у него есть серьёзное заболевание, то активно заниматься спортом без постоянного медицинского контроля ему категорически противопоказано. Это правило, к сожалению, нарушают и тренеры, которые принимают в обычную группу такого ребёнка, да и сами родители, надеющиеся «вышибить клин клином». Во-вторых, у нас сегодня очень немного медработников, занимающихся сопровождением физических нагрузок, они не достаточно оснащены методами диагностики. В-третьих, порой просто отсутствует информация о серьёзных повреждениях организма. Если чётко выполнять обоснованные предписания, то случаев внезапной смерти быть не должно.



– Как же прожить жизнь без травм и болезней?


– В наши дни, к примеру, травмы у детей бывают от соприкосновения фаланг пальцев, например, с канатом или брусьями, не говоря уже о более сложных упражнениях. В результате эти важные для развития нервной системы и координации движений виды гимнастических упражнений запрещают. А на самом деле причины переломов в том, что изменился состав костной ткани (она стала более хрупкой), так как мы много лет питаемся продуктами с разными химическими добавками, особенно вредными для детей. Чипсы, газировка, жвачка, быстрые завтраки не идут на пользу. Родители должны об этом знать и приучать детей к натуральным продуктам.


Не следует экономить и на хорошем спортивном костюме, удобных кроссовках для ребёнка. Пусть у него будет стимул к движению, а не к просиживанию перед компьютером или телевизором. Разумно и осознанно стоит относиться и к так называемой моде. Если по телевизору показали открытый девичий живот с пирсингом на пупке, надо понимать: с рождением детей у этой девочки могут быть проблемы. Всё, что ниже талии – должно быть прикрыто, дабы не возникло ненужных болезней.


Даже если ребёнок часто болеет простудными заболеваниями, ни в коем случае не нужно лишать его движения. Пусть это будут хотя бы пешие прогулки с папой или мамой. Рано или поздно он перерастёт это состояние. Здесь важно не сравнивать малыша с другими детьми (часто именно сравнения по типу: «А у Пети получается лучше» делают из наших детей неудачников), дайте ему возможность развиваться самостоятельной личностью. Ребёнку нужна опора и уверенность в своих силах. Ему необходимо не менее двадцати психологических «поглаживаний» в день. Главное, чтобы маленький человек по мере взросления мог научиться ответственности за свою собственную жизнь, а потом и за жизнь близких ему людей.


Всё это в совокупности составляет физическую культуру и культуру вообще, фундаментом для которой, естественно, является семья. Что ребёнок воспримет в семье, то и понесёт по жизни. Если папа и мама физически здоровы, психически уравновешены, жизнерадостны, активно проводят досуг, вполне вероятно, что и ребёнок возьмёт для себя эти принципы. А значит, шансы на долгую, счастливую жизнь у него повышаются…


визитная карточка


Елена Анатольевна Полынская – кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Родилась в 1953 году, 11 августа (это, кстати, День физкультуры и спорта). Детство прошло на Сахалине. Школу заканчивала в Липецке в 1971 году. Поступила в Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге. Но по семейным обстоятельствам вынуждена была вернуться в Липецк. Со второго курса училась в Липецком педагогическом институте, который закончила в 1976 году. После института вышла замуж и уехала на Дальний Восток. Работала учителем физкультуры, тренером ДЮСШ. В 1982 году вернулась в Липецк, работала в Липецком педагогическом институте. С 1983 по 1987 год училась в аспирантуре Московского научно-исследовательского института физиологии детей и подростков при Академии педагогических наук. Затем работала на кафедре профессиональной подготовки учителя физической культуры ЛГПУ. С 2004 года – директор ГУ «Информационно-аналитический центр развития физической культуры и спорта Липецкой области»

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 19 ноября 2018 г.


Погода в Липецке День: -1 C°  Ночь: -5 C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх