Пт, 20 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51
Пт, 20 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51
Пт, 20 Сентября, 2019

От «Русской классики» до модерна

Роман Хомутский, Николай Черкасов (фото) | 04.02.2013

30 января оркестр «Русская классика», успевший стать фаворитом у липецких почитателей камерной музыки, совместно с московской пианисткой, заслуженной артисткой России Полиной Федотовой, представили в большом зале Областного центра культуры и народного творчества новую программу, как всегда, изобиловавшую сюрпризами и яркими номерами.

Мы встретились с художественным руководителем «Русской классики» дирижёром Владиславом Булаховым за десять минут до выхода музыкантов на сцену.

– Рад снова приветствовать читателей «Итогов недели»! – радушно встретил нас Булахов.

– И мы рады вновь видеть вас в Липецке, Владислав! Сегодня «Русская классика» снова играет в ставшем уже привычным большом зале ОЦКиНТ. Как ощущения, считаете его уже своим?

– Каждый раз, когда приходится привозить кого-то из известных музыкантов, первый вопрос, который ты слышишь: как там зал? Для исполнения классической музыки помещение является таким же музыкальным инструментом, как и каждый, входящий в состав оркестра. Фирменный знак любой филармонии (а проехал я их за свою карьеру великое множество) – это её акустика, то есть зал с определёнными звуковыми характеристиками. Да, зал ОЦКиНТ совсем неплох, но здесь есть своя специфика, мы вынуждены работать с микрофонами, и во многом успех и хорошее звучание зависят от профессионализма звукорежиссёра. Липецкая филармония ведёт многообразную работу, и под требования, предъявляемые классическими музыкантами, солистами, однозначно нужен отдельный хороший зал. Акустический зал – делаю ударение на первом слове. Где можно играть и петь что угодно без помощи звуко­усилительной техники. В таком помещении исполнитель совершенно по-другому слышит и по-другому играет на инструменте, музыкальный баланс выстраивается естественным образом, а музыкант может варьировать свои действия на сцене, добиваясь нужного звучания. С микрофонами это сделать нелегко. «Русской классике», надеюсь, уготована долгая жизнь в Липецке, поэтому я обеими руками «за» новый собственный зал. Это нужно не только оркестру, но и солистам, народным ансамблям. И в первую очередь слушателям.

– Согласен. Чем собираетесь удивить сегодня?

– К каждому выступлению оркестра «Русская классика» мы стараемся приготовить для слушателей что-то новое и необычное. Полагаю, публика уже успела привыкнуть к тому, что мы исполняем достаточно редкие произведения. Сегодня мы отрепетировали любопытную программу. В первом отделении будет звучать струнная музыка Баха. А Зинаида Карандакова поёт несколько версий «Аве Мария». Это своеобразная ретроспектива, эволюция от Баха, Шуберта и Керубини до современного композитора Янченко. Во втором отделении будем играть фортепианный квинтет соль минор русского композитора Сергея Ивановича Танеева, я давно подумывал сделать его для Липецка. Несколько лет назад вместе с солисткой Московской филармонии, доцентом Московской консерватории Полиной Федотовой мы попробовали представить этот опус в составе оркестра. Оказалось, что в таком виде фортепианный квинтет зазвучал ещё более грандиозно, масштабно и впечатляюще. С тех пор мы горели желанием повторить успех, и наконец-то у нас получилось снова выйти вместе на сцену. Предполагаю, что музыку Танеева в исполнении оркестра Липецк доселе не слышал.

– 15 января в столице в очередной раз прошёл организованный вами VII Московский музыкальный фестиваль «Ты, Моцарт, бог…», в котором участвовали и липецкие исполнители. Расскажите, пожалуйста, об этом событии.

– В нынешнем году появилась возможность привезти на наш фестиваль липецкий хор и солистов филармонии. С ними мне уже довелось поработать здесь, поэтому я был абсолютно уверен в артистах и твёрд в намерении показать их искушённой московской публике. Мы рискнули и попали в точку. Во-первых, очень удачно выбрали зал Московского дома композиторов, идеально подходящий по акустическим свойствам для вокального исполнения. А во-вторых, одно изначально планировавшееся выступление неожиданно переросло в небольшой концертный тур. После Москвы мы все вместе отправились в город Жуковский, объединившись с детским хором под руководством Наталии Филатовой для того, чтобы спеть моцартовский «Реквием». Получилось солидно! Вообразите, на сцене одновременно находилось около ста человек! Хоры, оркестр, солисты… Мне кажется, все остались довольны: и судя по положительным отзывам московских критиков, и по овациям публики. Пели липчане убедительно, хор выступил очень уверенно, что даёт все основания думать о продолжении сотрудничества.

– До журнала дошла информация, что нашим артистам выпала редкая удача готовиться к ответственным гастролям в Москву под началом именитого западного преподавателя…

– Действительно, буквально за неделю до поездки на фестиваль мне удалось привезти в Липецк моего коллегу из Германии, певца и хормейстера, специалиста по вокалу, ректора Гамбургской частной консерватории Хольгера Лампсона. Он является видным специалистом по немецкой и австрийской музыке, так что лучшего консультанта и представить себе невозможно. По счастливому стечению обстоятельств после новогодних праздников Хольгер Лампсон был в Москве и принял моё приглашение провести несколько мастер-классов в вашем городе. За те два дня, что он провёл в Липецке, удалось сделать многое. Хольгер отметил высокий профессиональный потенциал солистов Липецкой филармонии, понравился ему и хор, с которым господин Лампсон поработал весьма продуктивно, дав массу новой информации по технике исполнения не только певцам, но даже и мне, дирижёру, открыв много любопытных тонкостей относительно вокальной музыки. Хольгер неплохо владеет русским, поэтому найти общий язык с артистами не составило труда. Он сразу показал, на что стоит обращать внимание при исполнении тех или иных вокальных партитур. Кроме того, объяснил некоторые языковые особенности пения на немецком. Как вы понимаете, работая с Моцартом, знать подобные вещи просто необходимо. Мы с директором филармонии Наталией Мекаевой уже думаем, как сделать семинары Лампсона регулярными. Я, как художественный руководитель оркестра, в таком партнёрстве очень заинтересован. Это сразу даёт возможность рассуждать о перспективе европейских гастролей.

– Отрадно слышать! Давайте вернёмся к «Русской классике». Название оркестра намекает на определённый репертуар, но поклонники вашего творчества уже заметили, что рамок оркестр для себя не ставит. Есть ли мысли продолжать эксперименты и расширять спектр исполняемых произведений за счёт современной академической музыки?

– Естественно! Я вообще считаю себя одним из главных пропагандистов современной музыки. И московский камерный оркестр «Времена года», возглавляемый мною, находится в постоянных творческих отношениях как с выдающимися российскими композиторами – Андреем Яковлевичем Эшпаем, Родионом Константиновичем Щедриным, Юрием Марковичем Буцко, так и с молодыми авторами. В прошлом сезоне оркестр исполнял в Липецке сочинения Григория Самуиловича Фрида, Бориса Израилевича Шнапера, Ефрема Иосифовича Подгайца.

Новая музыка не всегда проста в исполнении и восприятии, она требует особой тщательности и погружённости. Но практический опыт показывает, что классические и современные произведения в рамках одной программы выгодно оттеняют и дополняют друг друга.

– Спасибо!

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных