itogi.lpgzt.ru - Культура Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
8 июня 2009г.<>
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
ФОТО НЕДЕЛИ 
Время перемен
Администрация Липецкой области
Липецкий областной Совет депутатов
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
Телерадиокомпания Липецкое время
Культура 

С верой сквозь горе и время

Дарья Емельянова привезла в родной Липецк на фестиваль "Золотой Витязь" фильм "Лифт Арцутанова"
08.06.2009 "ЛГ: Итоги недели". Евгения Ионова
// Культура
Фото Евгении Ионовой
Фото Евгении Ионовой

Человеческая жизнь – синусоида с огромной амплитудой. Всё в себя вмещает – и горе, и счастье. И справиться с этим человек может только с верой.


Только она помогает не свергнуться опрометью с вершин блаженства в пучину апатии. Только она в силах не дать отчаянью опутать душу… Только она позволяет человеку выскочить за рамки эгоцентризма и не допускает гордыню, разрушающую личность и целостность мира, на царство… Чаще всего такие мысли посещают меня по окончании службы или просто в Храме, когда благодарность Господу не умещается в личный словарный запас. Но на сей раз был не тот случай…


Никогда не была поклонницей провинциальных кинофестивалей – мне казалось, что это некий праздник «для своих», так сказать, выезд на природу. Не изменил моего мнения и прошедший «Золотой Витязь». Слишком уж много было какого-то неприкрытого противопоставления себя – остальным, погрязшим в коммерции и гламуре (приезд Никиты Сергеевича Михалкова и Никаса Сафронова, конечно, не в счёт), некоего барства, нежданно-негаданно спустившегося на нашу землю. Я вообще очень настороженно отношусь к активным проповедникам «за пятьдесят» с богатой биографией. Что-то есть в этом фальшивое и явно противоречащее их же новым принципам. Речь, конечно, не о них, да и фестивали подобны океанам с двумя течениями – тёплым и холодным, бегущими в разные стороны. Не стоит даже обсуждать весомость финальной гоголевской точки кинофорума. Но я – давняя поклонница документального кино, и здесь «Витязь» устроил мне именины сердца.


Однако признаюсь честно, что попала я в зал колледжа искусств имени К.Н. Игумнова, где демонстрировались конкурсные ленты в номинации «Дебют и студенческие фильмы» только волею случая…


Едва начался показ, как я поймала себя на мысли, что нечто подобное испытываю, слушая музыку – исчезает время и деформируется пространство. С каждым новым фильмом для меня открывался иной, незнакомый мир – человеческая жизнь. Я не знаю людей, ставших героями этих картин, я никогда не смогу соприкоснуться с ними лично, но они приоткрыли мне тайну своего существования, заставили понять заново, как в интервью, когда говоришь с человеком, которого впервые видишь, – как велик замысел Божий! Мир людей – вот непознанная Вселенная, которая никогда не будет изучена, потому что каждую секунду кто-то неизвестный приходит сюда, а кто-то, так и не открытый, покидает сие место.


Что такое человеческая цивилизация? Это башня, выстроенная людьми иной психической организации. А мы – «нормальные» – живём внутри этой конструкции и самое большее, что можем сделать – не развалить её. Ведь что есть гений, как не Космос?! И если ты горд своей одарённостью, культивируешь свою самость, забывая поблагодарить за подарок, – превращаешься в своеобразную чёрную дыру, всасывающую самого себя.


Если увлечение становится культом и способом жизни – в конечном счёте оно разрушает человека и ничего, кроме разочарования, не приносит. Но есть в жизни то, что раскладывает чёрный цвет, которым окрашивается мир после гибели ребёнка, на множество оттенков. И собственное существование становится дорогой к детской душе, встречу с которой нужно заслужить. Ведь сквозь горе можно пройти только с верой. Иначе – пустота.



Бег с камерой за гением


– А вы знаете, что такое космический лифт? – спрашивает на бегу нелепый старичок у обескураженных прохожих. – Это я придумал…


Ещё в начале шестидесятых годов XX столетия ленинградский математик Юрий Николаевич Арцутанов сделал расчёты, позволяющие подниматься в космос на лифте. Это была его победа мысли! Но тогда даже представить себе этого было невозможно. А сегодня благодаря нанотехнологиям почти реально сплести нужного диаметра канат и пустить по нему лифт. Хотя знаменитый фантаст Артур Кларк в романе «Фонтаны рая» предсказал подобное в 3000 году.


– Мне ничего не нужно, только скажите мне «спасибо», ведь я же не для себя одного старался, – мне так и слышались эти слова, хотя Арцутанов их так и произнёс, а сердце щемило…


Фильм «Лифт Арцутанова» привезла на конкурсную программу фестиваля выпускница Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Дарья Емельянова. Она приехала даже не на фестиваль, она вернулась домой.


Золушка, Маленькая разбойница в «Снежной королеве», Принцесса из «Кота в сапогах» – всё это роли, которые до сих пор у многих липецких театралов ассоциируются с актрисой Людмилой Мунировой (Ролдугиной)…


Некоторое время назад в Доме Мастера выставлялась экспозиция из собрания Анатолия Нехорошева. Среди авторов был Игорь Ролдугин, липецкий художник. Два этих имени здесь не случайны: Даша Емельянова – дочь Людмилы и Игоря Ролдугиных. Она – коренная липчанка, жившая здесь до двенадцати лет. Потом творческая дорога родителей привела их в Санкт-Петербург. А «Золотой Витязь» вернул Даше город детства. Здесь была её первая общеобразовательная и воскресная школа, здесь она часами бродила по подвалам и чердакам Академического театра драмы, пока мама репетировала, здесь она, усилием воли отца, училась рисовать.


– В моём представлении мама и папа – это один большой любимый человек. И как-то определить степень влияния на меня каждого из них по отдельности – очень сложно, – говорит Даша. – Папина мастерская была у нас дома, а так как мы жили в малюсенькой однокомнатной квартире на Манеже, то все впитали в себя запах краски. А я так вечно была ею испачкана. То, что мама актриса, я знала с самого детства и, будучи маленькой, успокаивала её, если костюм, например, казался ей неподходящим. Сейчас же мама вплотную занялась режиссурой, снимает короткометражные фильмы для детей. Вот недавно её работы были высоко оценены на международном фестивале «Сказка». Наверное, не случаен и мой выбор профессии: режиссёр – это некое связующее звено между художником и актрисой. Режиссёр создаёт свой мир, в котором воплощает всё, о чём мечтает, он сам себе задаёт вопросы и сам же на них отвечает. Конечно же, когда я поступала, то об этом не думала. Всё пришло позже.


Сейчас у Даши – время документального кино (хотя в планах – съёмки и игрового). Это некий период накопления опыта, узнавания мира. А через её камеру и мы знакомимся с людьми, которых она сделала своими киногероями. А герои приходят в Дашину жизнь по-разному: кто-то и вовсе не задерживается, а чья-то история становится частью её режиссёрского замысла, а следовательно, и её самой. Именно так случилось с Арцутановым. Будучи ассистентом режиссёра на «Леннаучфильме», Даша увидела документальный фильм о космическом лифте, на премьеру которого прибежал, перепрыгивая через ступеньки, восьмидесятилетний изобретатель. Человек этот, его гений и судьба студентку театральной академии поразили. Сразу же захотелось рассказать о нём всему миру. Она взяла в руки любительскую камеру и начала его записывать.


– Он даже предлагал мне некоторые режиссёрские ходы, – вспоминает Дарья Емельянова. – То побежит куда-то, то с кем-то заговорит... У меня уже по ходу нашего общения в голове сложилась вся картина фильма, ещё неотснятый, он был внутренне мною смонтирован. Юрий Николаевич удивительный человек, харизматичный, бегущий впереди времени. Несмотря на то, что он понимает – при его жизни запуск лифта невозможен, мне кажется, он уже давно в космосе. Наверное, потому, что мы были интересны друг другу, фильм получился за месяц. Но, конечно, в его 14 экранных минут вместилась маленькая часть отснятого материала: ни его другие изобретения, ни сложные обстоятельства личной жизни в картину, к сожалению, не вошли.


Фильм «Лифт Арцутанова» стал и дипломной работой Даши. Но при этом уже сейчас её мысли заняты новой историей – судьбой звонаря, человека неординарного, «обдуваемого всеми ветрами» – как сама Даша его определяет. И поисками продюсера...


Несколько лет назад, роясь в шкафу, Даша достала мамино театральное платье и задала вопрос: «Могло ли оно быть моим свадебным?» Ответ пришёл немного позже – именно в нём Даша выходила замуж, хотя изначально планировала сделать это в джинсах и майке.


– Жизнь срежиссировать невозможно, – говорит Даша. – Планировать тоже. Всё происходит не так, как ты задумывала. Лишь потом понимаешь, что высшие силы режиссируют и монтируют всё так, как и должно быть. Вот и мой приезд в Липецк в качестве конкурсантки, наверное, не случаен. Ведь от меня чего-то ждут как от взрослого человека. А мы с Арцутановым понравились друг другу потому, что в нас обоих очень много детского. Вот и Липецк меня снова превращает в ребёнка.


«Золотой Витязь» – не первый конкурс Дарьи Емельяновой. За фильм «Жажда жизни» на фестивале «Саратовские страдания» Даша получила одну из главных призовых статуэток. Фильм «Лифт Арцутанова» отобрали и на конкурс «Послание к человеку», который пройдёт в следующем году в Петербурге. Пожелаем землячке успехов и порадуемся за наших в Питере.

Поделиться ссылкой:  
Загрузка комментариев к новости...
Понедельник, 19 ноября 2018 г.


Погода в Липецке День: -1 C°  Ночь: -5 C°
Авторизация 
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 
  Вверх