Вт, 19 Марта, 2019
Липецк: +3° $ 64.67 73.36
Вт, 19 Марта, 2019
Липецк: +3° $ 64.67 73.36
Вт, 19 Марта, 2019

Путеводные звёзды Героев Отчизны

Александра Галинская | 15.06.2009

Когда торжественно поднимается Государственный флаг России, пусть в наших сердцах всегда звучит команда: «Равнение на Героев!»

С Героем Советского Союза Юрием Чуриловым мы встретились накануне Дня России. И это вполне естественно. Ведь главный праздник страны должны олицетворять те, кто достиг нравственной вершины в деле служения Отечеству.

Правда, сам Юрий Иванович высоких слов не приемлет. Считает, что как такового подвига не совершал. Присуждение высшей государственной награды было для него в 1984 году полной неожиданностью. Да и сегодня, вспоминая прошлое, он считает его не героическим, а самым обычным для лётчика корабельной штурмовой авиации.

Вертикаль Чурилова

Другим за всю жизнь не удастся испытать того высшего напряжения физических, интеллектуальных и моральных сил, которое и характеризует героический поступок. А для него это напряжение было «рабочим» состоянием в каждом полёте. С этой точки зрения он действительно не совершал подвиг. Он просто жил внутри его, дышал им. Он вместе с товарищами творил отечественную морскую авиацию. И делал это с удивительной душевной щедростью, с настоящим мужским азартом. Такое вот было поколение.

И время было удивительное. Время соединения в одной боевой задаче суперкораблей и новых летательных аппаратов. Юрий Чурилов пришёл служить на Тихоокеанский флот, когда пилотов тяжёлых авианосцев было меньше, чем космонавтов. Отряд последних насчитывал сорок человек, а он стал всего двадцать вторым лётчиком, который взлетел самостоятельно на новеньком Як-38.

Взлёт этого самолёта способен заставить любого зрителя усомниться в законах гравитации. Многотонная машина без разбега поднимается в воздух и уже через несколько минут, набрав скорость, подходит к звуковому барьеру. Она способна подняться с палубы авианосца и на неё же совершить посадку.

Но возможности вертикального самолёта могли проявиться только при наличии мастерства и отваги испытателя. Чурилов получил свою машину, когда она была, мягко говоря, необычна в поведении на различных режимах. Методика по управлению ею практически отсутствовала. Поэтому и полётов в штатном режиме тоже не было.

Лётчик, осваивающий новую технику, испытывает не только саму машину, но и свою судьбу. Трижды за время службы в палубной авиации Чурилов получал приказ катапультироваться. Однажды это пришлось делать над морской глубиной, и однополчане долго потом удивлялись, как ему удалось «выплыть».

Не меньшее восхищение вызвал и его выход из вертикального режима при посадке самолёта с придавленным птицами двигателем. Рискуя жизнью, удалось ему спасти боевую машину и в ситуации, когда, казалось, авария была неизбежна из-за не докрученной механиком гайки.

А какой филигранной точностью нужно было обладать, чтобы своим самолётом перекрывать люки с фотоаппаратурой американских авиаразведчиков, кружащихся над палубами наших авианосцев. Но иначе действовать было невозможно при защите интересов Отечества, ведь корабль, где бы он ни был, – это территория страны.

Однажды командующий Тихоокеанским флотом назвал Юрия Чурилова поэтом вертикального взлёта. И с этим все согласились. Не оспорим и его вклад в усовершенствование посадки самолёта с коротким разбегом. Трудно переоценить его работу по повышению мастерства лётчиков подчинённого ему 311-го отдельного корабельного штурмового авиаполка.

Так что вполне по заслугам подполковнику Юрию Ивановичу Чурилову было присвоено звание Героя Советского Союза. Конкретно – за достижение высоких показателей в овладении новейшей боевой техники, мужество и героизм, проявленный при несении боевой службы. Кстати, он единственный среди авиаторов ВМФ СССР, кто получил Золотую Звезду в мирное время.

Только судьбы в архив не отправишь

Время тогда было действительно мирное, несмотря на то, что шла холодная война. Настоящие потрясения начались позже. Распад Советского Союза поставил точку в биографии замечательных советских авианосцев, так как не стало государства, для обеспечения безопасности и интересов которого создавались эти суперкорабли. О том смутном времени, о трагедии флота много сказано и написано. Но никогда не рассосутся рубцы в душах и умах соотечественников, для которых события 90-х годов прошлого столетия стали личной трагедией. Лётчики 311-го отдельного корабельного штурмового авиаполка, которым семь лет командовал Юрий Чурилов, вряд ли забудут один из дней 1995 года, когда они в последний раз собрались своим боевым соединением… для расформирования.

Конечно, можно было бы служить и дальше. Чурилову предлагали место и в штабе, и на берегу. Но всё это напоминало бы о том, что в одночасье рухнуло дело всей его жизни. И он предпочёл уйти в отставку. Приехал в Липецк. Быстро наладил дружеские связи с местными авиаторами. Устроился на работу в аэроклуб. Помогал молодёжи осваивать лётную технику, прыгать с парашютом. Но нельзя научиться летать теоретически, а количество лётной подготовки сократилось в то время до 10-20 часов в год.

Без дела Юрий Иванович сидеть не привык, поэтому на предложение возглавить областной государственный архив согласился сразу. Однако через две недели заявил своему женскому коллективу: «Не смогу я здесь работать. Всё мне непонятно: термины, движение документов… Не по мне должность». А вот мнение коллектива было прямо противоположным: «Другого руководителя нам не надо». В Чурилове разглядели главное: порядочность, честность, уважение к людям. А знание инструкций – дело наживное.

Собственно, его «начальственные» принципы остались теми же, какими были в его бытность командиром лётчиков. В полку от Чурилова никогда не слышали резкого окрика, он никогда не позволял себе не уважительного отношения к подчинённым. Для них он всегда был непререкаемым авторитетом и в большом, и в малом.

До сих пор вспоминают однополчане его заповедь: «Власть употребить и дурень сможет, убеждай умом!». Да, они многое что помнят, лётчики морской авиации. На недавнем общем сборе по поводу юбилея полка разговоров, как всегда, было много. И песен было спето немало: и знаменитых бардовских, и своих. В одной из них «До свидания, полк» есть такие строки:

Может, кто эту тризнуИ внесёт в свой актив.Только судьбы и жизниНе отправишь в архив.Каждый день, что был прожит,Не уходит в запас.Память всё подытожит, Ничего не предаст.

Сегодня Юрий Иванович относится к этим словам с поправкой на свою нынешнюю должность. Память всё подытожит… Только её сохранить надо. Этим и занимается коллектив ОГУ «Государственный архив Липецкой области» под руководством своего боевого директора.

Эстафета подвига

Особое, трепетное отношение у Юрия Ивановича ко всему, что касается земляков-героев. Неважно, как в разные времена называлась страна, главное – всегда были, есть и будут люди, которые готовы совершить подвиг во славу Отечества. Нужно воздать им должное, вернуть уважение к славным сынам Родины. Нужно, чтобы молодёжь видела, как ценит страна истинных патриотов.

Когда-то в нашем государстве это понимали. В 1931 году газета «Правда» вышла с шапкой полосы «Страна должна знать своих героев». В течение года в центральном издании появлялись материалы, посвящённые ударникам, передовикам и орденоносцам, а сама фраза стала лозунгом на многие годы. Старожилы вспоминают, что когда в Липецк приезжал один из первых Героев Советского Союза Михаил Водопьянов, люди узнавали его, приветствовали. Знают ли липчане ныне здравствующих Героев-земляков? Далеко не все. Сами они со своими высокими наградами по улицам не ходят, на баннерах их портреты не размещают, в эфире их голоса звучат крайне редко.

Возглавив недавно Липецкое региональное отделение Российской Ассоциации Героев, Юрий Иванович Чурилов решительно взялся за восстановление этой исторической и нравственной несправедливости. Он попытался привлечь внимание властных структур и общественности к отмечавшемуся в этом году 75-летию учреждения звания Героя Советского Союза. Он активно ведёт подготовку к 110-му дню рождения Михаила Водопьянова. Он накануне Дня России постарался собрать вместе обладателей высшей награды Родины, их родителей, вдов, родственников, земляков, в разное время совершивших подвиги, но, увы, уже ушедших из жизни.

Говорят, героями не рождаются. Всё зависит от воспитания, от примеров, которые есть для подражания. Десятков лекций о патриотизме может стоить одна встреча с человеком, который всем существом своим пережил высшую точку служения Отчизне.

– Это знаете, как с укладкой парашюта, – говорит Юрий Иванович. – Можно долго рассказывать и показывать, как нужно делать. Но безусловно и безукоризненно самые строгие инструкции исполнятся только в том случае, если ученик будет знать: это мой парашют, и я сегодня буду с ним прыгать.

Слава Богу, у нас есть на кого равняться молодым. Именно их, а не залётных эстрадных звёзд нужно «пиарить» в первую очередь. Пусть такие люди станут нашей национальной идеей – настоящие герои – полярники, спортсмены, летчики-испытатели, учёные. Ведь большая часть проблем у нас как раз из-за того, что мы перестали смотреть на звезды, в том числе и на Золотые. А они вполне могут и должны стать путеводными для страны, желающей быть великой, уважающей себя и своих граждан.

Фото Анатолия Евстропова

Фото Анатолия Евстропова

Прыжки с парашютом – любимый вид спорта Юрия Чурилова. Фото ОГУ «Государственный архив Липецкой области»

Прыжки с парашютом – любимый вид спорта Юрия Чурилова. Фото ОГУ «Государственный архив Липецкой области»

Полковник Чурилов руководит полётами штурмового палубного полка. Фото ОГУ «Государственный архив Липецкой области»

Полковник Чурилов руководит полётами штурмового палубного полка. Фото ОГУ «Государственный архив Липецкой области»

Фото Анатолия Евстропова Прыжки с парашютом – любимый вид спорта Юрия Чурилова. Фото ОГУ «Государственный архив Липецкой области» Полковник Чурилов руководит полётами штурмового палубного полка. Фото ОГУ «Государственный архив Липецкой области»
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных