itogi.lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
14 сентября 2009г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
ФОТО НЕДЕЛИ 
Что ни мужик, то изобретатель
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Культура 

Такая редкая роль

14.09.2009 "ЛГ: Итоги недели". Татьяна Щеглова
// Культура
Фото Татьяны Щегловой
Фото Татьяны ЩегловойВиктор Зябкин в роли Ивана в спектакле «Русские потешки»Роль Володи в «Житейских мелочах»Виктор Зябкин – лауреат Всероссийского конкурса чтецов«Приключения Чипполино»Такими они приехали в Липецк

Виктор Зябкин всегда хотел сыграть негодяя, но был настоящим театральным принцем почти 18 лет. А потом снял корону, оставив себе, вместо королевства, живое русское слово, пространство русского языка и… студентов. Заслуженный артист России, председатель Липецкого отделения Союза театральных деятелей выступает от Липецкой филармонии с литературными композициями и возглавляет театрально-режиссёрское отделение колледжа искусств.


В роли диктора – со школьной скамьи


О Викторе Зябкине смело можно сказать: и жнец, и чтец, и на дуде игрец. Причём складывается впечатление, что жизнь приготовила все эти роли заранее и просто поступенчато – всему своё время – вела его за руку.


Родился в Казахстане, в селе Маканчи Семипалатинской области. С детства любил читать и петь, а особенно – декламировать. За пение в школе его называли Робертино Лоретти, у Виктора великолепно выходило «О, моё солнце» – коронная фишка итальянского мальчика, чей голос в то время звучал из всех распахнутых окон.


Но стихи любил ещё больше. По словам Виктора, если наизусть задавали одно стихотворение, заучивал сразу два или три. Неудивительно, что когда в школе появилась своя радиоточка, Виктор, с его приятным голосом, отличной памятью и любовью к русскому слову, сначала стал диктором, потом главным редактором, а к десятому классу – председателем школьного радиокомитета.


Впервые Виктор Зябкин попал в Семипалатинский театр на спектакли «Аленький цветочек» и героическую, ныне мало кому известную пьесу Мдивани «Твой дядя Миша» и обомлел. Захотел стать актёром. Думать об этом было рановато. Но путь пролегал по всем правилам. Репертуар Робертино Лоретти сменили модные шлягеры Бюль-Бюль Оглы, количество концертов наращивалось, выступал уже не только перед сверстниками, но и на погранзаставах.


На какой-то момент судьба сделала вираж – родители настояли, чтобы сын поступил в техникум лёгкой промышленности, получил специальность, которая надёжно будет кормить. Виктор окончил техникум и два года проработал на обувной и галантерейной фабриках, в том числе шил покрышки для мячей. Но мечты своей не оставил. Одновременно поступил в Семипалатинскую студию «телевизионный театр» к Игорю Вишневскому, играл в драматических постановках, выступал в роли чтеца. Получалось. На улицах стали узнавать, и это первое признание укрепило в мысли о том, что актёрская дорога для него. С ещё двумя студийцами Вишневского Виктор решил попытать счастья в знаменитой московской «Щуке». Товарищи провалились на экзаменах почти что сразу, а Виктор добрался до третьего тура, но испугался неудачи и отступил. «Толпа абитуриентов была такая, что заняли очередь на прослушивание в 8 утра, а до экзаменаторов добрались к полуночи, шансов почти никаких», – вспоминает он. Втроём забрали документы, и всей компанией отправились в Новосибирское театральное училище. Там и ждала судьба…



И жизнь, и слёзы, и любовь


Линия жизни почти сразу обозначила себя в знаковой примете. Очутившись в Новосибирске, ребята набрели на сквер. Напротив красовалось затейливое здание с колоннами. Виктор Зябкин загадал: чем бы ни завершились экзамены, обязательно разузнать, что же находится в этом здании. Оказалось, что это ТЮЗ (Театр юного зрителя). Когда уже поступил, выяснилось, что педагог Зябкина в училище, заслуженный деятель искусств России Лев Белов – художественный руководитель этого театра. С педагогами повезло по всем направлениям. Училище возглавляла в то время заслуженная артистка России, ученица знаменитых актёров Раевского и Леонидова – Любовь Борисовна Борисова, сценическую речь преподавала Татьяна Михайловна Суханова, ученица Станиславского по его второй студии МХАТ.


А самое главное – Виктор встретил в этом городе свою спутницу жизни. Студентка Новосибирского училища Наталья Сергеева вскоре стала его женой и единственной на всю жизнь любовью.


Молодожёнов-выпускников пригласили работать в Куйбышев (ныне Самара), но очень скоро позвали в Челябинский театр – там работал молодой Геннадий Егоров, известный своей энергичностью и театральным новаторством. Ролей хватало. Виктор играл в спектакле «За всё хорошее – смерь» по Максуду Ибрагимбекову, в спектакле «Житейские мелочи» по рассказам Чехова, в спектакле «Добрый человек из Сезуана» по Брехту. Театр много гастролировал, выезжал с показами в Москву и на фестивали Брехта. По словам Виктора Зябкина, их высоко оценили театроведы Михаил Швыдкой и Анатолий Смелянский (завлит Художественного театра).


Кстати, именно с этим театром Виктор Зябкин попал в Таганрог на Первый чеховский фестиваль и получил там диплом за роль чеховского Володи (по мотивом рассказа «Володя»). Это стало первой «ниточкой» к Липецку, ведь Липецкий театр тогда уже встал на путь театрального эксперимента, и главный режиссёр театра имени Л.Толстого Владимир Пахомов произнёс свою знаменитую фразу: «Я проведу вас по вишнёвому саду»…


Семья ждала пополнения, решили на время вернуться в Новосибирск, к родителям жены, тем более что режиссёра, с которым работали Зябкины, сосватали к тому моменту в Питерский театр.


А в 1982 году друзья пригласили семью в гости в Липецк. Город понравился. Виктор не удержался и пошёл на беседу к липецкому главному режиссёру, узнать о возможных перспективах.



С именем Чехова


Владимир Пахомов встретил хорошо и сразу же предложил роли. С жильём оказалось сложнее. Зябкины с трёхлетним ребёнком два года жили в гостинице «Липецк». И, по словам Наташи и Виктора, «периодически теряли Егорку в длинном коридоре и номерах». Малыш смело знакомился с чужими людьми, а те его угощали кто чем мог.


В Липецком драматическом театре Виктор Николаевич проработал 16 лет, сыграны десятки ролей. Коронная роль, с которой, собственно, всё началось – Принц из «Золушки». Его он играл все эти годы, и не раз подходил к Пахомову с шуткой: пора бы, дескать, уже стать Королём. Но лучшего Принца, чем Зябкин, не находилось. Открытое доброжелательное лицо, светящиеся яркие глаза, подтянутая фигура… Пришлось сыграть заодно всех «иванушек» в сказках, хотя, по словам Виктора Николаевича, очень хотелось побыть на сцене злодеем. Но и злодеи, если перепадало, всё какие-то «ненастоящие», добрые – например, Рулле из «Малыша и Карлсона».


Сыграно, естественно, немало серьёзных драматических ролей – например, Петя Коломийцев в «Последних» Горького; сын кукольника Кузьма из «Сказок Старого Арбата» Арбузова (в одном из спектаклей играл вместе с Леонидом Броневым).


А когда в театр пришёл музыкальный режиссёр Яков Михайлович Лифшиц, пригодилось и умение петь. Виктор исполнил Гвидона в музыкальном спектакле «Сказка о царе Салтане», роль Тони в «Вестсайдской истории», Фреди в «Моей прекрасной леди», дьячка из «Сорочинской ярмарки» в сборном спектакле «Играем мюзикл», участвовал в вечере романсов «Я вас люблю, я думаю о вас», пел в детских спектаклях, среди которых, кстати, и «Аленький цветочек» – та самая сказка, после которой маленький Виктор Зябкин стал мечтать о театре. Жизнь завершила очередную спираль…


Много лет подряд Виктор Зябкин был секретарём парткома театра, председателем профсоюзной организации, директором-распорядителем по работе со зрителем, депутатом областного Совета.


Но все эти грани профессиональной и общественной деятельности не затмили давнего пристрастия к художественному слову, к литературным композициям. Актёр самостоятельно готовил программы из русской и зарубежной классики, читал стихотворения Пушкина, Бродского, сонеты Петрарки и Шекспира… В 1995 году Виктор Зябкин стал лауреатом Всероссийского конкурса чтецов-исполнителей Есенинской поэзии в Рязани.



Общество взаимовспоможения артистам


Есть в биографии Виктора Зябкина период, когда он, расставшись с театром, работал заместителем начальника областного управления культуры и искусства и преподавал сценическую речь в Липецком колледже искусств. По должности Виктор Зябкин почти 5 лет курировал областные учреждения искусства и учебные заведения и как никто другой узнал специфику и состояние дел на сценическом поприще.


Поэтому, когда предложили стать заведующим театрально-режиссёрским отделением колледжа и почти одновременно – возглавить Липецкое отделение Союза театральных деятелей, Зябкин был готов и к одному, и к другому.


Союз театральных деятелей появился в конце XVIII века как общество взаимовспоможения российским артистам. Социальные функции общественной организации остались прежними, добавилась задача пропаганды искусства. Виктор Зябкин возглавляет СТД с 2004 года, и за эти пять лет организация укрепила связь с самодеятельными театрами и организовала методическую помощь. Но главное достижение – при Зябкине СТД выиграл областной грант «Развитие творческих дарований для детей и юношества», и теперь третий год подряд организует областной конкурс чтецов «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Каждый раз на этот праздник собираются более 300 участников со всей области – от 4 лет до 21 года. Главная задача конкурса, по словам Виктора Николаевича, – настроить ребят на собственное отношение к словесному материалу, научить их самостоятельно расставлять акценты в художественном произведении и создавать свои литературные композиции. В рамках того же гранта Дом актёра на Фрунзе, в котором расположился СТД, с весны этого года превращается в сценическую площадку.



Студенты-лицедеи и слово


Премьерный спектакль на этой сцене отыграли студенты театрально-режиссёрского отделения колледжа. Был показан спектакль по пьесе Джона Пристли «Дженни Вильерс, или Зелёная комната» (постановщик – член СТД, режиссёр Надежда Хаврина). Спектакль идёт 3 часа без антракта, но зрителей – режиссёров профессиональных и самодеятельных театров, студентов колледжа и вузов – это нисколько не смутило. Во время просмотра из зала не ушёл ни один человек. Напротив, маленькое помещение не могло вместить всех желающих. Спектакль выдержал 10 показов.


Постановку весьма высоко оценили профессионалы. Вот, к примеру, мнение о спектакле художественного руководителя филармонии Наталии Мекаевой:


– За последние двадцать лет – это самый удачный спектакль в Липецке. Меня захватило и поразило происходящее на сцене: своей искренностью, пластическим решением, актёрскими работами. Ребята играли, как крепкие студенты театральных столичных вузов.


Виктор Зябкин настолько любит своих питомцев и вложил в них столько души, что за годы работы выпустил только один собственный курс, дипломной работой стал спектакль «Мещане» по пьесе Горького (кстати, очень актуальный на нынешний день), а над набором нового курса ещё раздумывает.


О том, как изменилась учебная жизнь с приходом Зябкина на должность заведующего театрально-режиссёрским отделением, красноречиво говорят сами факты. Новый заведующий привлёк на работу много молодых педагогов, появились перспективные талантливые студенты, среди которых – обычно это неразрешимая головная боль многих вузов – вполне достаточно юношей. Конкурс на отделении значительно вырос.


Недаром говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всём. Несмотря на занятость в СТД и училище, Виктор Зябкин не может и не хочет расставаться с поэтическим словом, которое он выбрал для себя со школьной скамьи. Этот талант продолжает жить и реализовываться с подмостков Липецкой филармонии. Слово «чтец», по признанию артиста, остаётся для него самым важным и самым святым.


Коронная программа, конечно, Есенинская – это литературно-музыкальная композиция совместно с заслуженной артисткой России певицей Татьяной Игнатьевой: «Всё, что далось мне, о том и пою». В оригинальном ракурсе предстаёт программа с камерным коллективом «Л-с трио» (скрипка, кларнет, фортепиано, руководитель – Татьяна Левитина), состоящая из двух отделений – по мотивам «Бахчисарайского фонтана» Пушкина и «Макара Чудры» Горького. По словам Виктора Зябкина, его, как никогда, привлекают сейчас тема любовной трагедии, размышления над любовью и смертью. Какую цену мы, современники, готовы заплатить сегодня за это?


Вполне вероятно, что эти же вопросы будут заданы зрителю в литературно-музыкальной композиции по произведениям Бунина, которую следует ожидать в наступающем 53-м филармоническом сезоне.



Почти 30 лет и три года


Бессменная спутница Виктора Зябкина по жизни и творчеству – его жена, актриса Наталья Ивановна Сергеева. Супруги вместе 32 года, в следующем году соответственно будет ещё один шаг в сторону Пушкина – «30 лет и три года». Эту пару мы не раз видели на театральной сцене – красивые и удивительно подходящие друг другу люди, да и их отношения между собой такие же красивые, как и они сами.


«Жить и любить – это значит заботиться», – считает Наталья. Сотрудники и коллеги, которые знают Виктора Николаевича как руководителя – по работе в областном управлении культуры и искусства, в СТД, – наверное, немало удивятся его домашним умениям и талантам. По рассказам жены, когда они жили в Новосибирске, Виктор параллельно с театром работал на фабрике, плёл макраме (была надежда заработать квартиру). А когда Наташа ждала ребёнка, шил ей пальто, сарафаны и платья.


Виктор и в Липецком театре удивлял сослуживцев тем, что вязал жене модные свитера. По словам Наташи, он умеет готовить, любит разводить цветы и «знает толк во всём, за что бы ни взялся – даже переплетает книги». Сейчас, с высоты прожитых лет (сын Егор давно вырос и закончил, как и родители, театральный вуз, у Зябкиных уже годовалая внучка), Наталья считает, что главные качества мужа – это его доброта и надёжность.


По молодости лет она не раз возмущалась, когда он возвращался поздно вечером, помогая кому-то или занимаясь общественными делами, ещё больше удивляло, что Виктор нередко бежал помогать тем людям, которые накануне злословили в его адрес. Но потом даже эти его качества жена поняла и приняла. Виктор – такой. Они думают одинаково и смотрят в одну сторону.


…В нашем разговоре Виктор Зябкин не раз посетовал: дескать, маловато сыграл противоречивых ролей, неплохо бы выдать на-гора какого-нибудь злодея всех времён и народов. А я вполне понимаю, почему режиссёры определяют для Виктора Зябкина положительных персонажей. Виктор просто создан для них. Ему не надо играть. Его реальная роль – роль порядочного талантливого человека, кстати, самая редкая по нынешним временам и самая востребованная.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Суббота, 15 декабря 2018 г.


Погода в Липецке День: -5 C°  Ночь: C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх